Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Руденок Юлия Игоревна

Для  современной  общеобразовательной  школы  характерна  буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку, что далеко не случайно. Причины этого явления уходят своими корнями в дошкольный возраст. И не только на время перед поступлением ребенка в школу, но и на более ранние годы его жизни.    Задолго  до  изучения  грамматических  правил  ребенок  должен  овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать»  устную  речь  в  условиях полного совпадения написания  с  произношением,  когда «пишется  так,  как  слышится».  К  сожалению, даже  это  удается  далеко  не  всем  детям,  и  у  многих  из  них  уже  в  первые  дни пребывания в школе возникают специфические трудности при письме и чтении, что  свидетельствует  о  наличии  у  ребенка  так  называемых  дисграфии  и  дислексии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.     

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Нарушения устной речи у детей дошкольного возраста приводят к трудностям в овладении детьми чтением и письмом.  Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение фиксирует его на письме. Иными, словами, пишет так, как произносит (лыба, сыска). Нарушение фонематического слуха у детей приводит к заменам букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Ребенок допускает ошибки в написании букв, обозначающих звонкие –глухие, свистящие- шипящие (с-ш,з-ж и т.д.), аффрикаты и входящие в них компоненты (Ч-Щ, Ч-ТЬ, Ц-Т,Ц-С). Также проявляется в неправильном обозначении  мягкости согласных на письме: писмо, лубит, больит и т.д. Если у детей наблюдаются нарушения языкового анализа и синтеза, то они допускают ошибки в виде пропусков букв и слогов, перестановок букв или слогов, недописывания слов, написания лишних букв в слове, повторения букв или слогов, слитного написания предлогов, раздельного написания приставок. Недоразвитие грамматического строя речи приводит к аграмматизмам на письме на уровне слова, словосочетания и текста. Обнаруживается, что ребенок никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовывать слова между собой ( красивый сумка, веселые день). Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза приводит также к нарушениям письма. Все буквы русского алфавита состоят из одних и тех же элементов (палочки, овалы) и нескольких специфичных элементов. Одинаковые элементы по-разному, комбинируясь в пространстве, образуют различные буквенные знаки: И,Ш,Ц,Щ и т.д. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М, Х вместо Ж ;добавление лишних элементов; зеркальное написание букв.

        В качестве профилактики трудностей в обучении чтению и письму  следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на:

- формирование  пространственных представлений (представления о собственном теле, формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов, формирование представлений о последовательности). Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Кроме того, ребенку предлагаются следующие задания:

а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических

фигурок по предложенному образцу;

б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;

в) составить рассказ на основе последовательных картинок.

Для развития фонематического слуха и фонематического восприятия можно использовать игры:

-Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У].

-Посели слова со звуками [Ш] и  [С] в разные домики.

-Разложи картинки в две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.

-Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т. п).

-Я назову твердый, а ты – парный мягкий ( С – СЬ, М – МЬ и т. п).

-Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука [П] положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук [Б] клади в домик со звоночком.

-Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.

-Игра «Измени слово». Детям предлагается изменить предложенное слово путем замены, прибавления какого-либо звука, например: БЫК-БАК и т.д.

Игра «Цепочка слов». Дети придумывают слова таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: сом – мороз – заяц – цыпленок – кубик – класс.  

-Игра «Считаем слоги». Детям предлагается отхлопывать слоги в слове, «укладывая» слоги на ладошки.

-У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове большее количество слогов.

 -Найди слова с одинаковым слогом в конце слова.         

-Игра «Строители». Собери слово из слогов: ВА-РЕЖ-КА- варежка или РА-ТИ-БУ-НО- Буратино.

        Чтобы предотвратить возникновение грамматических ошибок играем с детьми:

Игра «Один – много», например: слон – слоны и т.д.

Игра «Назови ласково». (Стол-столик и т.д.)

Про какие предметы можно сказать лесная? Лесной? Лесные?            

-Игра  «Один – два – пять» .Сосчитай, сколько предметов, например: один жук, два жука, пять жуков.

Игра «Ложки и стаканы». Ребенок выполняет действия и называет:   Я положила ложку В стакан. Я достала ложку ИЗ стакана и т.д.

Игра «Составь предложение» Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

Игра «Собери слова в предложение». Слова в предложении рассыпались, собери их правильно: НАШЕГО, ХИЩНИК. ЛЕСА, КУНИЦА

Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы:

- выкладывание букв из палочек, гороха, ниток, лепка букв из пластилина, теста;           -прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;

- угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;         - обведение пальцем контура букв, штриховка букв;

-применение метода дермолексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки ). Чтобы запомнить правильное написание букв используем игры «Почини буквы», «Распутай буквы» (Изографы), «Найди правильные буквы» и т д.

При проведении всех этих игр  сначала обращается внимание на правильное написание буквы, количество элементов, затем эта буква сравнивается с другими буквами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»

   Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корн...

Презентация "Игры по профилактике дисграфии и дислексии, используемые в дошкольном возрасте"

Игры по профилактике дисграфии и дислексии, используемые в дошкольном возрасте...

Использование дидактических игр в профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста.

quot;Использование дидактических игр в профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста "...

Профилактики оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР

Использование игр и упражнений с пальчиковой азбукой  тренируют движение пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Такое построение закрепляет зрительно-пространстве...

Конспект родительского собрания: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»

Тема: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»Формат проведения: родительское собраниеУчастники: учитель-логопед, воспитатели, родителиЦель: сформировать у ро...

Мастер класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда» Профилактика оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Цель: Показать использование игровых технологий в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передать педагогический опыт проведения игр.  При подготовке ...