Консультации для родителей!!! «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ»
консультация по логопедии

                                                                 

        Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?

        Анализ – это разделение целого на составные части.

        Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звук, из которых оно состоит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_zvukovoy_analiz_i_sintez.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное  Учреждение «Центр Развития Ребенка
детский сад№15 Семицветик»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ»

                                           

                                             

                                             Подготовила:

                                                                    учитель-логопед

Кочкина Ирина Александровна..

                                                                   

                                                                 

        Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?

        Анализ – это разделение целого на составные части.

        Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звук, из которых оно состоит.

        Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобального, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонематическую, т.е. последовательность звуков его составляющих.

        Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове сок, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …, а еще «Фанта»!»

        Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

        При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

        Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализа слова,

Однако уже в ходе записывания происходит синтез, т.е. мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

        Т.о., обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например, вместо страна – сана, тана или др.

Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

        Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

        При нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: – Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р,М? Ребенок отвечает: – Рома.

        При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение,  т.е. вместо звука произносится буква  (не м, н, в, а мэ, нэ, вэ). Дети читают: ам – амэ, вы – вэы и т.д. побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1 – 2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.

        Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

        Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих – шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска – кашка, помощь – помочь, жевать – зевать);
  • искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился,

        операция вместо операционная, вынула вместо вытянула);

  • грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмом в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).

Подготовка к обучению грамоте – это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Символы гласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

  • формирование в словах первого гласного звука;
  • анализа и синтеза сочетаний из двух гласных звуков;
  • определение последнего гласного звука в словах;
  • определение наличия либо отсутствия в словах звуках;
  • определение первого согласного звука в словах.
  • определение последнего согласного звука в словах;
  • определение гласного звука в середине односложных слов;
  • синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
  • определение позиции согласного звука в словах;
  • определение количества слогов в словах;
  • синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

  1. Обеспечивает готовность к освоению грамоты.
  2. Способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.

Литература:

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб., 2005 г.
  2. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. – М., 2005 г.

Приложение «А давай поиграем?!» (игры с детьми на развитие звукового анализа и синтеза).

                                                                                                                                                               

1. Предложите ребёнку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх и т.д.) тогда, когда он услышит  слова, с заданным звуком.

2. Игра: «Определи первый звук в слове», 

научите ребёнка слышать, различать и определять 1 звук в отдельном слове.

3. Поиграйте с ребёнком в игру-соревнование: кто больше придумает слов с заданным звуком, или попросите его найти предметы в комнате (на улице, в парке и т.д.), в названиях, которых есть тот или иной звук.

4. Поймай последний звук в ладошку. Медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»

5. Горлышко болит. Произнести губами без звука всё слово, только последний звук вслух.

6. Определите места звука в слове (позиции). С этой целью используется игра «Светофор». В начале обучения используются кружки красного, желтого и зелёного цвета. Если ребёнок слышит заданный звук в начале слова, то он поднимает красный кружок, в середине - жёлтый, в конце слова - зелёный.

7. Подбор слов, где заданный звук был на первом месте, на втором, на третьем; в начале слова в середине слова в конце. Помните что звонкие (парные) гласные в конце слова оглушаются, не предлагайте детям таких заданий.

8. Подумай, не торопись. Предложите ребёнку несколько заданий на сообразительность: подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр и др.

9. Предложите ребёнку представить ситуацию « Представь, тебя пригласили на день рождения. Ты можешь взять любого друга или подругу, но давай мы договоримся: имена моих друзей будут со звуком «Ш», а твоих со звуком «Ж» и т.д.

10. Находясь в магазине, предложите выбрать из множества товаров только те, в названиях которых есть заданный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка-буклет для родителей "Звуковой анализ и синтез"

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:Наша речь состоит из предложений.Предложение - это законченная мысль.Предложения состоят из слов.Слова состоят из звуков....

Консультация для родителей "Звуковой анализ и синтез"

Консультация для родителей "Звуковой анализ и синтез"...

Консультация для родителей "Звуковой анализ и синтез"

Одно из направлений в современной логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обуч...

Консультация по развитию звукового анализа и синтеза

Данный материал полезен для работы воспитателей коррекционных групп и специалистов ДОУ...

Консультация для воспитателей "ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ"

Консультация предназначена для воспитателей ДОО. В данной консультации речь идёт о таких методах обучения детей грамоте, как анализ и синтез, раскрывается понятие звук и буква, представлены виды работ...