ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА-АУТИСТА В УСЛОВИЯХ ОО
статья по логопедии

Скиданова Александра Владимировна

Основные задачи логопедической работы

при аутизме:

·              установление эмоционального контакта с ребенком;

·              активизация речевой деятельности;

·              формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации;

·              дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 31av6.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  РЕБЕНКА-АУТИСТА В УСЛОВИЯХ ОО

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок» Скиданова А. В.

 Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а так же ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относятся к расстройствам аутического спектра.  Аутизм-это тяжелое нарушение развития, которое сохраняется на протяжении всей жизни.

При тяжёлом аутизме у ребёнка невысокий интеллект или умственная неполноценность. Интеллект снижен неравномерно: иногда сохраняются так называемые «островки» нормальных или даже высоких способностей. Однако эти способности практически не помогают в адаптации к жизни. При тяжёлом аутизме происходит отказ от контактов даже с родителями.

У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств. Поэтому необходимо провести первичную диагностику развития ребенка и скоординировать семью для дальнейших действий.

Следует отметить, что основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от групп аутизма.

Так, у детей первой группы мы наблюдаем почти полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком.

Для речи детей второй группы характерны эхолалии, есть так же небольшой набор стереотипных коротких фраз, полученных ребенком в какой то аффективной ситуации. Но часто такие дети предпочитают обращаться и просить не обычным способом, а криком или просто стремятся подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в интересующий их предмет.

Дети третьей группы, обладают развернутой литературной речью, но при этом почти не способны к диалогу, не слышат собеседника, хотя цитируют целые страницы любимых книг или рассуждают на любимую тему.

У ребенка четвертой группы мы встречаемся с тихой, нечеткой речью и эхолалиями, иногда отсроченными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, с помощью речи, но пересказ для него труден.

При работе с детьми с диагнозом РАС, РДА нельзя говорить только о коррекционном воздействии. Коррекция - значит исправление, но невозможно исправлять звукопроизношение или начинать работу по улучшению лексико-грамматических навыков, если нарушены именно коммуникативные особенности ребенка.

Основные задачи логопедической работы

при аутизме:

  • установление эмоционального контакта с ребенком;
  • активизация речевой деятельности;
  • формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации;
  • дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами.

Этапы коррекционно-развивающей работы:

1 этап – диагностический, основная цель которого определить возможности и потребности каждого ребёнка.

2 этап – составление плана работы  и индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения  и дальнейшая их корректировка в течение учебного года.

3 этап – коррекционные занятия

4 этап – подведение итогов воспитания и обучения  в конце учебного года.

Для выяснения картины целостного развития ребенка  мы используем диагностической карту, разработанную К.С.Лебединской и О.С.Никольской и анкетирование родителей. Исследуя сферу общения, важно обратить внимание на:

  • визуальный контакт, узнавание близких, реакция на нового человека,
  • реакция на словесные обращения, на имя, на речь,
  • наличие или отсутствие адекватных жестов,
  • поведенческие особенности,
  • отношение к окружающему,
  • состояние речи (артикуляционная моторика, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй речи, связные высказывания).

Обследование проводится в начале, в середине и конце учебного года. Далее совместно с психологом составляется индивидуальная программа воспитания и обучения.

Направления логопедической коррекции при аутизме.

  1. Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий). Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Необходимо «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Важно привязать комментарий к опыту самого ребенка, вносить смысл даже, на первый взгляд, на его бессмысленную активность; фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные («Молодец, нарисовала картину», «Нельзя обижать ребят»); прояснять причинно-следственные связи («Мы сейчас соберем игрушки и пойдем в зал»), давать  представление об устройстве предметов и сути явлений. На этом этапе очень важна роль взаимодействия специалистов и родителей. Они могут прокомментировать  чувства ребёнка, его поведенческие реакции. Мы используем различные сенсорные игры, проведение которых даёт также новые прекрасные возможности для   установления контакта (всё зависит от предпочтений – вода, песок,  тактильное домино).
  2.  Для формирования у аутичного ребенка способности понимать речь используются разрезные картинки. Рассказывая и собирая их,  привлекаем внимание  каждый раз на сложившемся действии.  А когда ребенок уже сможет дольше удерживать внимание на рисунке, будет лучше понимать  совершаемое действие, можно постепенно создавать целые рассказы.
  3. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).

При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми.

Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях:

Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого.

Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного.

Для этих целей я использую методику В. М. Акименко « Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет»   («Угадай, что звучит», «Чей это голос?», др.) В подходящий момент игры, иногда удаётся сосредоточить внимание ребенка на своем лице. Важно добиться того, чтобы неговорящий ребенок как можно чаще смотрел на лицо педагога, на рот  в момент произнесения звуков и слов.

У большинства аутичных  детей  есть трудности артикуляции. Поэтому, чтобы облегчить ребенку формирование правильной артикуляции, важно сосредоточить его взгляд  на лице взрослого ещё и  в то время, когда мы поем ему песни, читаем стихи, что-то рассказываем.

Провоцирование ребенка на  непроизвольные словесные реакции.

Этого мы добиваемся с помощью отхлопывания, отстукивания  и другой передачи ритмов.  Мы используем, например, те моменты, когда он прыгает, приговаривая в такт прыжкам: «Как зайчишка, как зайчишка, как зайчишка, поскакал», «Прыг-скок, прыг-скок, провалился потолок».  В музыкальном зале  есть муз. центр, который используем для пропевания и прослушивания в разных режимных моментах.

С помощью стихотворных ритмов, с помощью рифмы и мелодии

мы также стимулируем вокализации, словесные реакции аутичного

ребенка. Когда мы читаем хорошо знакомые ему стихи или поем песни,

то оставляем паузу в конце строфы, провоцируя его на договаривание

нужного слова.

Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций

           В игре, и на занятиях, и, по возможности, в течение всего дня,

родители и специалисты, работающие с ребенком, подхватывают его

вокализации, повторяют их с его интонацией, а затем обыгрывают и

превращают их в реальные слова, связывая с ситуацией (ПА – падает,

ША – шарики, Е – едет).

Можно просто по созвучию подобрать подходящее к данной ситуации

слово.        

  1. Особенности подхода к обучению навыкам чтения, письма.

Существует ряд приемов, помогающих в формировании у аутичного ребенка основных учебных навыков. Так, при обучении чтению можно вначале ориентироваться на хорошую непроизвольную память ребенка, на то, что он, играя с магнитной азбукой или с кубиками с  буквами, может быстро механически запомнить весь алфавит. Символы звуков легче соотнести с предметом или картинкой. Мы пропеваем  звуки по этим картинкам, используем жесты для оречевления звуков, проговариваем слова с опорой на эти картинки.

         Коррекционные логопедические занятия носят характер сопровождения. Ребёнок зачастую сам выбирает себе занятие, игрушку, пособие. Поэтому работа педагога в этом требует гибкости, умения быстро перестроиться.

Обучение аутичных детей требует от всех коррекционных педагогов  не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии, большого терпения, интуиции и любви, постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания.

Таким образом, на  логопедических занятиях с говорящими и неговорящими детьми-аутистами решаются следующие задачи :

  • формирование целенаправленного поведения и  понимание речи,
  • комплексное развитие  речи и предметной деятельности, а также обучение адекватным жестам,
  • развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,
  • вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания и речи,
  • развитие активного и пассивного словарного запаса,
  • развитие мелкой моторики.

В работе с такими детьми нельзя рассчитывать на быстрый результат, поэтому важно соблюдать последовательность и систематичность логопедических занятий. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые привлекают ребенка (наклейка, любимая игрушка, конфета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по организации логопедических занятий в домашних условиях

Памятка для родителей по организации логопедических занятий в домашних условиях....

Логопедические игры в домашних условиях.

Основным, в полноценном развитии ребёнка, личностных его качеств, является речь. По мере овладения речью, формируются психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфически...

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета МБДОУ в условиях реализации ФГОС.

Вопрос организации  развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ на сегодняшний день  особо актуален. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного...

Организация логопедических занятий в домашних условиях в форме игры (материал для родителей)

Данный материал поможет родителям в игровой форме првести домашние логопедические занятия....

Логопедическое сопровождение дошкольников в условиях ФГОС ДО

Консультация для педагогов. ФГОС на практике....

Логопедическая ритмика в домашних условиях.

В настоящее время существуют множество методов преодоления речевых нарушений у детей и взрослых. Например, хорошо зарекомендовала себя логопедическая ритмика не только как доступный метод коррекции ре...