"Ранняя логопедическая помощь детям в ДОУ".
статья по логопедии (младшая группа)

Докучаева Елена Вячеславовна

"Ранняя логопедическая помощь детям в ДОУ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_logoped._pomoshch_v_dou.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

В современном обществе большое внимание уделяется коммуникабельности людей, качеству речи человека, все это неразрывно связано с качеством жизни людей. Одно из направлений логопедической работы в ДОУ является реализация ранней диагностики и ранней коррекции нарушений речевого развития воспитанников. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Для оказания эффективной логопедической и психологической помощи необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно сказываются на всем психическом развитии ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи тормозят умственное развитие, особенно формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Нарушение не всегда обнаруживается сразу после рождения, иногда родители узнают о нем, только, когда ребенок находится в дошкольном или даже школьном возрасте. Своевременное выявление и коррекция речевых нарушений имеет первоочередное значение для профилактики этих последствий. В ДОУ должна быть простроена работа логопедической помощи детям раннего возраста в трех направлениях:

  1. Диагностическое
  2. Консультационное и просветительское
  3. Коррекционное

Данные направления тесно взаимосвязаны, организованы поэтапно и предполагают работу с детьми, с их родителями и воспитателями. Актуальность данной логопедической работы - наличие ранней и адекватной помощи каждому ребенку для успешности в дальнейшей жизни и развитии в целом, которая позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и предупредить отклонения. Цель работы логопедической помощи - снижение тяжести речевого и психического нарушения у детей раннего возраста, всестороннее развитиеи коррекция ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей.

Основными задачами логопедической помощи детям дошкольного возраста являются:

  • формирования здорового образа жизни детей,
  • охрана жизни и укрепление здоровья детей,
  • обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка,
  • осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка,
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Наиболее эффективным в ранней логопедической помощи детям является коррекционное направление, так как здесь ведется полноценная работа с родителями. Коррекционная работа с детьми проводится воспитателями и родителями по результатам базовой диагностики после рекомендаций логопеда. Все формы работы должны проводиться в игровом сюжете. Дети и родители не сидят за столами, а постоянно находятся в движении и работают в микрогруппах. И дети, и родители обучаются правильному речевому дыханию (по Стрельниковой А.Н.), развивают фонематическое восприятие, учатся общению и мышлению. Используются различные приемы: пропевание слоговых рядов и чистоговорок под музыку, развитие мелкой моторики с помощью различных круп, сказкотерапия, развитие координации движений, ловкости, чувства ритма, подражательности, пополнение словаря, а так же игры для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики. Воспитатели по рекомендации логопеда в перспективном планировании с детьми обязательно включают данную работу и дополняют развитием и активизацией речи, тестопластику и рисование пальчиками. После проведения коррекционной работы проводится дифференциальная комплексная диагностика по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений в развитии ребенка после 3 лет.

Если все мероприятия, выработанные специалистами, оказались неэффективными, и ребенок продолжает испытывать значительные затруднения в обучении и воспитании, то ему необходима диагностико - консультативная помощь. В этом случае ребенка направляем в Психолого - Медико-Педагогические Комиссии, где решается вопрос о типе дальнейшего обучения ребенка, сообщают рекомендации родителям, педагогам и дается срок реализации рекомендаций, т. е. отслеживается динамика развития ребенка.

Данное направление логопедической работы в ДОУ необходимо, так как оно способствует развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста и снижению тяжести речевого нарушения у детей с нарушением речи, заинтересованности родителей в воспитании и обучении своих детей, компенсация нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждение отклонения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема оказания логопедической помощи детям раннего возраста

Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи?...

Консультация "Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речи".

Материал для родителей, логопедов, воспитателей....

Логопедия. Логопедическая помощь детям раннего возраста

В последние годы определилось особое направление в логопедии -превентивное логопедическое воздействие, отвечающее положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.Первые успе...

Развитие артикуляционной и мелкой моторики в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития

В статье раскрываются особенности  функционирования артикуляционного аппарата, нарушения тонкой моторики пальцев рук, речевого развития  у детей раннего возраста  с перинатальным пораже...

2020 год Консультация на тему: «Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речевого развития».

Консультация на тему:«Ранняя логопедическая помощь детямс нарушениями речевого развития»....

Логопедическая помощь детям раннего возраста

Раннее детство — возраст от рождения до 3-х лет — особый период развития. Этот период характеризуется максимально бы­стрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Это ключевой этап в...

Ранняя логопедическая помощь детям с нарушением речевого развития

В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важны...