Ритмические игры и упражнения для детей с нарушениями слоговой структуры слова Методическая разработка
методическая разработка по логопедии

Настоящая методическая разработка содержит в себе материалы одного из этапов  формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Методическая разработка может быть полезна для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx49.26 КБ

Предварительный просмотр:

Ритмические игры и упражнения для детей с нарушениями слоговой структуры слова

Методическая разработка

 Автор-составитель Т.Г. Шалыгина

Санкт-Петербург

2020 г.

Автор-составитель Т.Г. Шалыгина  учитель-логопед высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад № 16 компенсирующего вида Красногвардейского района СПб.

Настоящая методическая разработка содержит в себе материалы одного из этапов  формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Методическая разработка может быть полезна для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей ДОУ.

 Содержание

Введение        4

Серия игр и упражнений для совершенствования темпо – ритмической организации общих движений        5

Серия упражнений по совершенствованию статической и динамической  координации движений пальцев рук.        10

    Литература        13


Введение

Проблема коррекции слоговой структуры слова является одной из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. [5, 6]

Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Для того, чтобы помощь этим детям была максимально эффективной, необходимы ранняя диагностика и соответствующая коррекционная работа. Для становления слоговой структуры слова необходимо наличие определенного уровня сформированности ряда неречевых процессов, а именно,  оптико-пространственная ориентация,  темпо-ритмической организации движений и действий, а так же возможностей построения двигательных серий.[2]

Развитие ритмической способности находится в тесной связи с формированием пространственно – временных представлений. Каждое движение осуществляется в системе пространственных координат, обеспечивается определенным уровнем развития зрительно-моторной координации и оптико-пространственных связей. [4]

Неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

Определяющим принципом построения этапов коррекционного воздействия является учет обязательного опережающего формирования базовых предпосылок с их последующим параллельным совершенствованием в процессе работы над восприятием и воспроизведением слов различной слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.

В настоящей публикации предлагаются  серии ритмических игр и упражнений.

Серия игр и упражнений для совершенствования темпо – ритмической организации общих движений

Игра «Делай как я»

Вариант  1.  Воспроизведение серий движений руками.

Педагог поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:

1)  руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс...;

     руки за голову, в стороны, за голову, в стороны...;

     руки на пояс, вверх, на пояс, вверх...;

     руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи... и др.;

2) руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх...;

    руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз... и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».

Вариант  2.  Воспроизведение серий движений ногами.

Педагог поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:

1)  нога вперед, назад, вперед, назад ...;

     нога в сторону, на место, в сторону, на место...;

     нога назад, на место, назад, на место... и др;

2)  нога вперед, назад, на место, вперед, назад, на место...;

                 нога в сторону, назад, на место, в сторону, назад, на место... и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».

Игра «Движения животных»

Вариант  1.

Перед ребенком на столе находятся три игрушки, например: медведь, лошадь, заяц. Педагог поочередно берет игрушки и показывает соответствующий определенному персонажу темп и характер передвижения (например, мишка - медленно, вразвалку; заяц - быстро, подскоками; лошадь — в умеренном темпе, плавно). Ребенку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы.

Вопросы педагога: «Скажи, как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?». И др.

Вариант 2.

Ребенок изображает движение различных животных по инструкции: «Покажи сам».

Игра «Веселые инструменты»

Педагог берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе).

 Нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы.

Инструкция: «Слушай внимательно, хлопай так же».

Вопросы педагога: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?». И др.

Игра «Передай привет»

Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и темпе, и ритме), затем отвечают на вопросы.

Инструкция: «Передай привет правильно».

Вопросы педагога: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?» и др.

Игра «Танцующие снежинки»

На фланелеграфе - ряд изображений снежинок. Дети хлопают (топают, постукивают), воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Педагог разъясняет назначение символов.

Например:

Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте (топайте, постукивайте) правильно».

Игра «Танец листьев»

Педагог  берет листья, поднимает руки вверх и показывает «танец листьев» (колебательные движения из стороны в сторону) в заданном темпе. Ребенок определяет темп, затем воспроизводит «танец листьев».

Игра «Бабочки и цветы».

Вариант 1. 

На фланелеграфе – изображение цветка, на котором сидит бабочка. Этот символ обозначается сильным ударом (хлопком). Цветок без бабочки – слабым ударом. Изображения появляются по одному, дети угадывают, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести, затем выполняют задание.

Вариант 2.

На фланелеграфе появляется ряд одинаковых цветков (с бабочками, без них). Дети считают их количество. Затем воспроизводят заданное количество ударов определенной (одинаковой) силы.

Вариант 3.

 На фланелеграфе появляется ряд, состоящий из разных цветков – с бабочками и без бабочек. Педагог осуществляет показ. Дети следят за взором, хлопают.

Инструкция: а) «Следи за указкой. Сильно хлопай, если я покажу на цветок с бабочкой»; б) «Следи за указкой. Слабо хлопай, если я укажу на цветок без бабочки».

Вариант 4. 

На фланелеграфе появляется ряд, состоящий из разных цветов (изображающий определенный ритмический рисунок).

Инструкция: «Прохлопай (протопай, сыграй) так же».

Вариант 5.

 А) Каждый ребенок выкладывает свой ряд из цветков и воспроизводит свою «песенку».

 Б) Воспроизводит «песенку» соседу.

Примечание. Варианты символических изображений для игры №5:

А) Для воспроизведения силы удара предъявляются елочки с шишкой, камешки с лягушками, они сигнализируются сильным ударом или хлопком; елочки без шишек, камешки без лягушек – слабым ударом или хлопком.

Б) Для усвоения долготы звука детям даются цветы на длинных ножках, высокие елочки, высокий заборчик (долгий звук дудочки), цветы на коротких ножках, низкие елочки и заборчики (короткий звук дудочки).

Упражнение «Маленький - большой»

 

 Ребенку предлагается выложить  по образцу ряд квадратов с чередованием по величине. Каждому квадрату соответствует движение: большому квадрату - хлопок с широкой амплитудой, маленькому квадрату – легкий хлопок. Сначала ребенок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образ 

( дорожку из квадратиков), затем по памяти, без зрительной опоры.

Упражнение " Кулачки - ладошки"

Ребенку предлагается  проговаривать цепочку слогов, соблюдая условие: слоги с  "а" проговаривать, отхлопывая в ладоши, со звуком "у" – проговаривать, отстукивая по столу:

  • а)па- пу, па- пу, па- пу;
  • б)па- па-пу, па- па-пу;
  • в) пу- пу-па,  пу- пу-па;
  • г) па- пу-па,  па- пу-па .

Упражнение " Звуковые дорожки"

 Ребенку предлагается напевно произносить гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке. Основное условие: соотносить продолжительность звучания с длинной дорожки ( голос звучит пока движется рука по дорожке).

  • ____ _ ____ _ _____ _ _____ _
  • _ ____ _ _ ____ _ _ ____ _ _ ____

Упражнение "Повторялочки"

Педагог предлагает последовательность действий:

  •  выложить разноцветную дорожку, слушая голоса животных (каждому звукоподражанию соответствует определенный цвет квадрата);
  • "озвучить  " эту дорожку с помощью звукоподражаний, нажимая пальчиком на каждый квадрат;

 воспроизвести  серию движений ( стучать кулачками на звукоподражание "му ", хлопать в ладоши на звукоподражание "ме") с одновременным проговариванием звукоподражаний, используя в качестве образца разноцветную дорожку.

Упражнение   «Перетопы».

Дети в умеренном темпе идут по кругу друг за другом, делая шаг на каждый произносимый ими слог, топая ведущей ногой на первый ударный слог («па-па», «ла-ла» и т.п.).

Упражнение   «Солдатики».

Педагог стучит в барабан, чередуя тихий и громкий удары, и в этом ритме идет по кругу, одновременно проговаривая слоги на каждый шаг в равномерном ритме: «та-та-та-та-…-та-та». Дети шагают по кругу друг за другом в том же темпе ударов и проговаривают на каждый шаг слоги в равномерном ритме та-та-та-та-…-та-та».

Педагог заканчивает упражнение остановкой игры на барабане. Игру можно проводить, используя другие слоги.

 

Упражнение   «Дружные ладошки»

Педагог проговаривает слоги «та», «ти» в заданном ритме: «та-ти-ти, та-ти-ти» с выраженным ударением на слог «та», ударяя ладонями по коленям, на слог «ти» хлопает в ладоши.

Упражнение   «Послушные ладошки»

Предлагается ритмический рисунок: «ти-та-ти, ти-та-ти… ти-та-ти», и т.д. (первым является безударный слог, вторым – ударный, третьим – снова безударный).

Педагог проговаривает слоги, ударяя ладонями по коленям на слог «та», а на слог «ти» хлопая в ладоши.

Игра « Повтори»

Дети стоят квадратом. Ведущий отхлопывает определенный ритм ( можно с произнесением слогов та-та-та; са-са-са) в ладоши, второй ребенок повторяет заданный ритм, отбивая его об колени, третий – притопами, четвертый производит заданный ритм всеми способами. После ведущая роль передается следующему.

Упражнение «Хитрый зайчик -1»

Ритм: са-са-са-со; са-са-са-со; са-са-са-су.

Дети стоят по кругу, руки на поясе. Движения выполняют по подражанию педагога.

  1. Три прыжка на месте двумя ногами. Каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: са-са-са; прыжок двумя ногами вправо: со.
  2. Три прыжка на месте двумя ногами. Каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: са-са-са; прыжок двумя ногами влево: со.
  3. Три прыжка на месте двумя ногами. Каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: са-са-са; прыжок двумя ногами : су.

Упражнение «Хитрый зайчик -2»

Ритм: опа опа па па па

  1. Два прыжка вперед в круг на двух ногах, каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: опа, опа.
  2. Три прыжка назад на двух ногах, каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: па,па,па.

Упражнение   «Говорящий зайчик»

Дети стоят в кругу, поставив руки на пояс, и выполняют движения в умеренном темпе по показу педагога. Вместе с педагогом делают три прыжка вперед, три прыжка назад, затем три прыжка вправо, три прыжка влево, проговаривая под каждый прыжок по одному слогу: «па-па-па» («да-да-да», «но-но-но», «ла-ла-ла» и т.п.), при этом на безударный слог дети делают короткий прыжок, а на ударный слог – длинный. Затем проговаривают слоги и выполняют прыжки самостоятельно.

Серия игр и упражнений для совершенствования темпо-ритмической организации общих движений с использованием стихотворного текста на определенные звуки

«Коза»

За-за-за,за-за-за (прыжки поочередно вправо и влево)

Здесь привязана коза ( хлопки)

Зы-зы-зы, зы-зы-зы (отбивая об колено)

Мало травки у козы. (хлопки)

Зу-зу-зу, зу-зу-зу (притопы)

Отвязали мы козу. (хлопки)

За-за-за,за-за-за (прыжки поочередно вперед и назад )

Залезает в сад коза         (хлопки)

Зу-зу-зу, зу-зу-зу (отбивания об колено)

Привязали мы козу (хлопки)

За-за-за, за-за-за (притопы)

Здесь привязана коза. (хлопки)

«Оса»

Са-са-са, са-са-са (движение указательными пальцами влево-вправо на каждый слог)

Ой-ой-ой! Ле-тит о-са! (хлопки в ритм слову)

Сы-сы-сы, сы-сы-сы (движение указательными пальцами)

Не боим-ся мы о-сы! (хлопки)

Су-су-су, су-су-су (движение указательными пальцами)

Видел кто из вас осу? (пожимание плечами)

Сы-сы-сы, сы-сы-сы (движение указательными пальцами)

Мы не видели осы. (хлопки)

Са-са-са, са-са-са (движение указательными пальцами)

Укусила в нос оса. (шлепки)

Со-со-со, со-со-со. (движение пальцами)

Стал мой нос как колесо (шлепки)

Сы-сы-сы, сы-сы-сы (движение пальцами)

Не боюсь я злой осы. (шлепки)

Су-су-су, су-су-су (движение указательными пальцами)

Я осу в руке несу. (хлопки)

«Сказка о яйце»

Це-це-це, це-це-це (хлопки)

Вот вам сказка о яйце (шлепки)

Цо-цо-цо, цо-цо-цо (притопы)

Курица снесла яйцо (изображение взмахов крыльев)

Цу-цу-цу, цу-цу-цу (хлопки)

Киска тянется к яйцу (имитируют кошку)

Ца-ца-ца, ца-ца-ца (удар об колено)

Брысь, котенок, от яйца! (притопы)

Цу-цу-цу, цу-цу-цу (хлопки)

Не пускать его к яйцу! (указательным пальцем угрожающий текст)

Цо-цо-цо, цо-цо-цо (хлопки)

Сами мы съедим яйцо (ритмическое похлопывание по животу)

Цы-цы-цы, цы-цы-цы (шлепки)

Отогнали? (без движения) Молодцы! (хлопки)

Це-це-це, це-це-це (шлепки)

Вот вам сказка о яйце. (хлопки)

«Шалтай-Болтай»

Шалтай-Болтай сидел на стене. (тело расслаблено, покачивание опущенными руками в одну и другую сторону)

Шалтай-Болтай свалился во сне. (опустить руки до пола, склонившись вперед)

И вся королевская конница,

И вся королевская рать (маршировка на месте)

Не могут Шалтая, не могут Болтая,

 Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая поднять. ( имитировать «поднимание» - наклоны вперед-назад)

Серия упражнений по совершенствованию статической и динамической  координации движений пальцев рук.

Упражнение «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять.

( разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять.

(ритмическое разжимание всех пальцев одновременно)

Раз, два, три, четыре, пять.

( сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

(ритмическое сжимание всех пальцев одновременно)

Упражнение выполняется на поверхности стола.

Упражнение «Цветок»

Выполнять ритмично под текст.

Вырос высокий цветок на поляне,

(«цветок» с закрытыми лепестками)

Утром весенним раскрыл лепестки,

( развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питание

( ритмическое движение пальцами вместе и врозь)

Дружно дают под землей корешки.

( «корни»)

Упражнение « Веселые человечки»

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили,

( пальцы в «замке» ритмично сжимать и разжимать)

Звали их совсем чудно:

Хи-хи-хи, Ха-ха-ха, Хо-хо-хо!

( ритмично хлопать в ладоши, веселое, удивленное, хмурое выражение лица)

Удивлялись человечки:

«Хо-хо, хо-хо!»

( ритмические хлопки, лицо удивленное)

Им собачка шла навстречу

И дышала глубоко: хо-хо, хо-хо!

( кисти рук сложены в « собачку»)

Засмеялись человечки:

« Хи-хи, хи-хи!»

( ритмические хлопки, лицо удивленное)

Ты похожа на овечку!

Прочитать тебе стихи?

( кисти рук сложит в «козу», выражение лица вопрошающее)

Разобиделась собачка

И ушами затрясла.

(махать кистями рук, хмурое выражение лица)

Человечки же хохочут:

« Ха-ха, ха-ха!»

( ритмические хлопки, лицо удивленное)

Упражнение « Дружные пальчики»

Вариант 1.

 Поочередное единичное прикосновение большим пальцем к указательному пальцу, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе (правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно) с проговариванием слога СА (ша, ра, и т.д)

Вариант 2.

 Выполнение по два (по три, по четыре и т.д.) поочередных прикосновений большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе (правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно) с проговариванием слога СА (ша, ра, и т.д).

 Вариант 3.

Чередование разного количества поочередных прикосновений (два прикосновения большого пальца к указательному со слогом СА, одно прикосновение большого пальца к среднему со слогом ША, два прикосновения большого пальца к безымянному со слогом СА, одно прикосновение большого пальца к мизинцу со слогом ША) выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно в разном темпе.

Вариант  4. 

Поочередное прикосновение большого пальца к другим пальцам за исключением одного запретного.

Вариант  5. 

Поочередное прикосновение пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе. Каждое прикосновение пальцев друг к другу сопровождается проговариванием слога ЛА (любой другой слог, который автоматизируется).

 Вариант 6.

Выполняется по два (по три, по четыре и т.д.)  поочередных прикосновений пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе. Каждое прикосновение пальцев друг к другу сопровождается проговариванием слога КА (любой другой слог, который автоматизируется).

Вариант  7.

 Поочередное прикосновение пальцев рук к столу – «игра на рояле» - в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой руки), во встречных направлениях (двух рук одновременно).

Вариант  8.

 Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно.

Литература

  1. Агранович 3. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. — СПб.:, 2000.
  2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.:, 2005.
  3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.,1987
  4. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.,2006
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.  - М.:, 2007.
  6. Левина Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей/ Специальная школа. М.- АПН РСФСР.- 1959 Вып.4.-с.86-89
  7. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР. - М.,1963


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Побобраны игры и упражнения на координацию речи с движением. Речевой материал для данных упражнений  небольшой по объему, простой для запоминания.  Основная задача этих упражнений – сформиро...

"Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста".

Подборка  разных логопедических игр и упражнений не требующих специальных условий , оборудования и пособий для развития  речи,памяти, внимания, мышления, моторики у детей с нарушениями...

Игры и упражнения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В размещенном  материале можно найти игры и упражнения для детей с ДЦП. Материал может быть полезен воспитателям групп и родителям детей с нарушениями ОДА....

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье представлен опыт работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями слоговой структуры слова во взаимосвязи специалистов детского сада - учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федорова Зоя Владимировна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО Консультация для учителей  - логопедов ДОУИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГ...

«Музыкально-ритмические игры и упражнения для детей раннего дошкольного возраста»

Картотека музыкально-ритмических игр и упражнений от 2-3 лет в помощь воспитателям и родителям....