Методическая разработка НОД "Домашние животные и их детеныши"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Методическая разработка НОД по лексической теме "Домашние животные и их детёныши" поможет педагогу вызвать интерес у своих воспитанников к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая  разработка НОД

«Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР по лексической теме 

«Домашние животные и их детеныши»

Семенец В.А., учитель-логопед

ГБДОУ д/с №  № 33

 

Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении выстраивается на основе основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 33, которая базируется на комплексной примерной программе «Истоки».

Парциальные программы:

  • «Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Москва, 1993 год, «Альфа»,Т.В.Филичева, Г.В.Чиркина
  • «Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Л.Б. Баряева, СПб: ЦДК  проф.Л.Б. Баряевой, 2009г.

Данное занятие разработано для подгруппы детей с диагнозом « Тяжелое нарушение речи. Общее  недоразвитие  речи, 2-3 уровень  речевого развития. Стертая форма дизартрии»,  возраста – 6 лет, второй год обучения.

Занятие рассчитано на 30 минут и является завершающим по лексической теме «Домашние животные и их детеныши».

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативная.
  • Познание.
  • Образовательные технологии.
  • Здоровьесберегающие.
  • Игровая.
  • Мнемотехника.
  • Элементы логоритмики.
  • ИКТ.
  • Развивающая.

Планируемый результат: систематизировать представления детей о жизни домашних животных, совершенствовать умение решать простейшие логические задачи.

Цель: Закрепить и расширить представления детей о домашних животных и их детенышах, о пользе, приносимой этими животными.

Задачи:

Коррекционные

  • Совершенствовать навык словоизменения, словообразования.
  • Закрепить навык образования притяжательных прилагательных.
  • Формировать умение изменять притяжательные прилагательные по родам.
  • Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа.

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей о домашних животных, о пользе, приносимой ими
  • Закрепить названия детенышей домашних животных (теленок, жеребенок, ягненок, поросенок…)
  • Расширить активный и пассивный словарь по теме «Домашние животные».
  • Сформировать умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Развивающие

  • Развивать лексико-грамматические средства языка.
  • Способствовать развитию детей в познавательной, речевой области с использованием современных электронных образовательных ресурсов (ИКТ).
  •  Развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные

  • Воспитывать у детей любовь к животным и уважение к труду взрослых.
  • Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей.
  • Воспитывать умение слушать педагога и сверстников

Подготовка к занятию

Материал:

Демонстрационный

  •  Мультимедийный  проектор и экран.
  •  Подготовленная мультимедийная презентация «Домашние животные»
  •  Картинки с изображением домашних животных, крестьянского подворья.

Раздаточный

  • Картинки с  изображением  домашних животных и их детенышей (корова-теленок , лошадь-жеребенок , свинья-поросенок , кошка-котенок , собака-щенок , коза-козленок , овца-ягненок ).
  • Раскраски «Домашние животные».
  • Картинки с изображением силуэтов домашних животных.
  • «Билеты» на автобус.
  • Карандаши цветные, фломастеры.

Предварительная работа

Знакомство с домашними животными, их детенышами, их образом жизни, пользой.  Чтение сказок о домашних животных. Заучивание стихов , загадок.

Индивидуальная работа

Вова П. – контроль за правильным произношением звуков «С»,»З», «Р»

Дима – правильное произношение звука «Р»

Максим – побуждать к активной работе , отвечать на вопросы.

Ход мероприятия

Вводная часть

Какое сейчас время года? ( Зима)  Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку (Декабрь, январь, февраль).  А за что мы любим зиму? ( Можно кататься на санках, лыжах, коньках  .  Можно слепить снежную бабу ). А еще можно, как и в любое другое время года, побывать в интересных местах. Например, Великий Устюг, где живет Дед Мороз. Может, вы мне предложите такое место?  ( В зоопарк . В лес. В цирк. )

А сейчас мы совершим путешествие в деревню.

Нас там ждут. А как вы думаете, для чего нам нужно это путешествие?

(  Чтобы побольше узнать о домашних животных, посмотреть на них .  Помочь заботиться о них.)

Верно! Молодцы! Опаздывать мы не можем. Как нам вовремя добраться до места? На чем мы можем сейчас туда поехать? ( На санях . На лыжах. На поезде. На вертолете.  На автобусе. )

Тогда давайте выберем транспорт, на котором мы все вместе доберемся до места и  чтобы никто не потерялся.   Ехать нам недалеко, поэтому на поезде и на вертолете  не стоит ехать. Выберем автобус.  Перед  поездкой на автобусе нам нужно вспомнить правила поведения в общественном транспорте  (Шуметь нельзя .  Нельзя мешать водителю. Старшим уступают место.  Нужно купить билеты. ) Покупайте билеты. Билетик получит тот, кто повторит  ряд слов. Только хочу вас предупредить, чтобы вы эти слова хорошенько запомнили. Они нам пригодятся в конце путешествия.

Развивающая игра для тренировки памяти.

 ( Повторяют  все дети по очереди  и получают билетики)

Корова, коза, овца.  Теленок, жеребенок, ягненок.  Мычит, ржет, блеет. Теплый, яркий, солнечный. Молоко, масло, творог. Яйцо, цыпленок, курица.

Мне тоже нужно купить билет. Кто назовёт ряд слов, чтобы я их повторила? Дима, назови мне эти слова (Называет три слова). Вот теперь и я поеду с билетом.

Ребята, а как же наши гости? Не оставим же мы их в детском саду. Давайте и им предложим «купить» билеты на автобус, чтобы они могли поехать с нами.

( Дети  предлагают гостям повторить слова . Гости  получают билеты на автобус)

Садимся в автобус (стульчики в ряд) и едем!

Ребята, посмотрите в окно (на экран) (Слайд №2 Слайд №3)

 За окном проплывают красивые зимние пейзажи. (Зима).

Весело ехать на автобусе по хорошей дороге! Но вот мы свернули  на лесную дорогу.  Автобус дальше ехать не может  – много снега. Выходим из автобуса. Давайте наденем лыжи, и пойдем на лыжах. Полюбуемся красотой зимнего леса.   ( Имитируют  движения лыжника . Красивый лес. Много снега. Елки нарядные .)  (Слайд №4)

А какой свежий воздух!

Упражнение на дыхание.

Давайте подышим этим кристально чистым воздухом.  Вдох – носом, выдох – ртом. Посмотрите, как у вас раскраснелись щеки! Чтобы не замерзнуть, потрите щеки ладошками, потрите руки. (Выполняют)

Основная часть

Мимо елей, мимо пней. (Слайд №5)

Вот деревня! Ждет гостей.

Теперь мы снимаем лыжи и заходим во двор. Посмотрите на экран. (Слайд №6)

Что за шум стоит вокруг?

Громко лает старый пес,

Вот заржали кони вдруг:

Конюх им овса принес.

Здесь мычит корова: « Му -у »,

Вторит ей овечий хор.

И никак я не пойму,

Что за странный это двор? (Это крестьянский двор)

Упражнение на развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

Перед вами картинка, которую нужно очень внимательно рассмотреть и запомнить всех домашних животных. Сейчас я её закрою, а вы мне перечислите всех животных, которых запомнили. Каких домашних животных вы увидели на картинке?  Проверим себя, я открываю картинку. (Слайд №6)

( Корова , свинья, овца, лошадь, кошка, собака…)

Д/и на развитие образного мышления

«Отгадай загадку – увидишь отгадку»

Я приглашаю вас сесть на стульчики. Сейчас я буду загадывать вам загадки. Если вы отгадаете правильно, то ответ покажется на экране.

Тяжело стучат копыта,

Вымя молоком налито,

Длинный хвост, рога дугой…

Ждут кормилицу домой. (Корова) (Слайд № 7)

У меня забавный хвостик,

Вместо носа – пятачок,

Я люблю, чтоб мне чесали

Толстый  розовый  бочок. (Поросенок) (Слайд №8)

Кто там очень громко лает

Никого в дом не пускает?

Злая, видимо, однако,

Ведь зовут её … (Собака) (Слайд №9)

В нашем доме кто живёт?

Молоко из миски пьёт.

По ночам мышей гоняет.

Днём на лавке отдыхает.

Больше никаких забот.

Ну, конечно, это… (Кот) (Слайд №10)

Вы очень хорошо отгадываете загадки!

Я прочитаю вам стихотворение. Вы его очень внимательно послушайте. Нужно будет узнать героев стихотворения, запомнить, а потом  назвать.

Д/и  на развитие внимания и памяти   "Загадочное стихотворение"

"ГАВ и другие"

Целый день паслись у сосен

Две подружки МЕ и МУ

МЯУ грел бочок на солнце,

БЕ весь день мешал ему.

        КРЯ купался рядом в речке,

        КУКАРЕКУ песни пел,

        ГАВ валялся на крылечке,

        ХРЮ под кустиком сопел.

А теперь, дружок, напомни,

Назови по именам

Всех, кто в этот жаркий полдень

На глаза попался нам.    (Т.Литвинова) ( Дети с удовольствием разгадывают под каким именем скрывается какое животное.) (Слайд №11)

Вы прослушали стихотворение, а теперь назовите всех, кого узнали и запомнили. Дима,  сколько героев ты узнал? А ты, Андрей, кого узнал и можешь назвать. А теперь я читаю еще раз .  Будем вместе называть героев и смотреть на экран. Они появляются на экране. (Коза, корова, кошка, овца, утка, петух, собака, свинья)

Упражнение на развитие  умения делать обобщения и выделять лишнее.

Д/и «Четвертый – лишний»

Сейчас на экране появится изображения  животных. Нужно будет определить, кто здесь лишний. Но самое главное – нужно будет сказать, почему  он лишний. Докажите! ( Обсуждают  , по каким признакам можно выделить лишнего.)

Если вы правильно назовете лишнего героя, то он уйдет с экрана.

Лишний котенок (Слайд № 12). Лишний петух (Слайд № 13). Лишний лось (Слайд №14)

Динамическая пауза.                            

 Сейчас я познакомлю вас с новой игрой.  Нужно будет не только отбивать мяч от пола, но еще в это время  вспоминать названия домашних животных. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется  . Игра называется  «Я знаю название  трех  домашних  животных» (Дети отбивают мячом  и называют домашних животных. Я знаю название трех домашних животных: Корова- раз, лошадь – два, кошка – три. ) (Называю победителей)

Д/и «Кто спрятался на картинке?»                

У меня есть «непонятные» рисунки. Художник очень постарался, чтобы нас запутать. Рассмотрите и назовите животных, которых вам удалось найти на этой картинке. ( Рассматривают . ) Перечислите их. (Называют животных) Сколько их всего? (Всего их семь) (Раздаю каждому ребенку по картинке).  Выберите одно животное и по желанию или раскрасьте его, или заштрихуйте , или обведите карандашом. (Лошадь, корова, овца, свинья, кот, собака, коза )

Д/и «Чья голова?» на формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных.

Как вы уже заметили, домашние животные любят прятаться. Вот и сейчас из-за этого плетеного забора выглядывает только чья-то голова. Нужно назвать, чья голова сейчас выглядывает. Для каждого ребенка будет своя картинка. Поэтому сами решите, кто будет первым отвечать, кто вторым, и так все. Если ответ верный, то голова опять спрячется ( Из-за  забора  выглядывает  коровья голова  (Слайд № 15) , Лошадиная голова    (Слайд № 16)  , Куриная голова (Слайд №17) ,  Кошачья голова (Слайд №18) ,Собачья голова  (Слайд №19) .

Д/и «Кого не стало?»                            

 Подойдем к столу. Теперь вы сами  проверите на внимательность своих товарищей. Выберите, кто и вас первый пройдет испытание.

На столе лежат  5 карточек с изображением домашних животных. Посмотри внимательно, запомни и закрой  глаза.  В это время оставшиеся дети убирают одну картинку.   Теперь открывай глаза и скажи, кого не стало. ( Не стало коровы .  Не стало овцы. Не стало кошки)

Заключительная часть.  Рефлексия

Так быстро пробежало время! Нам пора возвращаться домой. Пока мы были в гостях, расчистили дорогу. Наш автобус подъехал прямо ко двору. Чтобы  зайти в автобус  назовите те слова, за которые в начале путешествия вы «купили» билеты.

Развивающая игра для тренировки памяти (продолжение). (Дети называют нужные слова и садятся в автобус  )  Гостям тоже нужно с нами ехать, поэтому попросим их  назвать нужные слова (Гости называют слова и садятся в автобус)

Пока мы едем , давайте вспомним наше  путешествие. Вам  было интересно?

( Очень интересно!)

Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли.

 ( Ходили на лыжах . Были в гостях  .)

Что понравилось? ( Видели  домашних животных и их детенышей.)

Что нового вы сегодня узнали? Какие игры понравились больше всего? ( Игра «Чья голова?»)

Что легко было выполнить? (Отвечают)

А что вызвало затруднения? (Отвечают)

Куда отправимся в следующий раз? ( В зоопарк .  В музей. В парк . )        

Кого вы с собой возьмете из членов  своей семьи? (Папу, маму, братика)

В какую игру поиграете дома с родителями? (Дети отвечают на эти вопросы.)

На память об этом путешествии я дарю вам раскраски  (раскраски с изображением домашних животных для каждого ребенка). Раскрашивая их, вы вспомните наше путешествие, всех животных, с которыми там встретились. (Спасибо!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме"Животные и их детеныши"

Презентация к НОД для детей раннего возраста "Д"икие животные и их детеныши"...

Методическая разработка по теме"Животные и их детеныши"

Презентация к НОД для детей раннего возраста "Дикие животные и их детеныши"...

Методическая разработка НОД «Домашние животные и их детёныши» для детей раннего возраста

Цель: расширение представления детей о домашних животных и их детёнышах....

Методическая разработка . Тема "Домашние животные"

Методическая разработка . Тема "Домашние животные"...

Методическая разработка. Тема: "Домашние животные и их детеныши"

Цель:  Создать условия для закрепления и расширения познания детей о домашних животных и их детенышей.Задачи: Создать условия для развития умения называть домашних животных, их детенышей, и сравн...