Тема: «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

«Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Программные задачи:

коррекционно-образовательная:

- формировать у детей навык составления рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»;

коррекционно-развивающие:

- развивать умение составлять распространенные предложения;

- активизировать у детей словарь прилагательных;

- обобщать и систематизировать знания детей о зиме.

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе, умение с пользой проводить свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_zabavy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №3»

Конспект НОД

по образовательной области «Речевое развитие»

«Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

для детей подготовительной группы

                     

                           

Санкт- Петербург

2020 год

Тема: «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Программные задачи:

коррекционно-образовательная:

- формировать у детей навык составления рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»;

коррекционно-развивающие:

- развивать умение составлять распространенные предложения;

- активизировать у детей словарь прилагательных;

- обобщать и систематизировать знания детей о зиме.

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе, умение с пользой проводить свободное время.

Материал:

Демонстрационный: магнитная доска, сюжетная картина «Зимние забавы», игрушка снежного колобка, мнемотаблица – план для составления рассказа, модель круга.

Предварительная работа:

Чтение и обсуждение произведений И.С Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой «Первый снег», Г. Скребицкого «Зима», Игра «Подбери признаки».

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Дети стоят в кругу, воспитатель вносит в группу игрушку снежного колобка.

 Сама бабушка Зима

 Его из снега испекла.

 Он - необычный колобок,

 А колобок – снежный бок.

 Он от бабушки ушел

 И дорогу к нам нашел.

- Как и вы, ребята, колобок – снежный бок очень любит играть.

Давайте с ним сыграем в Игру: «Подбери признаки».

Я поочереди буду бросать вам колобка, и кто его поймает должен правильно подобрать признаки к зимним явлениям.

Игра малой подвижности: «Подбери признаки».

 - Снег (какой?)  - белый, холодный, скрипучий.

 - Ветер зимой (какой?) – колючий, холодный, сильный.

 - Воздух зимой (какой?) – свежий, морозный, холодный.

 - Лед (какой?) – блестящий, зеркальный, скользкий.

 Объявление темы:

 - Опять колобок снежный бок покатился и на стульчик переместился (дети садятся на стулья).

 - Сегодня мы с вами будем учится составлять рассказ по картине о прогулке детей в зимнем парке (выставляется картина).

А колобок – снежный бок послушает.

2. Основная часть.

 Беседа по картине «Зимние забавы»

Рассмотрите картину и скажите:

- Где гуляют дети?

- Какой выдался день?

- Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр.)

- Какие стоят кусты? А деревья? А дома?

- Что можно сказать о настроении детей?

- Если подойти поближе к горке, что можно услышать?

- Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? (Имеются в виду изменения в природе.)

 - Рассмотрите картину скажите:

 - Куда пришли дети?

(Дети пришли на прогулку в парк)

  - Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

(На картине зима, потому что снег лежит на земле, на деревьях и кустах)

 - Какие деревья вы видите на картине?

(Слева нарисована рябина с гроздями красных ягод, а справа – елка, вся в больших шишках. Вдалеке – другие заснеженные деревья.)

 - Что делают дети в парке в ясный зимний день?

(Дети катаются на лыжах и санках, лепят снежную бабу)

 - Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

(Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются).

 - Кого вы видите на картине слева?

(Мы видим мальчика в голубом комбинезоне, он катается на лыжах)

 - Кого вы видите на картине справа?

(Справа на картине мы видим девочку с санками, она в красном комбинезоне).

 - Что делает девочка, нарисованная в центре картины?

(Девочка лепит снежную бабу)

Предложить детям придумать имена.

 - Какая снежная баба?

(Снежная баба большая и красивая. На голове у нее шляпа, а на шее шарф. Нос у снежной бабы сделан из морковки.)

 - Кто сидит рядом со снежной бабой? Расскажите о нем?

(Рядом с ней сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок хочет лизнуть снежную бабу.)

  - Какие еще животные есть на картине?

(На картине мы видим зимующих птиц: синичек, снегирей, воробья.)

 - Какое настроение вызывает у вас эта картина?

(Картина вызывает радостное настроение.)

Физкультминутка «Прогулка»

 - Дети, давайте мы со снежным колобком тоже погуляем по зимнему парку.

Раз, два, три, четыре, пять

(Дети загибают пальчики на обеих руках.)

В зимний парк пошли гулять.

(Дети шагают на месте)

Бабу снежную лепили,

(«Лепят» снежок ладонями.)

Птичек крошками кормили,

(«Крошат хлеб» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,

(Ведут правой ладонью по левой.)

А еще в снегу валялись.

(«Отряхиваются» от снега.)

Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов педагога и опорой на мнемотаблицу.

-Ребята, давайте научим колобка составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы. Но чтобы рассказ получился красивым и интересным, давайте вспомним основный части рассказа.

Воспитатель напоминает основные части рассказа.

- Любой рассказ состоит из частей: начало, середина, конец. Посмотрите на этот круг. (Воспитатель вывешивает на доску круг из трех частей). Он состоит из частей. Если я уберу одну часть, будет круг целым? Так и рассказ не получиться полным, если в нем не будет начала, или середины, или конца.

 - Как вы начнете рассказ?

(Мы начнем рассказ с описания времени года.)

 - О чем вы расскажите?

(Мы расскажем о том, где лежит снег. Расскажем о деревьях.)

 - О чем вы будете рассказывать дальше?

(Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.)

 - О ком вы еще расскажите?

(Мы расскажем о птице и щенке.)

 - Чем закончите рассказ?

 (Мы закончим рассказ описанием настроения от картины)

 Образец рассказа воспитателя.

В зимнем парке.

На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях: на рябине, на елке, и на всех деревьях вдалеке. Слева мальчик в голубом комбинезоне. Он идет на лыжах. Справа мы видим девочку с санками.

Она в красном комбинезоне. Девочка в центре картины лепит снежную бабу. Снежная баба большая и красивая. У нее нос из морковки. На голове у нее шляпа, а на шее – шарф. Мы видим птиц: синичек, снегирей, воробья. Рядом со снежной бабой сидит маленький забавный щенок. Он хочет лизнуть снежную бабу. Дети на картине веселые. Им нравится гулять в парке. Картина вызывает радостное настроение и желание погулять в зимнем парке.

Составление рассказа по картине (несколькими детьми по частям.)

3. Заключительная часть.

 Дифференцированная оценка деятельности детей.

 Колобок – снежный бок благодарит детей за интересные рассказы и прощается с ними.

Составление рассказа «Зимние забавы»

по сюжетной картине

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»;

коррекционно-развивающие:

- развивать умение составлять распространенные предложения;

- активизировать у детей словарь прилагательных;

- обобщать и систематизировать знания детей о зиме.

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время.

Оборудование: сюжетная картина «Зимние забавы» (рис. 12).

Предварительная работа: чтение и обсуждение произведений И.С. Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой «Первый снег», Г. Скребицкого «Зима». Игра «Подбери родственные слова» (зима, снег).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно подберет слово по теме «Зима».

Снежный (что?) — ...       Морозный (что?) — ...

Снежная (что?) — ...       Ледяная (что?) — ...

Белый (что?) — ...        Трескучий (что?) — ...

Холодная (что?) — ...       Сильный (что?) — ...

2. Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. (Выставляется картина.) Но прежде мы сыграем в игру.

3. Игра «Подбери признаки».

- Снег (какой?) — белый, холодный, скрипучий.

- Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный.

- Воздух зимой (какой?) — свежий, морозный, холодный.

- Лед (какой?) — блестящий, зеркальный, скользкий.

При затруднениях логопед помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? — скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой? — зеркальный и т.д.)

4. Беседа по картине.
Рассмотрите картину и скажите:

- Где гуляют дети?

- Какой выдался день?

- Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр.)

- Какие стоят кусты? А деревья? А дома?

- Что можно сказать о настроении детей?

- Если подойти поближе к горке, что можно услышать?

- Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? (Имеются в виду изменения в природе.)

5. Физкультминутка «Снег».

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок. (А. Барто)

6. Составление рассказа.

Логопед говорит, что ему понравилось, как ребята отвечали на вопросы. Получился целый рассказ.

Примерный рассказ

Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла. Из-за туч выглянуло солнышко.

Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться с горки или нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился, и девочки слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга снежками. Весело и интересно на снежной горке!

7. Рассказы детей.

8. Итог занятия.

- О каком времени года говорили?

- В какие игры можно играть зимой?

- На чем можно кататься зимой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Конспект занятие по развтию речи, обучение составлению рассказа по сюжетной картинке....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Составление рассказов по картине «Зимние забавы»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область «Познание»Тема:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Тема: «Составление рассказа по картине «Зимние забавы" Программные задачи: Упражнять детей в диалогической речи. Постановка вопросов к фрагментам картины. Составление рассказов-миниатюр из 3-4 пр...

Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе...

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Составление рассказов по картине "Зимние забавы".

Программное содержание: Цель: Учить составлять связный рассказ по картине. Задачи: Обучающие: формировать умение при описании событий на картине, указывать место и время действия, используя разн...