"Учите говорить правильно" (развитие речи детей от 1 года до 2 лет)
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

 Кудашева Елена Викторовна
В данный статье говорится о наиболее значимых и активных изменениях в речевом развитии детей от 1 года до 2 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_ot_1_do_2_let.docx135.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Учите говорить правильно»

(развитие речи детей от 1 года до 2 лет)

Ранний возраст является важнейшим жизненным этапом для каждого человека. Происходят наиболее значимые и активные изменения в его жизни. Развитие речи ребенка от 1 года до 2 лет происходит очень стремительно. За относительно короткий временной отрезок ребенок учится разговаривать на родном языке, осваивает использование жестов и прочих способов коммуникации. Речь является главным способом организации успешного взаимодействия между человеком и окружающей действительностью. Логопед беседует с детьми                      Мать разговаривает с маленькой дочкой

Первые слова всеми детьми произносятся к одному году. Они примерно одинаковые для всех малышей. Их слоговая структура больше похожа на лепет и обычно основана на звукоподражаниях. Слова, применяемые малышом при общении, составляют его активный словарь. Но уже годовалому крохе понятно гораздо большее количество слов, чем он способен сказать. Понимаемые слова называются пассивным словарем. С первых слов, имеющихся в активном и пассивном словаре, начинает свое становление начальный детский лексикон − истинный словарный запас, принадлежащий ребенку на начальной стадии овладения родным языком. Приблизительный набор слов, составляющих начальный детский лексикон, строится на таких индивидуальных особенностях ребенка, как его возраст, пол, доступные ему бытовые и игровые манипуляции, а еще зависит от ближайшего окружения и информации, полученной от взрослых. Количество слов, составляющих начальный детский лексикон, ограничивается из-за специфики развития познавательных процессов и обычно составляет не более 500 к двум годам (общее количество понимаемых и произносимых слов). Существует период, длящийся приблизительно полгода с момента появления первых слов. В это время происходит постепенное освоение произношения небольшого числа слов, имеющих наиболее важное для ребенка значение. Такие слова могут обозначать одновременно несколько предметов или явлений, поэтому суть детского высказывания можно понять только исходя из контекста ситуации, в которой происходит общение. К полутора годам большинство малышей используют порядка тридцати слов, произносимых довольно понятно. Это обусловлено тем, что после восемнадцати месяцев детьми с легкостью осваиваются произвольные артикуляционные упражнения. Это провоцирует дальнейшее развитие их речевых способностей, что позволяет воспроизвести необходимую артикуляцию, подражая старшим. Слова, численность которых с полутора лет стремительно увеличивается, начинают приобретать постоянные четкие значения, их можно отнести к определенным морфологическим категориям. К двухлетнему возрасту происходит преобразование пассивного словаря в активный, ребенок начинает употреблять много слов, которые до этого момента знал, но не мог сказать. Этот процесс протекает очень стремительно и называется «лексическим взрывом». 

Постоянно подражая старшим, малыш стремительно осваивает новые слова, пытается повторить целые высказывания. Приблизительно к двум годам в речи ребенка возникают первые словосочетания, построенные из используемых слов. Первыми в речи малыша появляются предложения в «телеграфном стиле» − без грамматического оформления. Разнообразные глаголы, употребляемые при коммуникации, скопированы из разговоров взрослых, ребенок верно применяет их только в конкретной ситуации. Эти формы носят название «замороженные» из-за невозможности их самостоятельного изменения. Их возникновение является значимым этапом в речевом развитии ребенка. Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста 

Часто взрослыми при коммуникации с ребенком применяются экспрессивно-мимические средства общения вместо речевых. Но правильным для успешного речевого развития является использование слов, обозначающих реальные предметы и совершаемые в конкретный момент действия. Речь взрослых предполагает яркую эмоциональную окраску и выразительность, необходимо соблюдать интонации. Нужно выделять ударные слоги и точно артикулировать звуки. Важно, чтобы при общении ребенку были видны одновременно движения губ взрослого и называемый предмет. Внимание малыша нестабильно, поэтому простое механическое подражание не принесет желаемого результата. Чтобы он надолго сохранял заинтересованность занятием, необходимо подбирать интересные ему предметы.

Таким образом, главным достижением речевого развития, имеющимся у ребенка к двум годам, является поэтапный переход от лепета к полноценным фразам, смысл которых понятен другим людям. Значительные изменения затрагивают и семантическую сторону детского высказывания: от демонстрации эмоций или потребностей малыш приступает к наименованию предметов и различению их свойств и выполняемых действий. В этот возрастной период познавательное развитие протекает значительно быстрее речевого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...

Выступление на родительском клубе с докладом на тему: «Учимся играть правильно – развитие речи с помощью игры»

В докладе есть: характеристика речевого развития детей 4 — 5 лет, рекомендации по развитию речи дошкольников 4 — 5 лет, игры на развитие речи детей 4 — 5 лет....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...