Мастер-класс по логопедии для родителей. "Логопедический калейдоскоп знаний в домашних условиях" (подходит для дистанционного образования)
учебно-методический материал по логопедии

Волошина Анастасия Михайловна

Красткое описание того, как родители могут взаимодействовать с детьми в домашних условиях,  развивать моторику,расширять словарный запас, а так же учиться вместе играть в различные логопедические  игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей.

Логопедический калейдоскоп знаний в домашних условиях.

Цель: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами в домашних условиях.

Задачи:

  • познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда;
  • совместная отработка методических приемов.

Ход круглого стола:

Приветственное слово.

Добрый день Ув. родители, рада приветствовать тех, кто с нами. Сегодня я хочу рассказать и показать Вам, что включает в себя работа учителя-логопеда. Многие заблуждаются, думая, что наша работа сводится ТОЛЬКО к постановке звуков. На самом деле работа логопеда многогранна и затрагивает несколько аспектов. Сначала я вам расскажу и покажу какие существуют игры на артикуляцию, на постановку звука , а так же игры на развитие фонетики ,лексики , на строение грамматического строя. И если у вас останутся вопросы, пожалуйста, задавайте!

Давайте для начала уточним , что возраст у нас 4-5 лет, а в силу возрастных особенностей ,существуют различные приемы и игры на развитие речи.

1.Артикуляуционная гимнастика.

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ДЕЛАТЬ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ?

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматической структурой речи, основным показателем является артикуляция мышц лица. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. В артикуляции задействованы работы жевательных, глотательных, мимических мышц. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения. Таким образом, выполняя регулярно упражнения для органов артикуляции, мы подготавливаем речевой аппарат для овладения звуками родной речи.

Сейчас предлагаю ознакомиться с некоторыми упражнениями , которые вызывают затруднения у детей, заодно и вы поймете , как можно с детьми играть в такую игру, возьмите зеркала и перед зеркалом сделайте такое упражнение: грибочек, чашечка, маляр.

2.Дышим правильно - говорим легко!

Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи.

Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

  • Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
  • Слишком большой вдох;
  • Учащённость дыхания;
  • Укороченность выдоха;
  • Неправильная осанка

Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

  • Задувание свечки, мыльные пузыри, раздувание пены – отличные игры в домашних условиях. (Описание игр, изображенных на слайдах).
  • Насос
    На вдох медленно поднять руки вверх через стороны, на выдох так же медленно их опустить произнося «с-с-с»
  • «Надуй шарик»
    Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.

А еще есть упражнение «Фокус» — делаем чашечку языком, дуем на нее. Вырабатываем умение направлять воздушную струю на язык. Это умение необходимо для постановки звуков. Например, для произношения звука Р необходима достаточно длительная и сильная струя воздуха, направленная на кончик языка. Если ее недостаточно, то нужной вибрации мы не получим. Соответственно, звук Р не получим.

3. ЧТОБЫ ЧЕТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!

Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.»

Игры на развитие мелкой моторики легко сделать самим. Например, используя прищепки, шнурочки, пуговицы, крупы, резиночки и т.д.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

4. УЧУСЬ, ИГРАЮ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ РАЗВИВАЮ.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.

Цель наших упражнений – научить ребенка слушать и слышать.

Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и таким частым сейчас логопедическим диагнозам, как дисграфия и дислексия, то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.

Вот несколько примеров игр с детьми:

«Хлопни на звук С» задаем любой звук , который нужно поставить. Проговариваем медленно ряд слов: собака, сумка, сосна, цапля, шишка, лось…

«Определи место звука в слове» в начале, середине, конце.

И подведя итог нашего круглого стола, хочу добавить несколько рекомендаций для речевого развития детей.

Рекомендации для родителей для речевого развития детей.

1.Предоставляйте ребёнку возможность пользоваться каждым из пяти чувств: видеть, слышать, ощущать, определять вкус, осязать окружающий мир.

2.Внимательно слушайте ребёнка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.

3. Комментируйте словами все свои действия и действия ребёнка. Обсуждайте всё, что происходит вокруг.

4. Задавайте ребёнку как можно больше вопросов и внимательно выслушивайте его ответы, даже если они выражены не словами.

5. Разговаривайте с ребёнком спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.

6. Поощряйте стремление ребёнка задавать вопросы, именно они формируют познавательный интерес ребёнка.

7. Поддерживайте любопытство и детское воображение.

8. Читайте короткие сказки или простые истории, рассматривая иллюстрации.

9. Обсуждайте прочитанные тексты.

10. Поощряйте общение и игры с другими детьми.

11. Привлекайте ребёнка к прослушиванию аудиокассет с записью любимых песен, музыки, сказок.

Подведем итог нашего мастер-класса. Мне бы хотелось услышать, чем полезна была наша сегодняшняя встреча?

Ответы родителей.

Спасибо всем большое! Теперь вы понимаете, что для успешного коррекционного процесса необходима слаженная работа всех компонентов – органов артикуляции, фонематического слуха, мелкой моторики и конечно же, дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Мастер-класс для учителей - логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколько принципов, в соответствии...

Мастер-класс для родителей речевой группы "Логопедический калейдоскоп"

С целью повышения педагогической компетенции родителей и реализации взаимодействия с учителем-логопедом мною был организован мастер-класс. Данная форма взаимодействия позволяет педагогу найти более эф...

Мастер-класс для родителей и воспитателей: «Логопедический калейдоскоп по речевой гимнастике»

Актуальность: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами.Цель: оказать помощь родителям в развитии артикуляционного аппарата  детей с проблемами речевог...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему: «Калейдоскоп дидактических игр»

Каждый речевой опыт переходитв навык, если постоянно тренироваться. Поэтому речевые игры рекомендуется проводить систематически. Игры должныбыть непродолжительны по времени и интересны по содержанию....