Консультация для родителей "как научить ребенка читать"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Навык осознанного чтения формируется постепенно, в данной статье раскрываются некоторые моменты для обучения детей грамоте. Особыое внимание уделяется времени начала обучения чтению.Раскрыты приемы и методы формирования фонематического слуха. Аналитико-синтетический метод применялся много лет назад и его актуальность до сих пор не угасла. А также затронуты основы нейро-лингвистического подхода к обучению грамоте. В статье6 использованы методические рекомендации ведущего логопеда Н.В. Нищевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_i_kak_obuchat_rebenka_gramote_v_domashnih_usloviyah.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда и как обучать ребенка грамоте в домашних условиях?
На эти вопросы Н.В.Нищева отвечает в книге "Учусь читать дома". Предлагаю вам фрагмент.
Вы уверены, что ваш сын или ваша дочь готовы к обучению грамоте и хотите начать домашние занятия с ребенком. Хочется подчеркнуть, что ваше желание научить ребенка читать, в данном случае не важно. Важны желание малыша научиться читать и его готовность к процессу обучения.
Хочется дать вам ряд советов.
• Стоит приступать к обучению грамоте только тогда, когда малыш сам захочет познакомиться с буквами и научиться читать. Помните, что для этого нужно воспитывать культуру чтения у ребенка. Не забываете ли Вы почитать своему сыну или своей дочери на ночь каждый день? Нельзя принуждать ребенка к обучению грамоте, закладывая тем самым почву для нелюбви к учебе вообще и к школе в дальнейшем.
• Обучение дошкольника грамоте должно проходить в игровой форме и доставлять удовольствие не только малышу, но и вам, поэтому для занятий понадобятся различные игрушки, кубики, любой строительный конструктор, пластилин, яркие разноцветные шнурки, цветные карандаши и фломастеры, магнитная доска и магнитная азбука, предметные и сюжетные картинки (часть картинок вы найдете на цветной вкладке). Для выкладывания букв не плохо бы иметь морские камешки, каштаны, желуди, разноцветные пуговицы. Малыш должен каждую букву не только увидеть, но и сложить, потрогать ее руками. Можно привлечь к подготовке к занятиям папу и с его помощью сделать уникальный алфавит. Нужно вырезать буквы из плотного картона и оклеить самоклеящейся пленкой. Пусть гласные буквы будут красными, а согласные – синими. Еще лучше, если есть возможность вырезать буквы из разноцветного пластика.
• Не следует высказывать свое разочарование малышом и его достижениями при обучении грамоте. Радуйтесь даже самым маленьким успехам ребенка, подбадривайте его и не забывайте хвалить: «Умница! Молодец! Отлично! Ты меня порадовал! Я аплодирую тебе!»
• Ребенка можно знакомить только с теми буквами, которым соответствуют звуки, правильно произносимые им. Нельзя знакомить ребенка с буквами Рр, Шш, Лл и другими буквами, которым соответствуют сложные звуки русского языка, если он пока не освоил правильного произношения звуков, которые обозначаются этими буквами. Представьте, как ребенок будет читать слова лодка, лук и лыжи, если он произносит звук [л] как губной. Они будут звучать, как водка, вук и выжи. А это может спровоцировать нарушения письменной речи (дисграфию, дислексию). Именно это часто становится одной из причин неуспеваемости ребенка при изучении русского языка в школе.
• По этой причине все буквари и азбуки, в которых буквы, соответствующие звукам позднего онтогенеза (Рр, Лл, Шш, Жж, Сс, Зз, Цц, Чч, Щщ), предлагаются в самом начале курса обучения, не подходят для обучения дошкольников. Или подходят только для тех детей, которые к моменту занятий идеально правильно произносят все звуки родного языка (в норме дошкольник полностью овладевает звуковой стороной русского языка только к шести годам).
• Для обучения дошкольников грамоте подходят только те буквари и азбуки, в которых порядок изучения букв представлено в соответствии с развитием речи ребенка в норме и с порядком появления звуков в речи.
• Букварь или азбука, которые вы выбираете для ребенка, должны быть подготовлены педагогом, методистом, знающим методику обучения дошкольника грамоте и предлагающим вам правильный порядок изучения букв и правильные приемы обучения ребенка грамоте. Не поленитесь найти сведения об авторе книги, которую вы выбираете, в сети интернет.
Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» предлагает вам комплект пособий для обучения дошкольника грамоте, проверенный временем:
Н. В. Нищева «Мой букварь»
Т. В. Денисова «Книга для чтения к обучающему пособию «Мой букварь»
Н. В. Нищева «Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 1»
Н. В. Нищева «Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 2»
Н. В. Нищева «Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста № 3»
Н. В. Нищева «Играйка. Грамотейка».
Комплект используется педагогами всех регионов России уже более пятнадцати лет. В последнее время им пользуются для обучения русскому языку детей в русских центрах Европы, США, Израиля, Японии. Для педагогов создана на основе комплекта парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Конспекты занятий из этой книги специально адаптированы для родителей и предлагаются вам в данном пособии, поэтому все ваши действия будут методически грамотными и точными и ни в коем не нанесут вреда вашему ребенку.
• Следует называть буквы так же, как звуки ([б], а не [бэ], [р], а не [эр]) до тех пор, пока ребенок не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними. С правильными названиями букв алфавита стоит познакомить ребенка перед поступлением в школу, когда навык чтения у него уже будет сформирован.
• Предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза стоит только те слова, написание которых абсолютно не расходится с произношением (мак, кит, уха, луна, пила, крот, мост, блин, бинт, мышка, мишка, крупа, глина, малина). Не следует брать для этого вида анализа и синтеза слова, содержащие более шести звуков.
• В ребусы, кроссворды, изографы следует включать только те слова, написание которых тоже не расходится с произношением.
• Не стоит предлагать ребенку для звукового анализа и синтеза слова с йотированными (ель, ёж, юла, яма, пена, Тёма, брюква, клякса). Не стоит давать объяснений, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в разных позициях. Лучше сказать, что это изучают в школе.
• Взрослому стоит помнить, что звонкие согласные оглушаются в конце слова: снег – [cн’эк], мороз – [марос] и т.п. Поэтому не следует предлагать ребенку определять место звука [г] в слове снег и место звука [з] в слове мороз. Там этих звуков просто нет. Следует правильно вбирать слова для определения места указанного звука в слове и не забывать, что звонкие согласные встречаются только в начале или середине слова.
• Не нужно убеждать ребенка в том, что в начале слов очки, орех, окно слышится звук [о]. В начале этих слов мы слышим звук [а]. В данном случае написание слов расходится с произношением. Звук [о] слышится в начале слова только в ударной позиции (окунь, ослик, обруч).
• Точно также мы не слышим звука [э] в начале слов экскаватор, электричка, экскаватор. В этих словах мы слышим звук, средний между [и] и [э]. Звук [э] слышится в начале слов только в ударной позиции (эльф, эму, Эля).
• С самых первых прочитанных ребенком слов следует работать над осознанностью чтения. Ребенок прочитал слово дом. Предложите показать дом на картинке. Ребенок прочитал слово кот. Пусть объяснит, кто это, расскажет, что он знает о коте.
Если вы готовы следовать данным советам, а главное, ваш сын или ваша дочка полны желания учиться читать, начинаем игровые занятия.
Добукварный период
Двенадцать шагов к обучению грамоте
Обучению грамоте всегда предшествует добукварный период. В это время малыша готовят к обучению грамоте. Давайте сделаем с вашим малышом или малышкой двенадцать шагов к обучению грамоте.
Шаг 1
Развиваем зрительное восприятие и внимание
Проверьте, сможет ли малыш или малышка сложить из счетных палочек, спичек, карандашей, фломастеров по образцу и описанию различные фигуры.
Если ребенок затрудняется, помогите ему. Проделывайте упражнение несколько дней подряд. Используйте также цветные брусочки из любого конструктора или палочки Кюизенера. Сначала пусть малыш выкладывает фигурки по образцу, а потом попробуйте объяснить, что нужно выложить из палочек. Справится ли он с конструированием изображений по описанию? Когда он будет легко справляться с этим заданием, делайте следующийшаг.
Шаг2
Развиваем зрительное восприятие и внимание, навыки ориентировки, знание цветов и геометрических форм
Нарежьте из цветного картона, самоклеящейся пленки, пластика разные по размеру геометрических фигуры и покажите, какие интересные игрушки можно из них сложить: домик, грузовик, снеговика, мишку, кошку и т. п.
А может быть, малыш пофантазирует и придумает сам, что еще можно сложить из этих фигур. Одновременно вы можете закрепить знание ребенком названий геометрических фигур, поупражнять его в узнавании и различении цветов, в ориентировке на плоскости и в схеме собственного тела. Он должен усвоить понятия вверху, внизу, слева, справа, правая рука, левая рука. Научите его употреблять предлоги: на, в, у, из, с, от, под, над, перед, из-за, из-под. Все это можно проделывать в игровой форме.
Предложите малышу следующие вопросы и задания.
• Какой формы уши у кошки? Какую форму имеют лапы мишки? Сколько кругов ты использовал для составления снеговика?
• Давай пойдем в твою комнату и погрузим все красные кубики в большой грузовик. Куда ты погрузил кубики? Правильно, в грузовик. А теперь давай выгрузим кубики из грузовика. Откуда ты достаешь кубики? Правильно, из грузовика. И т. п.
• Сложи посредине стола елочку, слева от нее – зайчика, справа – мишку.
• Давай поиграем в художников. Сложи на ковре солнышко, под солнышком – домик, над домиком – птичку, справа от елочки – дерево, под деревом – грибок. Расскажи, что где находится.
• Возьми все красные кружки и выложи из них бусы.
• Возьми все желтые квадраты и выложи из них дорожку.
• Возьми зеленые прямоугольники и выложи из них заборчик.
Пусть малыш тоже предлагает вам свои задания. Иногда допускайте ошибки при их выполнении и спрашивайте ребенка: «Я все правильно сделал?»
Шаг 3
Развиваем зрительное восприятие и внимание, мышление,
мелкую моторику
Следующим шагом станет складывание разрезных картинок из частей. Проверьте, из скольких частей ребенок легко сложит картинку. Это могут быть и две, и три, и четыре части. Разрезы могут быть и горизонтальными, и вертикальными, и диагональными, и фигурными.
Образцы предметных разрезных картинок из пособия «Как научить дошкольника читать»: утка,щенок.
Сначала складывайте простые предметные картинки, потом переходите к сюжетным.
Образцы сюжетных разрезных картинок из этого же пособия: девочка причесывает куклу и дети моют руки.
Используйте кубики с сюжетными картинками, игры-пазлы, различные конструкторы, сборные игрушки, мозаики. Они не только развивают зрительное восприятие и внимание, но и пространственные представления, и пальцевую моторику. Для развития мелкой моторики подойдут и прописи, специально разработанные для добукварного периода .
Шаг 4
Развиваем слухового восприятие и внимание, неречевой слуха
Занимаясь развитием слухового восприятия и внимания, поупражняйте малыша в различении неречевых звуков. Проверьте, отличит ли он стук молоточка от звона чашки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана в стакан крупы, погремушку от игрушки-пищалки.
Поиграйте с малышом в игру «Что звучит?» Покажите ребенку звучащие предметы и игрушки (не более четырех-пяти): погремушку, пищалку, дудочку, колокольчик, свисток. Пусть он сам попробует производить звуки с помощью этих предметов. Спрячьте звучащие предметы за ширму или поставленную на стол книгу и производите ими звуки, пусть малыш пробует узнавать и называть эти предметы.
Шаг 5
Развиваем слуховое восприятие и внимание, неречевой слух
Сможет ли малыш показать, в какой части комнаты вы играете на дудочке или гремите погремушкой, если у него завязаны глаза? Пусть показывает рукой туда, откуда слышится звук.
Спрячьте в комнате громко тикающие часы, звенящий будильник или звонящий телефон. Пусть ребенок найдет их, ориентируясь на звук.
Если ребенок все это делает с легкостью, делайте следующий шаг.
Шаг6
Развиваем слуховое восприятие и внимание, речевой слух
Вырежьте из цветной вкладки картинки с изображениями паровозика, девочки с куклой, игрушечного мишки, лошадки. Объясните, что паровозик поет такую песенку: «У!» Девочка укачивает куклу: «А!» Мишка рычит: «О!» Лошадка ржет: «И!»
Можно заменить картинки соответствующими игрушками. Предложите малышу спеть эти звуки вместе с игрушками. На первых порах помогайте ребенку в этом. Привлеките внимание ребенка к губам, когда вы поете звуки. Покажите, что ваш рот широко открыт, когда вы поете звук [а]; губы вытянуты трубочкой, когда вы поете звук [у]; округлены при пении звука [о] и растянуты в улыбку при пении звука [и]. Попробуйте проделать такое упражнение: вы поете песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок показывает соответствующую картинку. Угадает ли ребенок звуки по беззвучной артикуляции?
Объясните, что мы слышим ушами разные звуки. Шум ветра, вой метели, гудение самолета – это звуки. Мяуканье кошки, лай собаки, рычание тигра – это тоже звуки. Предложите ребенку рассказать, какие звуки он слышит в данный момент. Расскажите, что люди тоже произносят звуки. Объясните, что сегодня вы с ним учились произносить и узнавать звуки [а], [у], [о], [и].
Шаг7
Развиваем связную речь. Учимся анализу и синтезу предложений
Одновременно с развитием зрительного и слухового внимания занимайтесь развитием связной речи ребенка. Пусть малыш рассказывает вам о том, чем он занимался в детском саду, что видел на прогулке, почему ему понравился новый мультфильм. Если он не ходит в детский сад, пусть рассказывает пришедшему с работы папе о том, как прошел день. Показывайте ребенку пример, рассказывайте ему о том, чем вы занимаетесь, где бываете. Учите ребенка составлять предложения по картинкам, которые вы найдете на цветной вкладке (). Объясните, что вы составляете предложения, что предложения состоят из слов, что количество слов в предложении может быть разным. Потренируйте малыша в определении количества слов в предложении, поупражняйте в составлении предложений с заданным количеством слов. Предложите ему следующие задания.
• Я составила предложение: «Мама купает малыша.». В этом предложении три слова: мама, купает, малыша. Попробуй составить предложение, в котором тоже три слова.
• Сосчитай, сколько слов в предложении: «Дети пьют яблочный сок». Перечисли слова по порядку. Составь предложение, в котором тоже будет четыре слова.
• Какое предложение можно составить из слов: суп, мама, варит? Сколько слов в этом предложении? Составь предложение, в котором будет столько же слов.
Особое внимание уделите составлению предложений с предлогами. Объясните ребенку, что в некоторых предложениях встречаются предлоги (маленькие слова). Напрмер: на, над, у, возле, за. (На небе яркое солнышко. Над лесом ясный месяц. У забора стоит машина.)
Шаг8
Формируем навыки слогового анализа и синтеза слов
Пора рассказать ребенку, что слова можно делить на части, слоги. Покажите, как это делается. Предложите отхлопать, протопать, отстучать, прошагать слоги в словах: ма-ма, па-па, да-ча, ли-са, во-да, ма-ши-на, до-ро-га, ра-ке-та. Делайте это вмсте с малышом. Расскажите, что в слове столько слогов, сколько раз опустился подбородок на подставленную под него ладонь. Вы же должны помнить, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Проговорите с сыном или дочкой несколько слов по слогам, подставив ладонь под подбородок (лу-на, ко-сы, ма-ли-на, ку-ку-ру-за).
Попробуйте вместе с ребенком составлять слова из данных слогов:
• Если сказать РЕ, а потом КА, что получится?
• Какое слово получится из слогов РО и СА?
• Составь слово из слогов КА, РЕ, ТА.
Нарежьте квадратов из желтого картона и объясните малышу, что они будут обозначать слоги. Разложите перед ребенком предметные картинки (лук, кош-ка, маши-на).
Пусть произносит их названия, делит слова-названия на слоги и кладет под каждую картинку столько квадратов, сколько в слове слогов.
Шаг9
Формируем навыки звукового анализа и синтеза
Когда ребенок освоит слоговой анализ и синтез, можно переходить к звуковому анализу и синтезу. Покажите, что из двух звуков [у] и [а] получается плач маленького ребенка [уа], из звуков [а] и [у] получается крик заблудившихся в лесу детей [ау], из звуков [и] и [а] получается песенка ослика [иа]. Поупражняйте малыша в различении этих слияний гласных звуков. Используя картинки с цветной вкладки, предложите ему следующие задания:
• Если я спою [а], а потом [у], что получится?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему:«Как правильно научить ребенка читать.Есть ли в этом необходимость?»
Консультация на заявленную тематику дает возможность рарешить спорные вопросы, когда лучше учитиь детей читать с позиции ученых, родителей, специалистов. Есть ли в этом необходимость ...
Консультация для родителей на тему: " Как научить ребенка читать"
Консультация для родителей на тему: " Как научить ребенка читать"...
Консультация "Как научить ребенка читать"
В данной консультации вы познакомитесь с этапами обучения чтению детей....
Консультация на тему: "Как научить ребенка читать легко и играючи".
Данная консультация расчитана на тех родителей, которые хотят научить своего ребенка читать в дошкольном возрасте, но не знают как правильно это сделать....
Консультация для родителей "Как научить ребенка читать?"
Консультация содержит рекомендации о том как научить ребенка читать, какие правила необходимо соблюдать....
Консультация для родителей на тему: "Как научить ребенка читать"
Как научить ребенка читать до школы...
консультация для родителей. Научите ребенка читать книгу
Часто можно услышать от родителей сетование на то, что ребенок не хочет читать или… даже слушать . Это и понятно. Сейчас у детской книги много конкурентов: компьютеры, видео… Но, ...