Методические рекомендации мнемотехника
статья по логопедии (старшая группа)

Ларина Марина Викторовна

Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.

         На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с «чистоговорками»: выучить двустишие или четверостишие, насыщенное корректируемым звуком и повторять его многократно в течение нескольких дней (такое задание ребенок выполняет дома под контролем родителей).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_mnemotehnika.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации мнемотехника

        Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.

        На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с «чистоговорками»: выучить двустишие или четверостишие, насыщенное корректируемым звуком и повторять его многократно в течение нескольких дней (такое задание ребенок выполняет дома под контролем родителей).

        Для детей с ФФНР или ФНР заучивание текста не представляет особой сложности, но для детей с ОНР заучивание даже простого двустишия вызывает определенные трудности. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности.

        Практика показывает, что для точного повторения стихотворения и скороговорок необходимо схематичное изображения отдельных частей. Здесь помогает мнемотехника. Использовать систему мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.

        Мнемотехника – система различных приёмов и методик, ускоряющих запоминание с увеличением памяти благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Правильно использование мнемотехники в работе логопеда по автоматизации звуков позволяет сделать положительную динамику.

        Мнемотаблицы могут служить дополнением к логографическим упражнениям, т.к. помогают усвоить речевой материал (чистоговорки), представленный в этих заданиях.

Как работать с мнемотаблицей

1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.

2 шаг. Чтение взрослым скороговорки, указывая на подходящую картинку по тексту (начало указано красным крестиком, к каждой последующей картинке ведет красная стрелка). Повторить несколько раз.

3 шаг. Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность.

4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.

5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи мнемотаблицы.

6 шаг. Игра «Задом – наперед» (если это возможно) : пользуясь мнемотаблицей, ребенок начинает с последней картинки воспроизводить текст, который в конечном итоге должен иметь тот же смысл, что и первоначальный вариант.

Например:

У мышки – мышата,
у кошки – котята,
у лягушки – лягушата.

=>

Лягушата – у лягушки,
котята – у кошки,
мышата – у мышки.

Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

=>

Штанишки, шапку и шубку
для мартышки шила Маша.

Тише, мыши. Тише, мыши,
Рыжий кот пришел на крышу.

=>

На крышу пришел кот
рыжий. Мыши, тише, мыши, тише.

Большая подушка
у мишки под ушком.

=>

Под ушком у мишки
подушка большая.

На каждом этапе работы по мнемотаблице взрослый контролирует произношение корректируемого звука!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»

Речь – одна из важных линий развития ребенка.Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному,...

Методические рекомендации по мнемотехнике

Методические рекомендации по мнемотехнике...

Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»

Речь – одна из важных линий развития ребенка.Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит...

Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»

Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному, так как от группы к группе идет постепенное ...

Методическая рекомендация "По обучению детей развитию речи дошкольного возраста средством мнемотехники"

Методическая рекомендация для воспитателей по теме:«По обучению детей по развитию речидошкольного возраста средствами мнемотехники»(с 3 до 5 лет) «Учите ребёнка каким-нибудь неи...

Методические рекомендации "Мнемотехника, как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников"

Развитие речи подразумевает формирование связной речи: речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Для того, чтобы связно рассказать о чем - либо, нужно представлять объект расска...