Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: Автоматизация звука Л.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

В основу логопедического занятия положен комплексно-игровой метод в сочетании с наглядными игровыми приемами. На каждом этапе решаются задачи по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, а также развитию связного высказывания.

Схема построения занятия отмечается следующими моментами:

- в организационный момент включается создание эмоционального настроя ребёнка на данное занятие;

- в ходе занятия предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные, артикуляционные упражнения;

- физкультурные минутки несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия;

- предусматриваются задания по коррекции психических функций.

        Предложенный конспект является одним из возможных вариантов проведения занятий и может быть использован учителями-логопедами, особенно теми, кто только начинают работать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком

старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Тема: Автоматизация звука Л.

Цели и задачи: Закреплять навык четкого произношения звука Л в слогах, словах, предложениях, связной речи.                                                                                               Развивать фонематическое восприятие, мышление, внимание,  мелкую и общую моторику.  Воспитывать самоконтроль.                                                                                                                                 Оборудование: картинки зимующих и перелётных птиц (ласточка, соловей, галка, дятел, голубь, щегол), следы птиц,  аудиозапись пения птиц, индивидуальное зеркало, схема анализа артикуляции звука Л, музыкальные инструменты (барабан, треугольник).

Ход занятия

1.Организационный момент  «Настроение». Развивать  мимические движения, слуховое восприятие, фонематический слух.                                                                                  - У нас сегодня гости,  поздоровайся. Ребенок стоит рядом с логопедом, здоровается.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Послушай стихотворение и мимикой покажи своё настроение:                                                          За окном весёлых птичек стая,                                                                           расшумелись так, что не до сна.                                                                               На поляне снег уже растаял -                                                                             значит, к нам опять пришла весна!                                                                  Слушает стихотворение и мимикой показывает своё настроение (улыбается, сердится, грустит, радуется).                                                                                      2. Введение в тему. Развивать общую моторику, координацию речи с движением.                                                                                                                1).«Чьи следы?»                                                                                                          На полу следы  птиц.                                                                                                        - Посмотри, что это?                                                                                           Ребёнок отвечает:                                                                                                           - Это следы.                                                                                                                    - Покажи, как ты удивился.                                                                                           - Чьи это следы?                                                                                                              - Это птичьи следы.                                                                                                        - Интересно, почему так много птичьих следов? Пойдём, посмотрим.                                             Шагает по следам, ставя ногу в каждый след, повторяя  слова.                                 Очень трудно так шагать -                                                                                          Ножкой в след попадать.                                                                                         Топ-топ-топ.                                                                                           2).Упражнение «Зимующие – перелетные птицы». Развивать словесно-логическое мышление.                                                                                                                   На мольберте картинки с изображением птиц.                                                          - Посмотри -  кто это?                                                                                                       - Это птицы                                                                                                                     - Назови птиц.                                                                                                                 - Дятел, голубь, соловей, иволга, галка, ласточка,  щегол.                                       - Раздели птиц на две группы.                                                                                       - Почему ты так разделил птиц?                                                                                   - Назови зимующих птиц.                                                                                              - Назови перелётных птиц.                                                                                            Ребёнок распределяет картинки  птиц: зимующие  птицы на одном мольберте, перелетные - на втором.  Объясняет.                                                                        3. Объявление темы. Настроить ребёнка на восприятие изучаемого материала. Развивать фонематическое восприятие                                             - У каждой птицы для тебя задание. Первое задание приготовила ласточка.                                                 - Назови первый звук в её названии (ласточка).                                                        - Звук Л.                                                                                                                            - Ты догадался,  какой звук мы будем учиться правильно говорить?                      - Мы будем учиться правильно говорить звук Л.                                                      4. Повторение изученного материала. Снять мышечное напряжение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            1). Лицевой массаж                                                                                             Ребёнок сидит за столом, выполняет расслабляющий массаж по массажным линиям.                                                                                                                  Солнце с неба посылает                                                                                         лучик, лучик, лучик                                                                                                      И им смело разгоняет                                                                                              Тучи, тучи, тучи.                                                                                                          2). Артикуляционная гимнастика. Совершенствовать артикуляционную моторику: умение принимать и  удерживать позу, переключаться с одного артикуляционного движения на другое.                                                                 - Чтобы правильно произносить звук Л, надо выполнить гимнастику для языка:                                             Птицы отдыхают  («Птенчик спит»),                                                                                    Крылышками машут  («Качели»),                                                                                                 На деревья сели   («Парус»),                                                                                                    Вправо, влево посмотрели  («Погладь бугорки»)                                             Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения перед индивидуальным зеркалом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             3). «Голоса птиц»  (аудиозапись)   Развивать слуховое внимание.                              - Послушай. Что ты слышал?                                                                                       - Я слышал, как поют птицы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    4).Произношение изолированного звука Л                                                               - Чтобы пение птиц было красивым, птицы долго отрабатывают звуки. И мы с тобой тоже будем учиться правильно произносить звук Л.                                                        - Произнеси звук Л длительно: ЛЛЛЛЛЛЛ.                                                                - А теперь отрывисто: Л-Л-Л-Л                                                                                                      Произносит изолированный звук Л сначала длительно, потом отрывисто.         

 5).Анализ артикуляции звука. Закрепить правильное произношение изолированного звука Л.                                                                                               - Расскажи, как правильно произносится звук Л.                                                   По плану-схеме рассказывает о положении органов артикуляции при произнесении звука Л.                                                                                                          6). «Весенний ветерок». Вырабатывать длительную направленную воздушную струю.                                                                                                                              - Голуби летели, на дерево тихо сели. Сделай вдох носом.                              Подуй на птиц.                                                                                                             7). Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика «Дятел». Развивать мелкую моторику, координацию движений                                                                                               – А это задание дятла.   Выполняй и проговаривай вместе со мной:                                                                Дятел выдолбил дупло.                                                                                          Было дятлу в нём тепло.                                                                                          Жил он вместе с папой                                                                                                  Под еловой лапой                                                                                                            Дятел дерево долбил.                                                                                                 Ты всё точно повторил.                                                                                                5. Изучение нового материала.                                                                                          1). Автоматизация звука  Л в слогах. Закреплять правильное произношение  звука Л в прямых и обратных слогах. Развивать речевое дыхание, слуховое внимание                                                                                                                        - Я произнесу слог один раз, а ты произноси два раза и ударяй в барабан:             - ал, - ол                                                                                                                Ребёнок сидит за столом и ударяет в барабан, произносит:                                           - ал-ал, - ол-ол                                                                                                                                                                                                        - У иволги медовый голосок, и она научит тебя петь песни.                                         - Я произнесу слог один раз, а ты произнеси три раза и ударяй в треугольник:    - ла, - ло                                                                                                               Ударяет в треугольник 3 раза и произносит слоги: ла-ла-ла, ло-ло-ло                   2). Гимнастика для глаз   «Галка». Профилактика миопии                                                                         - Кто прилетел?                                                                                                              - Галка.                                                                                                                                     - Следи взглядом за полётом галки.                                                                    Галка летает повсюду:                                                                                         налево летит, направо летит.                                                                                       Галка летает по кругу,                                                                                              Вверх-вниз и на землю спешит.                                                                         Следит взглядом за полетом галки.                                                       6.Физминутка. Развивать чувство ритма, общую моторику, слуховое внимание, быстроту реакции.                                                                                             Начинается считалка:                                                                                                      На берёзу села галка,                                                                                                      Дятел, голубь, соловей.                                                                                       Выходи играть скорей                                                                                                                                     Игра «Птицы в гнёзда летят»  Ребёнок изображает птиц. Если он слышит названия птиц, то изображает полёт, если названия не птиц - стоит на месте, если услышит слова «Галки в гнёзда летят» - садится на стул.                                                                              Вороны в гнёзда летят.                                                                                         Журавли в гнёзда летят.                                                                                                 Щуки в гнёзда летят.                                                                                                              Сороки в гнёзда летят.                                                                                                  Галки в гнёзда летят.                                                                                           Скворцы  в гнезда летят.                                                                                                                                                                                             Мыши в гнёзда летят.                                                                                          Аисты в гнёзда летят.                                                                                           Галки в гнёзда летят.                                                                                                    7. Закрепление изученного материала.                                                                  1). Автоматизация звука Л в словах.  Упражнение «Птичьи гнёзда» Закреплять правильное произношение   звука Л в словах; закреплять навык слогового анализа слов.  Упражнять в проговаривании двух-, трехсложных слов.                                                                                                                                                     -  Подумай и рассели птиц.                                                                                           -  Расскажи, кого куда поселил.                                                                          Ребёнок помещает птиц в гнезда (слоговые таблицы), делит слова на слоги: лас-точ-ка; и-вол-га, гал-ка,  дя-тел, ще-гол.                                                                                                                                                           2). Автоматизация звука Л в предложении. Закреплять правильное произношение звука Л в предложениях. Упражнять в составлении простых нераспространенных предложений, в употреблении глаголов прошедшего времени мужского и женского рода.                                                                                                   - Следующее задание приготовили ласточка и соловей. Выбери  птицу.                                        - Ты - соловей, а я - ласточка.                                                                                                    - Ласточка пела. А соловей?                                                                                              - Ласточка ловила. А соловей?                                                                                                 - Ласточка пила. А соловей?                                                                                         - Ласточка сидела. А соловей?                                                                                             - Ласточка клевала. А соловей?                                                                                                  Составляет простые предложения:                                                                               - Соловей пел.                                                                                                                 - Соловей ловил.                                                                                                             - Соловей пил.                                                                                                                 - Соловей сидел.                                                                                                                - Соловей клевал.                                                                                                           - Поменяемся  птицами.                                                                                       Аналогично составляет предложения: Ласточка пела. Ласточка ловила и т.д.                                                                                            3).Автоматизация звука Л в связной речи. Закрепить навык правильного произношения звука Л в связной речи                                                                    - Составим рассказ о том, как устроились птицы. Составляет рассказ по картинке.                                                                                                             Ласточка слепила гнездо под балконом.  Соловей поселился в гнезде. Дятел выдолбил дупло. Галка свила гнездо.                                                                           8. Итог. Воспитывать желание поддерживать диалог                                                                                                                           - О ком ты составил рассказ?                                                                                       - Я составил рассказ о перелетных  птицах.                                                                                                                                                                                    - Какой звук ты говорил правильно?                                                                            - Звук Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста

Представляю индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста по теме: Автоматизация звука РЬ...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]».

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]». В занятии используются «сопряженные» упражнения, которые повышают эффекти...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с элементами логоритмики по автоматизации звука Ш "Прогулка в зимний парк"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с элементами логоритмики по автоматизации звука Ш "Прогулка в зимний парк"...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФН по теме "Дифференциация звуков с–сь"

Учить  ребенка различать звуки[с]-[сь] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно их использовать....

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Звук [Ш]. Буква Ш»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах. словах и фразах....

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Зима», автоматизация звука «Ш».

Цели:Коррекционно – образовательные цели:Закреплять правильное произношение звука [ш] в слогах, словах.Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствовать...