Мастер-класс для родителей речевой группы "Логопедический калейдоскоп"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Нигматуллина Елена Хайдаровна

С целью повышения педагогической компетенции родителей и реализации взаимодействия с учителем-логопедом мною был организован мастер-класс. Данная форма взаимодействия позволяет педагогу найти более эффективные методы решения коррекционных задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_logopedicheskiy_kaleydoskop.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Цель: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами.

Задачи:

  познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда;

  совместная отработка методических приемов;

Методы и способы:

  1. Показ приемов выполнения артикуляционной,  дыхательной, пальчиковой гимнастики.
  2. Проведение игр на развитие фонематического слуха.

Материал и оборудование:

 

Схемы слов, кружочки, картинки, проектор, музыкальные инструменты – трещетки, колокольчи, бубен, шумелки, тренажеры для развития дыхания, зеркала.

Ожидаемый результат:

Родители информированы о содержании коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Овладевают приемами выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, смогут самостоятельно развивать мелкую моторику и фонематический слух.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Добрый день, уважаемые родители!

   Я рада приветствовать вас за нашим круглым столом. Надеюсь, наши встречи станут традицией.

   Наш первый мастер-класс я хочу посвятить тому, чтобы рассказать и показать, что включает в себя работа учителя-логопеда. Многие заблуждаются, думая, что наша работа сводится ТОЛЬКО к постановке звуков. На самом деле работа логопеда многогранна и затрагивает несколько аспектов.

   Прошу внимание на экран!

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ДЕЛАТЬ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ЯЗЫЧКА?

   Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. В артикуляции задействованы работы жевательных, глотательных, мимических мышц. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения.

   Таким образом, выполняя регулярно упражнения для органов артикуляции, мы подготавливаем речевой аппарат для овладения звуками родной речи.

   Предлагаю ознакомиться с некоторыми упражнениями, которые вызывают затруднения у детей. Возьмите зеркала, сначала посмотрите, как выполняется упражнение, а затем пробуйте сами, контролируя себя в зеркало.

   Молодцы! Справились! Теперь, я думаю, вы сможете с детками дома закрепить эти навыки.

ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО - ГОВОРИМ ЛЕГКО

   Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

   Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи.

   Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

- Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;

- Слишком большой вдох;

- Учащённость дыхания;

- Укороченность выдоха;

- Неумение делать незаметным для окружающих добор воздуха;

- Неправильная осанка.

   Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

 

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Задувание свечки, мыльные пузыри, раздувание пены – отличные игры в домашних условиях. (Описание игр, изображенных на слайдах).

Предлагаю вам дыхательные тренажеры, изготовленные мной. Давайте попробуем, как они помогают выработать направленную воздушную струю.

 А еще есть упражнение «Фокус» - делаем чашечку языком, дуем на нее. Вырабатываем умение направлять воздушную струю на язык. Это умение необходимо для постановки звуков. Например, для произношения звука Р необходима достаточно длительная и сильная струя воздуха, направленная на кончик языка. Если ее недостаточно, то нужной вибрации мы не получим. Соответственно, звук Р не получим.

Насос

На вдох медленно поднять руки вверх через стороны, на выдох так же медленно их опустить произнося «с-с-с»

«Надуй шарик»

Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.

ЧТОБЫ ЧЕТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!

    Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.»

   Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД, ЦЕНТР ДВИЖЕНИЙ СИНИМ ЦВЕТОМ ВЫДЕЛЕН, А РЯДОМ ЦЕНТР РЕЧИ – ЗЕЛЕНЫМ. КРОМЕ ТОГО, РЯДОМ С НИМ – ЦЕНТР МЫШЛЕНИЯ И СОЗНАНИЯ, что означает следующее: развивая речь, развиваем и мышление.

 

   Игры на развитие мелкой моторики легко сделать самим. Например, используя прищепки, шнурочки, пуговицы, крупы, резиночки и т.д. Для развития графомоторных навыков замечательно подходят различные штриховки, обводилки. Почаще давайте их детям, и пусть они работают карандашами, чтобы тренировать мышцы рук, вырабатывать нажим.

   Кроме того, очень увлекательна и  полезна пальчиковая гимнастика.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).
  5. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Давайте выполним упражнение …

 Несколько слов о су-джок терапии. Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия  кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека,

   Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп.

УЧУСЬ, ИГРАЮ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ РАЗВИВАЮ

   Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.

   Цель наших упражнений – научить ребенка слушать и слышать.

   Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и таким частым сейчас логопедическим диагнозам, как дисграфия и дислексия, то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.

(ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ИГР НА СЛАЙДЕ)

Предлагаю поиграть!

«Хлопни, когда верно»

   Вам понадобятся карточки с картинками

- Я буду показывать вам картинку и буду называть предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и  так далее). Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову  правильный вариант.

«Определи место звука в слове»
   Формирование навыков звукового анализа.

 Раздать родителям схемы слов, кружочки. Называть слова, а родители должны поставить кружок в начало, середину, конец схемы. В зависимости от того, в какой позиции находится заданный звук в слове.

Подведем итог нашего мастер-класса. Мне бы хотелось услышать, чем полезна была наша сегодняшняя встреча.

Ответы родителей.

Спасибо всем большое! Теперь вы понимаете, что для успешного коррекционного процесса необходима слаженная работа всех компонентов – органов артикуляции, фонематического слуха, мелкой моторики и конечно же, дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для педагогов ДОУ Речевая коррекция, как фактор успешной социальной адаптации детей

На сегодняшний день в арсенале педагогов ДОУ имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.  С некоторыми из них я и хочу вас поз...

Мастер-класс Методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников

Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ методов обучения творческо-речевой деятельности дошкольников...

Мастер - класс по предупреждению появления речевых нарушений у детей младшего возраста

Направление работы по предупреждению появления речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...

Мастер – класс на тему «ИГРОВЫЕ РЕЧЕВЫЕ ТРЕНИНГИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация: в работе приведен пример использования игровых речевых тренингов в речевом развитии дошкольников....

Мастер-класс "Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей, путем вовлечения их в образовательную деятельность"

мастер-класс для педагогов детского сада "Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей, путем вовлечения их в образовательную деятельность"...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему: «Калейдоскоп дидактических игр»

Каждый речевой опыт переходитв навык, если постоянно тренироваться. Поэтому речевые игры рекомендуется проводить систематически. Игры должныбыть непродолжительны по времени и интересны по содержанию....