Картотека игр направленных на формирование лексического состава языка и на развитие грамматического строя речи
картотека по логопедии

Скиданова Александра Владимировна

Картотека игр направленных на формирование лексического состава языка и на развитие грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_1.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр направленных на формирование лексического состава языка и на развитие грамматического строя речи.

  1. «Кто у кого?»

Лексические темы: «Животные», «Птицы».

Цель игры:  - уточнение и расширение словаря;

      - правильное использование и образование форм род. падежа ед. числа и им. падежа ед. и мн. числа существительных.

Кто у курицы? – У курицы цыпленок,  у курицы цыплята.

Кто у утки? – У утки утенок, у утки утята.

Кто у собаки? – У собаки щенок, у собаки щенята.

  1. «Живой уголок»  

Лексическая тема: «Домашние животные».

Цель игры:  правильное использование и образование форм дательного, творительного и винительного падежей им. сущ.;

А. Винит. падеж.  

    «Кто что любит?»

 Дети отвечают на вопрос, глядя на предъявленную картинку.

Что любит кошка? - Кошка любит молоко.

Что любит собака? – Собака любит косточку.

Что любит черепаха? – Черепаха любит морковь.

Что любит попугай? – Попугай любит семечки.

«Найди в живом уголке место для каждого животного».

Дети подбирают нудную картинку и составляют предложение.

   Я посажу черепаху в коробку.

   Я пущу рыбку в аквариум.                                Я положу кота в корзину и т.д.

Б. Винит. падеж и твор. падеж.

 «Дай животным еду».  

Дети отвечают на вопрос, выбирая нужную картинку. Я дом кошке молоко.

                                                                                             Я дам собаке косточку.

                                                                                     Я дам черепахе морковь и т.д.

«Угости зверюшек».     Я угощу кошку молоком.

                                        Я угощу собаку косточкой.                                  

                                        Я угощу  черепаху морковью и т.д.

  1. «Без чего игрушка?», «С чем игрушка?»

Лексическая тема: «Игрушки».

Цель игры:  - уточнение и расширение словаря;

  • правильное использование и образование форм род. и твор. падежей ед. ч. им. сущ.

Дети отвечают на вопрос, глядя на предъявленную картинку.

Без чего машинка? – Машинка без колеса.

Без чего мишка? – Мишка без лапы.

Без чего паровоз? – Паровоз без трубы.

С чем машинка? – Машинка с колесом.

С чем мишка? – Мишка с лапой.

С чем паровоз? – Паровоз с трубой.

  1. Лексическая тема: «Посуда».

Цель игры: - согласование прил. с сущ. в роде, числе, падеже.

    -  практическое употребление предлогов.

А. «Расставь посуду на столе». На наборное полотно ставится картинка большая картинка с изображением белочки. Детям объясняется, что белочка ждет гостей, и предлагается помочь ей. Перед детьми выкладываются картинку с изображениями большой чашки, маленькой чашки, большого чайника, вазочки, салфетницы. Дети закрепляют картинки на столе и комментируют свои действия:

Я поставлю чайник на стол.

Я поставлю маленькую чашку рядом с чайником. И т.д.

Б. «Что изменилось?»

Картинки с изображением посуды  меняются. Дети комментируют:

Вместо большой чашки на столе стоит маленькая чашечка.

Вместо салфетницы на столе стоит сахарница и т.д.

В. «Где находится посуда?» Дети отвечают на вопросы.

Где чайник? – Чайник у белочки.

Где чашка? – Чашка около чайника.

Где вазочка? – Вазочка между молочником и сахарницей. И т.д.

  1.  Лексические темы: «Посуда», «Игрушки», «Мебель», «Фрукты».

Цель игры:  - обобщение предметов;

  • согласование местоимений мой, моя, мое, мои с сущ.
  • согласование числительных 1 – 2 – 5 с сущ.

А. «Назови одним словом».

 Дети, глядя на картинку, перечисляют предметы и называют обобщающее понятие:

чашки, стакан, тарелка, ножи – это посуда. И т.д.

Б. «Назови свою посуду»

Моя чашка, мой стакан и т.д.

В. «Считай 1 – 2 – 5 и называй».

1 чашка – 2 чашки – 5 чашек;

1 стакан – 2 стакана – 5 стаканов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Развитие грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией (рекомендуемые лексические упражнения)

Стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации  речевой деятельности. Основным симптомов речевого ...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Методическая разработка «Картотека интерактивных дидактических игр, направленных на развитие грамматического строя речи детей 5-7 лет с ОНР».

Данные игры и упражнения предназначены для учителей логопедов, дефектологов, которые могут использовать в своей работе с детьми по коррекции грамматических категорий. Подборка игр и упражнений разраба...

КАРТОТЕКА игр с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа.

КАРТОТЕКАигр с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа....

Основные компоненты речи. Практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование и развитие грамматического строя речи.

Предлагаемый  материал - это подробный план-конспект семинара-практикума, проводимого логопедом для педагогов (воспитателей), с целью систематизации знаний педагогов по формированию и развитию ле...