"Что нужно знать о заикание"
консультация по логопедии

Машадаева Наталья Николаевна

"Что нужно знать о заикание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nuzhno_znat_o_zaikanii.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №98 комбинированного вида»

«Что нужно знать о заикании»

(консультация для  родителей)

Подготовила: учитель-логопед

первой квалификационной категории

Машадаевой Н.Н.


План:

  1. Заикание как речевое нарушение.
  2. Причины заикания.
  3. Профилактика заикания.
  4. Памятка для родителей.

Литература


  Заикание как речевое нарушение

Заикание – такой дефект речи, при котором нарушается темп, ритм, плавность речи и ее коммуникативная функция в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы. Заикание встречается у 4% мальчиков и 3% девочек (Захаров А.И.).Основное проявление заикания – судороги мышц речевого аппарата в процессе речи. Вследствие судорог возникают непроизвольные задержки, повторы отдельных звуков и слогов (иногда слов). Заикающийся ребенок испытывает чувство страха, неуверенности; ему стыдно, что он заикается, и от этого волнение еще больше усиливается: ребенок потеет, краснеет…

Обычно заикание проявляется совместно с другими нервно-психическими расстройствами. Поэтому к лечению заикания обычно подключается невропатолог или психотерапевт. Но даже совместные усилия логопеда, врачей, музыкального работника и других специалистов могут оказаться малодейственными, если родители и сам ребенок не будут активно участвовать в работе.


Причины заикания

В настоящее время специалисты выделяют две группы причин, вызывающих заикание: предрасполагающие и производящие (т.е. служащие «толчками», провоцирующими возникновение заикания).

  • Предрасполагающие причины

1. Невропатическая отягощенность родителей: наличие нервных, инфекционных или соматических заболеваний, которые ослабляют работу центральной нервной системы.

2. Невропатические особенности ребенка: ночные страхи, энурез (ночное недержание мочи), повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.

3. Конституциональная предрасположенность: повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам.

4. Поражения головного мозга в различные периоды жизни: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия (удушье), инфекционные, обменные и травматические заболевания.

Указанные причины могут вызывать различные патологические сдвиги в соматической и психических сферах, к задержкам речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют возникновению заикания.

Однако наличие только предрасполагающих причин необязательно приведет к возникновению заикания у ребенка. Необходимо учитывать также условия, в которых живет ребенок, среду, окружающую его.

  • Неблагоприятные условия, способствующие возникновению заикания

1. Физическая ослабленность ребенка.

2. Возрастные особенности: большие полушария головного мозга формируются к 5-му году жизни. В этом возрасте речевая функция очень хрупка и ранима. Причем у мальчиков по сравнению с девочками нервная система менее устойчива к воздействию неблагоприятных факторов.

3. Ускоренное развитие речи: в 3-4 года, когда речь быстро развивается под воздействием общения со взрослыми. У многих детей в этом возрасте наблюдаются повторения слогов и слов, имеющих физиологический характер.

4. Скрытая психологическая ущемленность: повышенная чувствительность на почве ненормальных отношений с окружающими, конфликт между требованиями среды и степенью его осознания.

5. Недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая внешне проявляется в заикании.

Наличие в жизни ребенка предрасполагающих причин, неблагоприятных условий и воздействие производящих причин на различных этапах его развития в совокупности и приводит к возникновению заикания.

  • Производящие причины

1. Физические заболевания с осложнениями на головной мозг.

2. Травмы (внутриутробные, родовые, природовые), сотрясения мозга.

3. Органические поражения мозга.

4. Истощение или переутомление нервной системы в результате различных заболеваний: корь, рахит, тиф, глисты, коклюш, болезни внутренней секреции, обмена веществ.

5. Болезни носа, глотки и гортани.

6. Несовершенство артикуляционного аппарата.

7. Кратковременная (одномоментная) психическая травма (испуг, страх)

8  Длительно-действующая психическая травма: неправильное воспитание в семье (избалованность, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребенка, чрезмерная требовательность).

9. Хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции.

10. Острая тяжелая психическая травма, сильные неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости.

11. Неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение произношения звуков, быстрая нервная речь родителей.

12. Перегрузка детей младшего возраста речевым материалом .

13. Несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (построение фраз сложной конструкции, овладение абстрактными понятиями).

14. Полиглоссия: овладение одновременно несколькими языками в раннем возрасте.

15. Подражание заикающимся.

16. Переучивание леворукости.


Профилактика заикания

Профилактика заикания осуществляется еще до рождения ребенка. Необходимо объяснить будущим родителям, как предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение,  удалять аденоиды). Поскольку устная речь развивается по подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с заиканием, ускоренным темпом речи, спотыканием или другими нарушениями речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой деятельности. Детям с предрасположенностью к невропатиям нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не слишком баловать новыми игрушками, по возможности избегать больших обществ.

При поступлении ребенка в школу также необходимо проводить некоторые мероприятия, предупреждающие возникновение заикания: избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам; создавать в классе благоприятную обстановку.

В подростковом возрасте следует обращать внимание на состояние нервной системы ребенка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности. Различные отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания.

Родители, любящие своего ребенка, заинтересованные в его нормальном развитии, его психическом и физическом здоровье, всегда будут стремиться создавать благоприятные условия для жизни. В случае возникновения заикания, необходимо немедленно обратиться за помощью к специалисту, который окажет квалифицированную помощь. Только совместные усилия родителей, врачей, логопеда и самого ребенка помогут преодолеть это сложное речевое нарушение.


Памятка для родителей

Факторы, которые могут являться причинами заикания

1. Стрессовое состояние (семейные конфликты, неправильное отношение к ребенку в семье и пр.).

2. Наследственность. Если родители или ближайшие родственники ребенка страдают заиканием, то считается, что ребенок к нему предрасположен, хотя и необязательно будет заикаться.

3. Испуг может отразиться на нервно-мышечной работе речевого аппарата: речь ребенка разделяется на отдельные звуки и слова, ритм дыхания нагружается, появляются судорожные повторения отдельных звуков. Таким образом, у ребенка, который перенес испуг, возникают первые симптомы заикания, которые могут позже зафиксироваться.

4. Инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия и др.) могут также спровоцировать заикание. Особенно это относиться к коклюшу, который протекает с приступами судорожного кашля (с нарушением регуляции дыхания).

5. Травмы головы.

6. Чрезмерная речевая нагрузка: родители слишком много читают ребенку, разучивают с ним тексты (стихи, сказки), слишком трудные для его возраста.

7. Нарушение звукопроизношения, сопровождаемое психологическим дискомфортом, страхом перед трудными звуками, может также явиться причиной заикания.

8. Эмоциональная перегрузка: яркие, шумные и многолюдные зрелища, многочасовые ежедневные просмотры фильмов и мультфильмов и пр. Обилие впечатлений вряд ли может обусловить развитие заикания, однако оно может спровоцировать явления, свойственные быстрой, «захлебывающейся»  речи: ребенок проглатывает звуки, слоги, сбивается с ритма. Кроме того, эмоциональная перегрузка отрицательно сказывается на нервной системе ребенка.

9. Подражание (заикание «по подражанию»). В результате общения с заикающимися сверстниками и взрослыми, которым ребенок стремиться подражать, могут действительно возникнуть дыхательно-голосовые судороги. Таким образом, в отдельных случаях заикание по подражания может перейти в истинное заикание.

Если Вы замечаете у своего ребенка запинки в речи, признаки заикания (судороги, невозможность начать говорить фразу и т.д.), то необходимо незамедлительно обращаться к логопеду,  неврологу. Невролог или психиатр определит причину заикания у вашего ребенка, назначит, если нужно, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебную физкультуру. Логопед определит и укажет педагогические пути устранения заикания.


Литература

1. Линаки В.В., Анисимова Т.Б. Занимаемся логопедией дома: диагностика, профилактика и коррекция нарушений речи дошкольников. – Ростов-на-Дону: Феникс, «Школа развития», 2007.

2. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1997.

3. Логопедия: Учеб. Для студентов дефектол. Фак. пед. ин-тов / Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. – 2-е изд.: М.: Просвещение: Владос, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать о заикании.

Заикание - болезнь неприятная, с далеко идущими отрицательными последствиями в более старшем возрасте. Поэтому от неё нужно  своевременно избавиться. Нет более подходящего периода для этого, неже...

конспект организованной образовательной деятельности на тему "Правила нужно знать, правила нужно соблюдать"

Показать детям в игровой форме основные правила безопасности на улице. Формировать навык внимательного и осознанного поведения на улице. Закрепить знания детей о местах опасных для детских игр, о прав...

Заикание. Что нужно знать родителям...

Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата....

Консультация Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Что нужно уметь к школе?

Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет,. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседов...

Что нужно знать родителям и педагогам о заикании

На занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей. Надо...

Консультация для родителей дошкольников «Что нужно знать и что нужно рассказать своим детям»

Из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к ...