Практикум "Проблемы речи у детей 3-4 лет, методы и пути их решения"
презентация по логопедии
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. В связи с этим проблема развития речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_rechevomu_razvitiyu_detey_3-4_let.pptx | 1.15 МБ |
praktikum_seminar_noyabr_2020g.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия успешного речевого развития: - Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. - Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. - Обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. - Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. - Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. - Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. - Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. - Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. - Поощрение детского словотворчества. - И самым главным условием, можно выделить - владение педагогом правильной литературной речью. О К А
Характерные особенности. Выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Педагоги и родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить задержку речевого развития у малыша. К ним относятся: • в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов; • попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно; • речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно совершенствуется; • ребёнок внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить; • создание собственных словоформ; • попытки сочинять стихи и рифмовать слова; • ребёнок с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги. О К А
Допустимые нарушения речи в возрасте 3-4 лет: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги; нередки проблемы с произношением, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л, свистящие, шипящие (с, ш ); формируется фонематический слух и восприятие, путают звуки; переставляют слоги в словах . ! Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют безотлагательной специализированной коррекции, но на которые необходимо обратить должное внимание прежде всего педагогу. О К А
Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте: • проговаривать собственные имя, отчество и фамилию; • называть имена близких родственников и друзей; • воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию; • говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные; • распределять в своей речи предметы по группам: игрушки (пирамидка, мяч, мишка, кукла, машинка), посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка) и т. д. ; • находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное; • называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит; • точно повторять услышанное; • пересказывать мультфильм, сказку; • в процессе речи разговаривать громко и тихо. О К А
Наиболее эффективные методики речевого развития в возрасте 3-4 лет: Здоровьесберегающие технологии ( физминутки , подвижные игры, минутки настроения, пальчиковая гимнастика, некоторые приемы самомассажа (точечный массаж), артикуляционная гимнастика и др.). Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, камушки Марблс , «словесные» игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр). Метод наглядного моделирования (мнемотехника) – это (греч.) – «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Нейропсихологические методы (игра «Попробуй повтори», «Слепые шаги», « Нейроскакалка », «Тарелки-ловушки», «Кулачки-умельцы», « Ходилки », дидактические игры на развитие межполушарного взаимодействия). О К А
Л С А Игры на развитие мелкой моторики: М
Л С А М Игры на развитие межполушарного взаимодействия:
Л С А Игры на развитие логического мышления: М
1. Постоянно расширять сферу общения своего малыша. Знакомить его с новыми людьми самых разных возрастных групп. 2. Постепенно увеличивать его словарный запас. Учить с ним новые слова и закреплять их в лексиконе на протяжении нескольких дней. 3. Обращать внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправлять его, если он произносит их неправильно (в том случае если ребенок может произносить этот звук изолированно). 4. Говорить с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно. 5. Читая сказку, уделять внимание голосу, интонации, тембру, выразительности. 6. При любых успехах и достижениях не забывать хвалить и поощрять малыша. 7. Рассказывать на прогулке обо всём, что видите. 8. Постоянно спрашивать о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике. 9. Ежедневно читать детям скороговорки, стихи, загадки. 10. Не забывать упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которые напрямую связаны с речью. Предлагать ребёнку работать с мелкими деталями ( пазлы , конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научить его завязывать шнурки. 11. Играть с ребенком в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д. Рекомендации родителям:
А Л Р Ш Спасибо за внимание! Успешной работы!
Предварительный просмотр:
Практикум "Проблемы речи у детей 3-4 лет, методы и пути их решения".
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. В связи с этим проблема развития речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению в школе.
Условия успешного речевого развития:
- Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
- Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
- Обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
- Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
- Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
- Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
- Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
- Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
- Поощрение детского словотворчества.
- И самым главным условием, можно выделить - владение педагогом правильной литературной речью. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель. Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.
Сегодня я хочу обратить ваше внимание на тему "Проблемы речи у детей 3-4 лет, методы и пути их решения".
Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать. Итак, чем же отличается речь трёх-четырёхлетнего ребенка?
Характерные особенности.
Выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Педагоги и родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить задержку речевого развития у малыша. К ним относятся:
• в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов;
• попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;
• речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно совершенствуется;
• ребёнок внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;
• создание собственных словоформ;
• попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
• ребёнок с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги.
И всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым:
- они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;
- нередки проблемы с произношением, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л, свистящие, шипящие (с, ш);
- формируется фонематический слух и восприятие, путают звуки;
- переставляют слоги в словах.
Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют безотлагательной специализированной коррекции, но на которые необходимо обратить должное внимание прежде всего педагогу.
Что же в идеале считается нормой для данного показателя?
Нормы речевого развития детей 3-4 лет.
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют условные нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться педагоги и родители, заинтересованные в успешности малыша в будущем.
Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:
• проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
• называть имена близких родственников и друзей;
• воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
• говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
• распределять в своей речи предметы по группам: игрушки (пирамидка, мяч, мишка, кукла, машинка), посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка) и т. д. ;
• находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
• называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
• точно повторять услышанное;
• пересказывать мультфильм, сказку;
• в процессе речи разговаривать громко и тихо.
Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.
Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме дети этого возраста должны большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.
Одними из наиболее эффективных методик речевого развития можно выделить:
- Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения, пальчиковая гимнастика, некоторые приемы самомассажа (точечный массаж), артикуляционная гимнастика и др.).
- Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, камушки Марблс, «словесные» игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).
- Метод наглядного моделирования (мнемотехника) – это (греч.) – «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
- Нейропсихологические методы (игра «Попробуй повтори», «Слепые шаги», «Нейроскакалка», «Тарелки-ловушки», «Кулачки-умельцы», «Ходилки», дидактические игры на развитие межполушарного взаимодействия).
Что мы можем порекомендовать родителям для работы по данному направлению:
1. Постоянно расширять сферу общения своего малыша. Знакомить его с новыми людьми самых разных возрастных групп.
2. Постепенно увеличивать его словарный запас. Учить с ним новые слова и закреплять их в лексиконе на протяжении нескольких дней.
3. Обращать внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправлять его, если он произносит их неправильно (в том случае если ребенок может произносить этот звук изолированно).
4. Говорить с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.
5. Читая сказку, уделять внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.
6. При любых успехах и достижениях не забывать хвалить и поощрять малыша.
7. Рассказывать на прогулке обо всём, что видите.
8. Постоянно спрашивать о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.
9. Ежедневно читать детям скороговорки, стихи, загадки.
10. Не забывать упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которые напрямую связаны с речью. Предлагать ребёнку работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научить его завязывать шнурки.
11. Играть с ребенком в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.
И всеобщими усилиями мы сможем достичь положительного результата.
Материал подготовлен учителем-логопедом Кишкиной Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие речи. Основные проблемы, пути их решения"
Развитие речи. Основные проблемы, пути их решения....
Решение задачи физического воспитания детей младшего дошкольного возраста, методы, приёмы для их решения.
В разных возрастных группах соотношение приемов обучени...
Презентация проекта " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста нетрадиционными методами рисования путем дистанционного обучения во время эпидемиологической обстановки"
Презентация проекта "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"...
Программа по самообразованию на тему " Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии"
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....
Компьютерная презентация по теме: Проблемы развития речи у детей раннего возраста в условиях ДОУ. Пути решения.Из опыта работы Воспитатель ВКК Г.В. Пидусова
Ранний возраст - особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом зтапе, первые годы жизни не имеют себе равных. Это самый благоприятный период освоения о...
План по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование связной речи у детей подготовительного дошкольного возраста методом сказкатерапии»
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки в...
Мастер-класс на тему:"психолого-педагогический подход к развитию связаной речи у детей дошкольного возраста.Инновационнные методы".
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольноговозраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложен...