«Дидактические игры для развития фонематического слуха»
консультация по логопедии (старшая группа)

Фонематический слух -  умения выделять и различать звуки речи. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно и правильное произношение. Гораздо легче предупредить нарушение нежели его исправлять. Так вот, работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок на письме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития фонематического слуха

Фонематический слух -  умения выделять и различать звуки речи. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно и правильное произношение. Гораздо легче предупредить нарушение нежели его исправлять. Так вот, работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок на письме. 
         Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введении их в речь и одновременном развитии фонематического слуха. Но даже, если ребенок все звуки произносит верно, часто не различает на слух некоторые из них, а это сильно затрудняет, а порой и искажает понимание речи, проявляется в ошибках на письме.
            Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому важно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать. 
           Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе:

  1. Игра "Солнце или дождик?" 
    - Сегодня мы с вами пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать под зонтик. Слушайте внимательно!
    Игра «Солнце и дождик» простая, но очень нравится деткам, проходит всегда весело! Она способствует развитию слухового внимания ребенка.
    2) Игра "Большой или маленький" Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) - большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
    3) Игра "Поищи!" Малыш закрывает глаза или поворачивается спиной. Вы прячете игрушку и предлагается найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (хлопки в ладоши, звон колокольчика): если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка - бубен бьет громко, если удаляется - тихо.
    4) Игра "Где колокольчик?" Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка колокольчик.
    5) Игра "Угадай, что делают" Расставьте на столе несколько предметов. Производя с ними действия (постучать карандашом о стакан, погреметь коробкой с кнопками, погремушкой), предложите ребенку внимательно слушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем прикройте предметы ширмой, а малыш пусть отгадает, что гремит или звенит.
    Играя с ребенком, день ото дня усложняйте задачу, увеличивая количество предметов. В результате, последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен все больше быть похож по звучанию на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок. Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от 2 до 5. 
    6) Игра "Ритмическое эхо". Стоя друг против друга, или располагаясь в кругу, предложите детям сыграть в ритмическое эхо. Объясните, что эхо все повторяет. Предложите в точности повторять то, что вы будете прохлопывать, т.е. стать эхом. Начинайте с самых простых ритмических фигур. Если дети легко справляются с заданием, усложните ритм или ускорьте темп. Можно для удобства произносить какие-либо слова по слогам.
    Предложите ребенку дать такое же задание вам, попробуйте умышленно ошибиться. Заметит ли он это? 
    Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Если малыш уже старше, но вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам так же следует начать работу с этих игр. Только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на втором этапе:

 1. Игра «Не ошибись» Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.
Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
Усложнение этой игры состоит в том, что ребенок должен реагировать на неверно сказанное слово не хлопком, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала взрослый предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок; в дальнейшем - красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.
2. Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).
3. Игра «Подбери по звучанию» Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
ком бак сук ветка каток горка
дом рак лук клетка платок корка
сом мак жук пятка листок норка
лом лак бук плетка моток марка
4. Игра «Горячий мяч» Дети становятся в круг. Взрослый – в центре круга с мячом, предлагает детям подобрать сходные по звучанию слова к какому-нибудь слову, например: «зайка». Возвращая мяч, каждый ребенок называет свой вариант. Когда новое слово не удается больше подобрать, взрослый предлагает вспомнить и посчитать все названные слова. 
5. Игра «Что мог бы нарисовать художник?» Взрослый показывает детям картинку, на которой изображен рак. Дети громко произносят: «Рак». Затем взрослый показывает чистый лист бумаги такого же размера, как картинка, и просит сказать, что, похожее по звучанию, мог бы нарисовать художник. (Мак, лак) Аналогично проводится упражнение со словами кит – кот, мишка – мышка. 
При повторном проведении упражнения взрослый, предоставляя детям возможность проявить активность и инициативу при поиске слов, предлагая им найти изображения на картинках, подбирая рифмующиеся слова.
6. Игра «Найди себе пару» Каждый ребенок должен найти себе пару. Для этого кто-нибудь один произносит любое слово, а другой должен отозваться похожим словом. Если скажут шутка, то парой будет тот, кто отзовется словом мишутка или утка. Те дети, кто составил пару, берутся за руки. Упражнение продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.
7. Можно использовать стишки для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.
Аист Алику принес апельсин и (абрикос).
В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа).
Улитка просит уточку: «Закинь-ка в воду (удочку)».
Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки)».
Ослик любит очень золотую (осень)».
Вы увидите, как живо, весело и интересно проходят игры. Надеюсь, что их проведение создаст и в Вашем доме атмосферу заинтересованности, поднимет настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: "Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи"

Данна разработка предназначенна для воспитатетелей дошкольных учреждений, логопедов, для всех возрастных групп.  Надеюсь что данный материал, будет полезен и кому - то да пригодиться....

Консультация для родителей на тему "Дидактические игры на развитие фонематического слуха"

В консультации раскрыта актуальность проблемы развития фонематического слуха у детей, особое значение дидактических игр в этой работе. Произведена подборка конкретных дидактических игр....

Статья на тему "Дидактические игры на развитие фонематического слуха"

В статье раскрыта актуальность темы развития фонематического слуха у детей, особое значение дидактических игр в этой работе. Произведена подборка конкретных дидактических игр....

"Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"...

Дидактическая игра на развитие фонематического слуха "Лягушка ловит комариков"

Фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи. хорошо развитый фонематический слух является важным условием для овладения грамотой в школе. если ребёнок испытывает затруднения в различ...

Дидактическая игра на развитие фонематического слуха "Карусель"

Цель - закрепить навык определения первого звука в слове, учить называть слова на заданный звук.Ход: детям раздаются картинки со сказочными персонажами. Дети  определяют первый звук в названии св...