мастер-класс для педагогов ДОУ Речевая коррекция, как фактор успешной социальной адаптации детей
методическая разработка по логопедии по теме

Гвоздева Татьяна Семёновна

На сегодняшний день в арсенале педагогов ДОУ имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.  С некоторыми из них я и хочу вас познакомить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk.docx57.48 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает  родной язык в готовом виде.

Развитие речи - процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, , как средством познания самого себя, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

Процесс овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни ребёнка проходит несколько этапов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Речевые затруднения т.е. отклонения в речи говорящего от языковой нормы –это  затруднения процесса общения, с точки зрения Л.С. Волкова: "Нарушения речи - есть нарушения вербальной коммуникации."

Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении, способствуют  развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.

 С детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, необходимо проводить коррекцию нарушений речи - исправление или ослабление симптоматики нарушений речи.

Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.

На сегодняшний день в арсенале педагогов ДОУ имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.  С некоторыми из них я и хочу вас познакомить.

Для развития артикуляционной моторики, наряду с традиционным комплексом артикуляционной гимнастики, используются нетрадиционные упражнения, которые помогут разнообразить привычные для детей задания.

- артикуляционные упражнения в стихотворной форме

Широко открыли ротик –

Получился «бегемотик»,

А затем закрыли рот –

Отдыхает «бегемот».

Превратили нас в лягушек – 

Дотянулись мы до ушек. 

Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

- серия сказок о весёлом язычке

История 1. Домик для Язычка
Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь...


Сказка про Язычок.


Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
 (Материалы из  книги: А. С. Анищенкова "Артикуляционная гимнастика ")

- Выполнение артикуляционной гимнастики  в считалках:

Раз - зевнул в лесу мышонок,

Два - лакает суп котенок,

Три лошадка поскакала,

На четыре постояла,

Пять – болтают индюки,

Шесть – качели у реки,

Семь – варенье мы попросим

Восемь – мячики подбросим

Девять – звонко барабаним,

Десять – тихо отдыхаем.

- Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата.

-Применение информационно-компьютерных технологий

Презентация «Лягушка – зелёное брюшко.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики.

Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики:

•1.      застегивание и расстегивание пуговиц;

•2.       шнурование ботинок;

•3.       нанизывание бусин;

•4.       игры с мозаикой;

•5.       игры с мелким конструктором;

•6.      перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

Упражнения с мелкими предметами –помогают сосредоточить внимание на задании и отработать речевые упражнения

Упражнение с прищепками «Котёнок»

Не слишком тугой бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно). После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается больно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Упражнения с карандашом (самомассаж)

Упражнение «Утюжок»

Толстый карандаш положить на стол, «прогладить» его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

Карандаш я покачу

Вправо-влево как хочу

Упражнение «Добывание огня»

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатывать между ладонями сначала медленно, потом быстрее (от кончиков пальцев к запястьям). Попробовать это делать с двумя карандашами сразу.

Карандаш в руках кручу,

Я огонь добыть хочу

Упражнение «Горка»

Положить большой шестигранный карандаш на тыльную сторону кисти. Наклонить руку вниз. Скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, как с горки.

С горки карандаш катаю

Но из рук не выпускаю

Упражнение «Прятки»

Сжать короткий толстый карандаш в кулачке, спрятать его.

Карандашик я сжимаю,

Я ладошку поменяю.

Упражнение с клубком.

Разматывая клубочек слушаем стихотворение, затем сами повторяя стихотворение, клубочки сматываем.

Котик ниток клубок

Укатил в уголок

Укатил в уголок

Котик ниток клубок.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения.

"Пальчики здороваются"  

 «Кулак, ладонь, ребро»

«Ухо-нос»

«Зеркальное рисование»

пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.                                               пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.                                          трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.                                     «моем» руки, дышим на них
Теперь  ладошки мы прижмем,                             поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем.                                      гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.                                 скрестить пальцы, ладони прижать
                                                                             пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.                                              каждый палец зажимаем в кулачке

Очень интересный приём для развития мелкой моторики рук -

«пальчиковые шаги». 

«Пальчиковые шаги» — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа).

С помощью шаров – «ежиков»  детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

                                                        «Я мячом круги катаю…»

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Мнемотехника – техника запоминания с основой на наглядность.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники  позволяет детям эффективнее воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию.

  • Очень любят дети отгадывать загадки зашифрованные  на мнемотаблицах.  При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

  • Очень эффективны мнемотаблицы  при заучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.  Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

  • При обучении пересказу и составлению рассказов  так же широко использую т мнемотехнику. Вместе с детьми беседуют по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживается  последовательность событий в  произведении.

  • Как показывает практика, использование мнемодорожек позволяет ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Работать с ними очень удобно, дети с удовольствием запоминают  чистоговорки и предложения.  Этап автоматизации звуков  проходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

Сегодня вы смогли познакомиться с разными группами упражнений по коррекции речи детей старшего дошкольного возраста, которые помогают эффективнее решать проблемы развития речи детей, а следовательно, более успешной их адаптации  и в школе и в учебной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов сопровождения психолого-педагогической службы, как залог успешного воспитания и обучения и социальной адаптации детей с речевым недоразвитием

Представлен материал из опыта работы учителя-логопеда в ДОУ компенсирующего вида по осуществлению взаимодействия всех специалистов при компенсации ОНР....

Диагностика уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством сказкотерапии. Мастер-класс.

Игровые упражнения №18. Ганс Христиан Андерсен. Дикие лебеди. Цель: Формировать положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть. Задачи:1.Преодоление барьеров общения в системе «ребе...

Логопедическая работа по формированию успешной социальной адаптации детей с нарушением зрения

В статье выделено три этапа формирования социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения: развитие восприятия на полисенсогной основе, расширение словаря (преодоление вербализма, сложностей в пр...

Статья.Тема: «Обеспечение успешной социальной адаптации детей с ОВЗ на дошкольном и начальном уровнях образования»

СтатьяТема: "Обеспечение успешной социальной адаптации детей с ОВЗ на дошкольном и начальном уровнях образования"...

Проектирование и организация здоровьесберегающей предметно-пространственной среды, способствующей успешной социальной адаптации детей с ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые коллеги хочу представить вашему вниманию результат нашей работы по теме «Проектирование и организация здоровьесберегающей предметно-пространственной среды, способствующей...

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...