Роль логоритмики в коррекционной работе логопеда
консультация по логопедии

Бондаренко Ульяна Александровна

консультация для учителей-логопедов "Роль логоритмики в коррекционной работе логопеда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_po_logoritmike.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей- логопедов.

Роль логоритмики в коррекционной работе логопеда

“Человеческий речевой аппарат – это своего рода скульптор, правда, скульптор создает художественные
образы из глины и высекает их из мрамора,
говорящий же человек “лепит” звук речи из особого
материала – из волн движущегося воздуха”
Ю. Фролов.



             Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Изначально, система музыкально-ритмических движений была разработана швейцарским композитором и педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Она получила во многих странах широкое применение, особенно в области дошкольного и младшего школьного образования. Применяя сочетание ритма, музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма» (сначала у музыкантов), а затем, используя особые упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Эта коррекционная система особенно тщательно разрабатывалась и использовалась  дефектологами- практиками при коррекции и лечении взрослых и детей, страдающими различными заболеваниями (афазии, алалии, заикание, а так же психические расстройства).

В 40-е годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как необходимая часть в комплекс воздействия на больных с афазией. В 50-70 е годы появились первые работы по логопедической ритмике в системе устранения заикания у детей, подростков и взрослых. И наконец в 1976 г. Г.А.Волковой был представлен разнообразный логоритмический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках и в 1985 г. в книге «Логопедическая ритмика» ее же была предложена методика занятия при разных формах нарушения речи., т.е. логоритмика находит более широкое применение как самостоятельное средство коррекционного воздействия.

Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

КОМУ ПОЛЕЗНА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА?

Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.


Задачи: 
1. Оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; формирование чувства равновесия и т.д.).
2. Образовательные (формирование двигательных умений и навыков, формирование пространственных представлений, формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.).
3. Воспитательные (воспитание способности ощущать  в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.).
4. Коррекционные (выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических компонентов; развитие пространственного праксиса, гнозиса; систематическая работа по развитию психологической базы речи; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.

Условия проведения: 

  • Занятия проводятся 1 раз в неделю после познавательного и логопедического;
  • Продолжительность – 20-25 минут;
  • Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы.
  • Речевой материал не выучивается;
  • Все упражнения выполняются по подражанию;
  • На занятии должна царить атмосфера радости и доброжелательности.
  •  Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.
  •  Наиболее благоприятным для занятий является проведение их одним специалистом – логопедом, владеющим инструментом или использующим магнитофонную запись музыкального сопровождения, возможно и взаимодействие двух специалистов – логопеда и музыкального руководителя. Присутствие воспитателя группы является обязательным.
  • Недопустима подмена логоритмических занятий музыкальными.
  • При проведении логоритмических занятий с детьми старшего возраста с ОНР III уровня возрастает доля учебных заданий связанных с развитием чувства музыкального ритма, метра, темпа в сочетании с разнообразными движениями. Значительно увеличивается число игр по расширению словарного запаса детей, уточнению значения слов, формированию обобщающих понятий, а также развитию у дошкольников грамматического строя речи, умению связно излагать свои мысли.

Структура занятия.

  • I. Вводная часть:
  • Музыкально-ритмические движения, перестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), дыхательные упражнения.
  • II. Основная часть:
  • Игры на развитие фонематического слуха, артикуляционной, мелкой моторики, мимики.
  • III. Оркестр, пение, игры, танец.
  • IV. Заключительная часть.
  • Слушание – релаксация

Особую роль в логоритмических занятиях приобретает игровой компонент, поскольку именно он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия.     

Основной акцент ставим на определённые виды упражнений, которые универсально сочетаются и помогают достигать эффективности в коррекционной работе:

  • Вводные - ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т.д.
  • Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на организм.
  • Активизирующие внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.
  • Регулирующие мышечный тонус. Обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать).
  • Ритмические. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.
  • Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.
  • Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность

Почему – РИТМИКА?

            Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Учитель- логопед:         Бондаренко У.А.

Библиография

  1. Г.А.Волкова. Логопедическая ритмика. Учебник для вузов, Владос,2003.
  2. Л.Е.Воронова. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.,Сфера, 2006.
  3. Г.Р.Шашкина. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями в речи.М., Академия, 2005.
  4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2— З лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Игры в коррекционной работе логопеда"

Консультация полезна логопедам, педагогам  родителям...

Применение логоритмики в коррекционной работе

Анализ применения технологии "Логопедическая ритмика"...

Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Цель исследования – определение целесообразности использования логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими заиканием....

Презентация на тему:" Роль логоритмики в системе работы с детьми ОВЗ".

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка...

«Значение логоритмики в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей»

Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика. Основная ее цель — преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функ...

Применение логоритмики в коррекционной работе с заикающимися

логоритмика в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста (приемы и методы)...

Консультация для родителей "Логоритмика в коррекционной работе логопеда с дошкольниками, имеющими речевые нарушения"

Логоритмика представляет собой особую методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. В России изучением положительного воздействия на рече...