Главные вкладки

    мастер -класс. " Использование мнемотехники в речевом развитии детей"
    методическая разработка по развитию речи на тему

    Касило Надежда Николаевна

    Разработка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nash_master_klass.docx25.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    мастер-класс

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

    «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

    он будет долго и напрасно мучиться,

    но свяжите двадцать таких слов с картинками,

    и он усвоит на лету»

    К. Д. Ушинский

    Ведущие:

    воспитатели Касило Н.Н., Филиппова О.Ф.

    Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

    Задачи:

     • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, этапами работы с мнемо-таблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;

     • дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации НОД, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей.

     Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям в работе по развитию памяти и речи детей дошкольного возраста.

    Актуальность:

    Проблема речевого развития дошкольников  в современной педагогике очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного  развития, дошкольники с трудом строят описательные рассказы, рассказы по картинам и по сериям сюжетных картин. Рассказ из личного опыта сводится к воспроизведению 1-2 простых нераспространённых предложений, дети с трудом строят пересказ произведения, запоминают стихотворения.

    Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно пересказывать произведения, излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, быстро запоминать стихотворения.

    В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

    Одним их актуальных и эффективных методов развития  речи у детей дошкольного возраста является мнемотехника.

    Мнемотехника - в переводе с греческого  - «искусство запоминания».

    Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

     Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример:«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).

    При обучении детей можно использовать такие приёмы мнемотехники, как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж.

    Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

    Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

    Мнемотаблица— это схема, в которую заложена определенная информация.

    Применение:

    -рассказывание сказок,

    -пересказ любого произведения,

    -составление описательных и творческих рассказов,

    -заучивание потешек, песен, стихотворений, чистоговорок, считалок,

    -загадывание загадок.

    Для детей младшего и   среднего дошкольного  возраста   необходимо  давать цветные мнемотаблицы, так как в  памяти у детей  быстрее  остаются отдельные  образы: лиса- рыжая, мышка-  серая, ёлочка- зелёная.

    Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

    Этапы работы с мнемотаблицами в младшей и средних группах:

    Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.

    Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).

    Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

    Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»

    Этапы в старшей и подготовительной группахможно построить по другому принципу:

    Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.

    Этап 2. Каждая часть кодируется (на начальном этапе – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии).

    Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (ребёнок самостоятельно выбирает цвета карандашей, а может рисовать одним цветом).

    Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста

    •Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человече...

    Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

    Оргпроект мастер-класса«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»(учитель-логопед Кравцова Я.А., Емельянова Е.В.)...

    Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

    Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.  В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц вли...

    Сообщение на педагогическом совете «Использование мнемотехники в речевом развитии детей»

    Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста, широкое примен...

    Мастер - класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

    Целью мастер - класса я вляется повышение уровня педагогической компетентности по использованию интерактивных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста....

    презентация Мастер-класс "Использование лэпбука в речевом развитии детей дошкольного возраста"

    В лэпбуке представлены различные игры, загадки, пословицы и поговорки, мнемотаблицы и многое другое по русским народным сказкам для развития речи....