Мастер класс для воспитателей и педагогов ДОУ. Тема: «Артикуляционная гимнастика».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Митяханова Светлана Викторовна

Цель: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе; познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на артикуляционный аппарат детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОУ

 «АРТИКУЛЯЦИННАЯ ГИМНАСТИКА»

                                       

Составила:

Митяханова Светлана Виктороввна

 КОВЫЛКИНО 2020

Мастер класс для воспитателей и педагогов ДОУ.

Тема: «Артикуляционная гимнастика».

 Цель: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе; познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на артикуляционный аппарат детей.

 Задачи: обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.

Оборудование: индивидуальные зеркала, тетради для записи, методические рекомендации.

Ход мастер класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (нет или да)

Ну что ж, на этой позитивной ноте предлагаю начать наш мастер-класс.

 Почему дети неправильно произносят звуки?

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность  движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь такому малышу. Для этого важно знать причины таких задержек:

Причинами нарушения произношения могут быть также недостаточное развитие речевой моторики: слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Вопрос к воспитателям:

Что такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?

- это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы.

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность.

1 группа упражнений – вырабатывают основные  движения и положения органов артикуляционного аппарата

2  группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа  упражнений – специфические упражнения  направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных  движений:  подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, в младших группах берутся упражнения на развитие основных движений, в средних – на  их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.  

Сегодня я бы хотела вас  познакомить с методикой проведения гимнастики и с основными требованиями.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за 1 раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений  к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Показывает его выполнение.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений:

точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Уважаемые воспитатели, сегодня к нам пришел один очень необыкновенный гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?

Он зеленый без хвоста

Любит мокрые места

Глаза на макушке

Кто это? (Лягушка)

(Учитель-логопед достает Квакушу. Квакуша рассказывает о себе)

Я горжусь красой своей:

Ртом, конечно до ушей,

Длинным красным язычком

И зеленым пиджачком.

Знают все мои друзья:

Добрый и веселый я.

Не ворчун, не забияка

И зовусь красиво – Квакуша.

Квакуша очень любит гимнастику язычка и предлагает вам выполнить ее вместе с ним. Попробуем? Подвиньте поближе зеркала, чтобы вы могли видеть себя, и пока я буду рассказывать, что любит Квакуша, а вы будете вместе с Квакушой выполнять упражнения.

"Сказка о веселом язычке"

Жил-был Язычок в ротике-домике.

(показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)

Вокруг домика стоял красивый заборчик!

(губы в улыбке, зубы обнажены - повторить 3-5 раз).

А на крыше домика была высокая труба

(губы в трубочку - повторить 3 раза.)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко

(широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза).

Посмотрел язычок на солнышко,

(язык поднять вверх к носу)

потом на травку

(язык опустить вниз),

понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать

(язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).

Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес

(цокать).

А в лесу он увидел грибы и стал их собирать

(язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).

А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки

(рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую - по 5 раз).

Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены,язык за нижними зубами: С-С-С-С,

И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш

(язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).

А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д…

(рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)

Как хорошо в лесу!

(Улыбка)

Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против часовой стрелки)

Потом захотелось ему попить, он взял чашечку и начал пить

(язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).

А потом он стал чистить зубки

(рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам - по 3 повтора).

И решил отдохнуть

- А теперь попробуем поиграть с Квакушей. Она у нас очень любит игры:

Артикуляционные упражнения в стихах:

Упражнение «Улыбка».

Мы хотим сейчас признаться,

Все мы любим улыбаться.

Растягиваем губки,

За ними прячем зубки.

(Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны,

удерживать данную артикуляционную позу под счёт до 15).

Упражнение «Блинчик».

Блинчик вкусный и румяный

Испечёт на завтрак мама.

Раньше встанем мы с Серёжей,

Маме печь блины поможем.

(Язык должен в течении всего упражнения оставаться широким и не дёргаться под счёт до 10).

Упражнение «Киска сердится».

Выгнув спинку, злится киска,

Очень киске нужен «Вискас».

Выгнем язычок мы тоже,

Чтоб на киску был похож он.

(Губы в улыбке, зубы видны. Не выкатывать спинку языка наружу, держать язык в заданной позе в полости рта).

Упражнение «Горка».

Во дворе Егорка

Из снега строит горку.

Мы конечно, тоже,

Все ему поможем. (Аналогично упражнению «Киска сердится».)

Упражнение «Оскал».

Грозный тигр сердиться стал.

Показал он свой оскал.

Сделать все оскал мы сможем,

Чтоб на тигра быть похожим.      

 (Сильно растянуть губы в улыбке и обнажить  сомкнутые зубы (верхние и нижние).

Упражнение «Птенчики».

Птенчики в гнезде сидят,

Очень громко все галдят.

Скоро мать, наверняка,

Принесёт им червяка.

(Широко открыть рот, как можно дальше растянуть уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно).

Упражнение «Дудочка».

Губки каждый пусть сожмёт

И потянет их вперёд.

Получилась дудочка,

Дудочка – погудочка.

(Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед).

Упражнение «Чашечка».

Взялся язычок за дело,

«Чашечку» он сделал смело

Ловко вверх подняться смог

Наш широкий язычок.

(Следить, чтобы работал язык, нижняя челюсть не помогала и не "не подсаживала" язык вверх, она должна быть неподвижной).

Упражнение «Грибок»

Под осиной, под осиной

В красной шапке гриб красивый.

Подосиновик – грибок,

Полезай в наш кузовок.

(Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.  Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от 3-10).

Динамические упражнения

Упражнение «Часики»

На стене часы у нас,

Скажут всем, который час.

Когда вставать, когда гулять

И когда ложиться спать.

(Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Язык при движении не должен задевать зубы.  Нижняя челюсть неподвижна).

Упражнение «Качели».

Сделал дедушка качели,

На качели внуки сели.

Вверх – ух! Вниз – ух!

У всех захватывает дух!

(Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными).

Упражнение «Вкусное варенье».

Очень вкусное отличное

Съем варенье земляничное,

И широким язычком

Губку оближу потом.

 (Следить, чтобы работал язык, нижняя челюсть не помогала и не "не подсаживала" язык вверх, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта).

Упражнение «Спрячь конфетку».

Я конфетку за щеку

Спрятать быстренько смогу.

Угадайте, детки,

Где сейчас конфетка?

(Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна,   язык максимально выталкивал щеки, нижняя челюсть неподвижна).

Упражнение «Индюк».

Во дворе индюк болбочет,

Испугать детей он хочет.

Хоть его боимся, всё же

Сделать так сумеем тоже.

(Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.  Движения языком  вперед - назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед).

На сегодня наш мастер-класс закончен.

Успехов вам в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения».

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.     Метод воспитания звукопроизношения путем специфической ...

Мастер-класс для воспитателей"Формирование правильного звукопроизношения средством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляционной гимнас...

Мастер-класс для родителей: «Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики. Правила выполнения».

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе....

Мастер-класс для воспитателей по работе с родителями «Виды гимнастик в детском саду» на районном семинаре "Инновационные подходы к физическому воспитанию в ДОУ".

laquo;Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» (Сократ)Охрана жизни, укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников, а также расширение знаний по данной теме сре...

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии: дыхательная и артикуляционная гимнастика, самомассаж лица в работе с детьми с ОВЗ».

В мастер-классе для родителей детей с ОВЗ используются здоровьесберегающие технологии, а именно дыхательная, артикуляционные гимнастики, самомоссаж лица....

Мастер-класс для родителей по обучению навыков проведения артикуляционной гимнастики "Артикуляционная гимнастика - это просто!"

Материалы к мастер-классу для родителей по обучению навыков проведения артикуляционной гимнастики "Артикуляционная гимнастика - это просто!"...