Экспериментирование в работе учителя-логопеда посредством литературного произведения
презентация по логопедии

Деева Татьяна Владимировна

Какие эксперименты можно провести на логопедическом занятии?!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментирование в работе учителя-логопеда Развитие речи посредством опытно-экспериментальной деятельности в художественном произведении.

Слайд 2

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Слайд 3

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать, а процесс обучения и воспитания в детском саду , как раз направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.

Слайд 4

Экспериментирование оказывает большое влияние на речевые умения ребенка, такие как : - развитие коммуникативных навыков(умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника); - обогащение словарного запаса детей (путём его пополнения существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.); - формирование связной речи (т. е., содержательной, логичной, последовательной, организованной, ведь в процессе эксперимента возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, уметь рассказать об этапах и результатах эксперимента ); - развитие речевого творчества (в процессе совместной деятельности и поиска идет проверка речевых высказываний как других детей, так и самого себя).

Слайд 5

Развитие мелкой моторики (представления о свойствах и качествах предметов). Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Дети очень любят слушать сказки, играть и поэтому немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребенок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому чтобы «открытие» сделал сам.

Слайд 6

Крылатый - кто бывает крылатым? (птицы) каких птиц вы знаете? (…) Артикуляционные упражнения: «Индюк», «Птенчики», «Дятел». Упражнение на речевое дыхание (как поют птицы?) Упражнение на интонацию. Опыт с перышком. (свойства и качества)

Слайд 7

Мохнатый – кто может быть мохнатым? (звери), каких зверей вы знаете? (…) Артикуляционная гимнастика «Киска сердится», «Котенок лакает молоко», «Сытый и голодный хомяк», «Поймать мышку». Развитие речевого дыхания и голоса «Ежики принюхиваются», волк воет: « У-у-у-у-у-у ». (Произносить тихо и громко), «Кто как голос подает» Ежик пыхтит: « Пых-пых-пых-пых ». Разговор Лисы и Зайца. « Су-зу-су-зу , зу-су-зу-су , Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са , ты не съешь меня, Лиса?» Опыт с искусственным мехом (маленький кусочек в маленькое отверстие, большой кусочек – пройдет или нет)

Слайд 8

Масленый – что бывает масленым? (масло, блины), какой блин? Артикуляционная гимнастика «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Оближем губки». Речевой выдох (подуем на горячий чай) Опыт с маслом (вода и масло, красители, масло, аспирин) Физминутка .

Слайд 9

Работа по тексту На лесной опушке, в тёпленькой избушке (построить из кубиков), жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый. Воробей с поля прилетел (почему?, какой воробей? Как он голос подает? и т.д.) , мышонок от кота удрал (почему? Какой мышонок? как голос подает? и т.д.), блин со сковороды убежал (почему?, может ли блин бегать? Как он может передвигаться? Какой он? и т.д.). Можно провести эксперимент с блинами (перед этим помыв руки) - покушать их с разными добавками, рассказать, какие они могут быть по форме, потрогать, попробовать свернуть трубочку, сложить конвертик.

Слайд 10

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов (охотник, добытчик) . Мышонок дрова рубил (дровосек) , а блин щи да кашу варил (повар) . Профессии. Охотник (кто это?, что он делает?, какие предметы относятся к охотнику (картинки). Дровосек (кто это?, что он делает?, какие предметы относятся к дровосеку? где много деревьев?(картинки) . Повар (кто это?, что он делает?, какие предметы относятся к повару? Из каких продуктов можно приготовить кашу и щи (суп)?(картинки) Задание – распределить картинки по профессиям ,либо сварить суп из предложенных картинок и.т.д.

Слайд 11

Чтобы суп или каша варились нужно что? (Печь, плита) Если мы поставим кастрюлю на холодную печь, будет ли вода закипать? (нет) Почему? (надо, чтобы печь была горячая) Чтобы печь или плита стали горячими, нужно ее зажечь спичками. Огонь нагревает воду. Она становится горячей. Опыт с горячей (теплой) и холодной водой. Алгоритм приготовления каши или супа (составить связный рассказ).

Слайд 12

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует. Воротится (что означает это старинное слово?) – вернется. Ключевая вода – вода из ключа, чистая, холодная вода. Ключ – родник, естественный выход подземных вод на земную поверхность. Работа над омонимами (ключ замочный, ключ скрепичный , ключ – водоем, гаечный ключ) – картинки показать. Ложки крашеные – (картинка) – краткий рассказ о деревянных ложках (раскрасить нарисованную деревянную ложечку). Сравнить деревянную и железную ложки – сделать выводы. На стол накрывает (сервировка стола, что нужно для этого).

Слайд 13

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит: — Эх, щи так щи, боярские щи (хорошие), до чего хороши да жирны! А блин ему: — А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные! А воробей кашу ест, похваливает: — Ай каша, ну и каша, — рассыпчата, горяча! (крупа и вода) А мышь ему: — А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот каша и горяча! — Да и я, — говорит воробей, — не промах (все умею) : соберу грибов ( где растут грибы?), натащу бобов (где растут бобы? перебрать бобы и горох, сравнить их вареные и нет) — вот вы и сыты! Блин у печи румян да пышен ( когда стоишь у печки или долго находишься в жаре, щеки краснеют, следовательно, становишься румяным) - щи варит, крупной солью солит, кашу пробует . Эксперименты и опыты с солью (сравнить на вкус, определить свойства соли)

Слайд 14

Только раз призадумался воробей. «Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок перевернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!» Рассердился воробей (мимические упражнения, на что можно обидеться? Добрые и злые слова) — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать: ( физминутка ) — Завтра же работу поменяем! Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошёл на охоту (сможет ли повар охотиться? куда ходят на охоту? на кого обычно охотятся? Какие в лесу могут быть деревья? Сравнение листочков с разных деревьев) , воробей — дрова рубить (сможет ли добытчик еды нарубить правильно дров для печи? Горят ли дрова? тонет ли дерево?(эксперимент)) , а мышонок — обед варить (сможет ли дровосек сварить суп или кашу?).

Слайд 15

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт: Прыг-скок, Прыг-скок, Я — масленый бок, На сметанке мешан, Физминутка На маслице жарен! Прыг-скок, Прыг-скок, Я — масленый бок! Загадка про лису. Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна (какая лиса? где живет лиса? она хищная или домашняя?). Распределить по группам хищников и домашних животных. Блин спел ей песенку (в какой сказке тоже пели песенку лисе? кто ее пел? что из этого вышло? почему она скушала Колобка?) Сочинить песенку для лисы, чтобы она расхотела его съесть.

Слайд 16

— Хорошо поёшь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. <…> ( спеть лисе свою песенку ) . Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам ! (артикуляционная гимнастика, работа над дыханием) А блин кричит: — Пусти меня, лиса, в дремучие леса (какой это лес?) , за грибами, за бобами — на охоту! А лиса ему: — Нет, я съем тебя, проглочу тебя со сметаной, с маслом да с сахаром! Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах лисьих оставил (почему у него бок оторвался? Сделать из пластилина блин, мягкий, пластичный и оторвать от него клок) , — домой побежал!

Слайд 17

А дома-то что делается! Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи всё не хороши, не жирны, не маслены . «Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!» Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! (положить в кипяток какой-нибудь предмет, чтобы он испортился от горячей воды). <…> А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Эксперимент – надеть ребенку большие перчатки и попросить разделить палочки склеенные) Клевал, клевал, клюв (какой клюв у воробья?) на сторону своротил (что означает это слово?). Эксперимент – взять твердый материал (деревяшку) и многократно постучать по ней пластиковым или пластмассовоым предметом . Постучать многократно кулаком по столу – становится еще и больно.

Слайд 18

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается (имитация плача) Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у неё повылезла, хвостик дрожмя дрожит (имитация дрожания). Как увидели, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали. Вот блин и говорит: — Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет (что означает данная пословица?). Тут воробей со стыда под лавку забился (залез). Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить. Так они живут — пряники жуют (имитация жевания), медком запивают (дыхательная гимнастика), нас вспоминают.

Слайд 19

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения,классификации , обобщения.

Слайд 20

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне, в сравнение с теми, кто такой школы не прошел». К.А. Тимирязев

Слайд 21

Спасибо за внимание и за участие мастер – классе !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Литературно-театральное представление «По страницам сказок К.И.Чуковского».

Развитие речи детей через театральную деятельность.Заучивание слов сказки позволяет развить память детей, расширить их словарный запас, автоматизировать поставленные звуки в речи, развить просодическу...

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства. Часть 2. Соавтор учитель-логопед Попова М.Б.

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства.Часть 2: лексико-...

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства. Часть 3. Соавтор учитель-логопед Попова М.Б.

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства.Часть 3: развитие...

«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»

В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...

«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»

В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...

«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»

В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...