Конспект родительского собрания: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Халанова Нина Борисовна

Тема: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»

Формат проведения: родительское собрание

Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители

Цель: сформировать у родителей первоначальные знания о дисграфии и дислексии и методах их устранения.

Задачи:

  • разобрать причины нарушений речи, письма и чтения;
  • познакомить родителей с терминами «дисграфия» и «дислексия»;
  • формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи;
  • предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии;
  • разработать буклеты по профилактике коррекции дисграфии и дислексии.

Подготовка к родительскому собранию:

  1. Подбор и изучение специальной литературы.
  2. Распечатка буклетов, практических советов, которые родители смогут забрать с собой после собрания.
  3. Подготовка приглашений на родительское собрание.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста», буклеты.

Ход встречи

Учитель-логопед: Уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время и пришли на встречу с нами. Мы хотим сегодня поговорить с вами о профилактике дисграфии и дислексии. Это, наверное, для вас новые и не совсем понятные слова, но в процессе нашей сегодняшней встречи вам всё станет ясно и понятно. 

Учитель-логопед: Как, вы считаете, нарушения речевого развития дошкольника отразятся на его обучении в школе и как? (варианты ответов родителей).

Учитель-логопед: А как вы думаете, какие причины нарушений речи, письма и чтения? (варианты ответов родителей).

Учитель-логопед: Причины трудностей, ищем в анамнезе детей, как правило есть повреждение головного мозга, которое наступает в период внутриутробного развития (это токсикоз, анемия, инфекционные заболевания во время беременности, обвитие пуповиной плода и т.д.) или во время родов (родовые травмы, асфиксия), заболевания ребенка в раннем возрасте различные инфекционные, вирусные заболевания, травмы и ушибы головы и т.д.

Учитель-логопед: С началом школьного обучения к речи детей начинают предъявлять повышенные требования. И все дети, у которых отставание в речевом развитии допускают при чтении и письме множество специфических ошибок. Такое частичное расстройство процессов чтения и письма называется дислексией и дисграфией.

Дислексия - затруднения в овладении навыкам чтения. А проявление этих специфических ошибок уже можно заметить именно в старшем дошкольном возрасте.

Дисграфия - частичное нарушение процессов письма, при котором наблюдаются стойкие  повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуковой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Необходимо своевременно выявить, предупредить и устранить недостатки устной и письменной речи. Поэтому наша с вами задача - профилактика нарушений письма и чтения у детей в дошкольном возрасте.

Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии:

  1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
  2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
  3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  4.  Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
  5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
  6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь"), пробы Хеда.
  7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
  8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)
  9. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Нам хочется поделиться с вами играми, но прежде чем начать, дорогие мамы и папы, внимательно ознакомьтесь с правилами проведения данных игр.

  1. Называйте, пожалуйста, звуки, а не буквы. Звук «М», а ни в коем случае не «МЭ» или «ЭМ», так как в дальнейшем при анализе слов детям очень трудно разобраться в названии букв и звуков. И так как мы работаем на развитие фонематического слуха в первую очередь, то мы слышим звуки, а не буквы!
  2. Помните, что звонкие согласные оглушаются в конце слова (паровоз мы слышим - паровос, зуп и т.д.)
  3. При выполнении письменных заданий следите, как ребенок держит ручку, тетрадь, достаточно ли освещено место. Проверить ручку, не слишком ли жесткий шарик, не мажет ли, не слишком ли тонкая или толстая ручка.

Для профилактики дисграфии и дислексии используйте разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка, перебирание мелких деталей «Лего», застегивание и растегивание пуговиц.  

  1. Упражнение  «Нарисуй дорожку»

 Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине: Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.

  1. Упражнение «Дорисовывание незаконченных рисунков»

Детям даются изображения с недостающими деталями или незаконченные рисунки.

  1. Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение пяти (не больше) минут, ребенок зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например: А, затем О и т.д., дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.

  1. Упражнение «Какой звук первый?» или «Какой звук последний?»

Называем ребенку слова, он угадывает, на какой звук начинается данное слово.

  1. Упражнение «Слог да слог и будет слово»

Взрослый называет ребенку первый слог любого слова, а ребенок должен досказать слово: Са -  (ша, хар, пог, лют).

  1. Упражнение «Встречу слово по дороге -разобью его на слоги»

Бросить ребенку мяч, назвав любое слово, он отбивает мячом количество слогов.

  1. Игра «Волшебная буква»

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре «Буква сломалась». Обведение букв по трафарету, шаблону, вкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.

  1. Игра «На что похожа буква?»

А - антенна, телеграфный столб, стремянка; У - уши, сучок, вешалка.

  1. Игры на сочетание существительных с прилагательными

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи? Например: яблоко (какое?) - сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное; след (чей?) - заячий, волчий, лисий, и т.д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например: теплый - день, вечер, пирог, чай, свитер,...теплая - погода, кофта, весна, рука,...теплое - молоко, платье, письмо, озеро,...

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например: зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например: кофта - красн..., син...; туфли - красн..., син...

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа «Помоги Незнайке исправить ошибку». Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).

  1. Игры на сочетание существительных с глаголами

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например: Что можно сделать с яблоком? Сорвать яблоко - купить, съесть, помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т.п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: Прийти к ... (дому, отцу, решению); уйти от... (дедушки, дома, проблемы).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал - Женя упала; Саша ушел - Саша ушла; яблоня цветет - яблони цветут. Это задание нужно проводить, используя картинки.

  1. Игры на сочетание существительных с числительными

Необходимо учить детей, верно, согласовывать числительные 1,2,5 с существительными: один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят; одна курица, две курицы, пять куриц; одно яйцо, два яйца, пять яиц. При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа «Дразнилки». Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: «У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов», «У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона».

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. Учитывая, что у детей с нарушением речи комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфии и дислексии в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rod.sobraniya_profilaktika_disgrafii_i_dislalii.docx359.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед 1 квалификационной категории

Халанова Нина Борисовна

п. Новонукутский

2023г.

Тема: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»

Формат проведения: родительское собрание

Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители

Цель: сформировать у родителей первоначальные знания о дисграфии и дислексии и методах их устранения.

Задачи:

  • разобрать причины нарушений речи, письма и чтения;
  • познакомить родителей с терминами «дисграфия» и «дислексия»;
  • формировать понимание важности своевременной диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи;
  • предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии;
  • разработать буклеты по профилактике коррекции дисграфии и дислексии.

Подготовка к родительскому собранию:

  1. Подбор и изучение специальной литературы.
  2. Распечатка буклетов, практических советов, которые родители смогут забрать с собой после собрания.
  3. Подготовка приглашений на родительское собрание.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста», буклеты.

Ход встречи

Учитель-логопед: Уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время и пришли на встречу с нами. Мы хотим сегодня поговорить с вами о профилактике дисграфии и дислексии. Это, наверное, для вас новые и не совсем понятные слова, но в процессе нашей сегодняшней встречи вам всё станет ясно и понятно. 

Учитель-логопед: Как, вы считаете, нарушения речевого развития дошкольника отразятся на его обучении в школе и как? (варианты ответов родителей).

Учитель-логопед: А как вы думаете, какие причины нарушений речи, письма и чтения? (варианты ответов родителей).

Учитель-логопед: Причины трудностей, ищем в анамнезе детей, как правило есть повреждение головного мозга, которое наступает в период внутриутробного развития (это токсикоз, анемия, инфекционные заболевания во время беременности, обвитие пуповиной плода и т.д.) или во время родов (родовые травмы, асфиксия), заболевания ребенка в раннем возрасте различные инфекционные, вирусные заболевания, травмы и ушибы головы и т.д.

Учитель-логопед: С началом школьного обучения к речи детей начинают предъявлять повышенные требования. И все дети, у которых отставание в речевом развитии допускают при чтении и письме множество специфических ошибок. Такое частичное расстройство процессов чтения и письма называется дислексией и дисграфией.

Дислексия - затруднения в овладении навыкам чтения. А проявление этих специфических ошибок уже можно заметить именно в старшем дошкольном возрасте.

Дисграфия - частичное нарушение процессов письма, при котором наблюдаются стойкие  повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуковой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Необходимо своевременно выявить, предупредить и устранить недостатки устной и письменной речи. Поэтому наша с вами задача - профилактика нарушений письма и чтения у детей в дошкольном возрасте.

Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии:

  1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
  2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
  3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  4.  Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
  5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
  6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь"), пробы Хеда.
  7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
  8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)
  9. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Нам хочется поделиться с вами играми, но прежде чем начать, дорогие мамы и папы, внимательно ознакомьтесь с правилами проведения данных игр.

  1. Называйте, пожалуйста, звуки, а не буквы. Звук «М», а ни в коем случае не «МЭ» или «ЭМ», так как в дальнейшем при анализе слов детям очень трудно разобраться в названии букв и звуков. И так как мы работаем на развитие фонематического слуха в первую очередь, то мы слышим звуки, а не буквы!
  2. Помните, что звонкие согласные оглушаются в конце слова (паровоз мы слышим - паровос, зуп и т.д.)
  3. При выполнении письменных заданий следите, как ребенок держит ручку, тетрадь, достаточно ли освещено место. Проверить ручку, не слишком ли жесткий шарик, не мажет ли, не слишком ли тонкая или толстая ручка.

Для профилактики дисграфии и дислексии используйте разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка, перебирание мелких деталей «Лего», застегивание и растегивание пуговиц.  

  1. Упражнение  «Нарисуй дорожку»

 Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине: Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.

  1. Упражнение «Дорисовывание незаконченных рисунков»

Детям даются изображения с недостающими деталями или незаконченные рисунки.

  1. Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение пяти (не больше) минут, ребенок зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например: А, затем О и т.д., дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. 

  1. Упражнение «Какой звук первый?» или «Какой звук последний?»

Называем ребенку слова, он угадывает, на какой звук начинается данное слово.

  1. Упражнение «Слог да слог и будет слово»

Взрослый называет ребенку первый слог любого слова, а ребенок должен досказать слово: Са -  (ша, хар, пог, лют).

  1. Упражнение «Встречу слово по дороге -разобью его на слоги»

Бросить ребенку мяч, назвав любое слово, он отбивает мячом количество слогов.

  1. Игра «Волшебная буква»

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре «Буква сломалась». Обведение букв по трафарету, шаблону, вкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.

  1. Игра «На что похожа буква?»

А - антенна, телеграфный столб, стремянка; У - уши, сучок, вешалка.

  1. Игры на сочетание существительных с прилагательными

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи? Например: яблоко (какое?) - сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное; след (чей?) - заячий, волчий, лисий, и т.д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например: теплый - день, вечер, пирог, чай, свитер,...теплая - погода, кофта, весна, рука,...теплое - молоко, платье, письмо, озеро,...

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например: зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например: кофта - красн..., син...; туфли - красн..., син...

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа «Помоги Незнайке исправить ошибку». Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).

  1. Игры на сочетание существительных с глаголами

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например: Что можно сделать с яблоком? Сорвать яблоко - купить, съесть, помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т.п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: Прийти к ... (дому, отцу, решению); уйти от... (дедушки, дома, проблемы).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал - Женя упала; Саша ушел - Саша ушла; яблоня цветет - яблони цветут. Это задание нужно проводить, используя картинки.

  1. Игры на сочетание существительных с числительными

Необходимо учить детей, верно, согласовывать числительные 1,2,5 с существительными: один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят; одна курица, две курицы, пять куриц; одно яйцо, два яйца, пять яиц. При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа «Дразнилки». Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: «У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов», «У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона».

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. Учитывая, что у детей с нарушением речи комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфии и дислексии в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания .Тема: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста....

Презентация "Игры по профилактике дисграфии и дислексии, используемые в дошкольном возрасте"

Игры по профилактике дисграфии и дислексии, используемые в дошкольном возрасте...

Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Для  современной  общеобразовательной  школы  характерна  буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку, что далеко не случайно. Причины этого яв...

Использование дидактических игр в профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста.

quot;Использование дидактических игр в профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста "...

Профилактики оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с ОНР

Использование игр и упражнений с пальчиковой азбукой  тренируют движение пальцев рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Такое построение закрепляет зрительно-пространстве...

Мастер класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда» Профилактика оптической дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Цель: Показать использование игровых технологий в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передать педагогический опыт проведения игр.  При подготовке ...