Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) на тему

Алтунина Галина Владимировна

Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. 

 

В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц влияет на развитие речи детей. Далее приведу примеры из опыта работы, какую работу по развитию речи мы проводим в своей группе, а именно с использованием мнемотаблиц.

Проведём деловую игру для закрепления полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_rmo_starshih_podgotovitelnyh_grupp.docx172.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №8 «Ладушки»

Сообщение

на районном методическом объединении

воспитателей

старших и подготовительных к школе групп

на тему:

«Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

http://images.myshared.ru/5/330943/slide_11.jpg

                                               Воспитатель: Алтунина Г.В.

16 января 2018г.

г. Луховицы

Добрый день коллеги!

Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. 

В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц влияет на развитие речи детей. Далее приведу примеры из опыта работы, какую работу по развитию речи мы проводим в своей группе, а именно с использованием мнемотаблиц.

Проведём деловую игру для закрепления полученных знаний.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. 

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление,

- зрительную и слуховую память,

- зрительное и слуховое внимание,

- воображение,

- связную речь,

- мелкую моторику рук.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы), в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. д. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста.

Правила создания мнемотаблицы

Как любая работа, мнемотехника строится от простого, к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

  •  Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение;
  • Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. 
  • И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение, сказку. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и детей, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.http://www.uchportal.ru/_pu/78/53547188.jpg

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме, или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.

Где можно использовать мнемотаблицы?

- Обогащение словарного запаса;

- Обучение пересказу;

- Составление рассказов;

- Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

- Отгадывание загадок;

- Проведение пальчиковой гимнастики.

Демонстрация мнемотаблиц  пальчиковой гимнастики.

Сейчас я Вас хочу познакомить с нашей работой проводимой в группе по данной теме. Мы воспитатели совместно с логопедом и родителями разработали серию пальчиковых игр по лексическим темам, т.е. на каждую пальчиковую игру, по лексической теме мы делаем мнемотаблицу, в этом нам помогают родители – совместная работа педагогов и родителей.

http://volna.org/wp-content/uploads/2014/11/mniemotiekhnika_kak_sriedstvo_riechievoi_aktivnosti_dietiei14.png

А сейчас, я хочу перейти к практической части выступления провести, деловую игру, поупражняться в знаниях,  полученных, от услышанного.

Участие оценивается жетонами

Задание №1.  Угадайте сказки, по предложенным мнемотаблицам.

Нужно назвать сказку, и рассказать её содержание.

Задание №2. Рассмотрите мнемотаблицу, назовите пальчиковую игру и покажите выполнение. Можно составит любую свою гимнастику, главное чтобы текст подходил к картинкам.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование схем в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье говорится о грамотном использовании и значении схем при обучении детей рассказыванию, составлении сравнительных, описательных  рассказов, а так же о роли наглядности в речевом развитии....

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...

Использование мнемотехники в речевой развитии детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. ...

Мастер - класс "Использование нейроскакалки в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ"

       Из п. 2.6. ФГОС ДО следует, что содержание программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и оватыва...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал повысит компетентность педагогов и родителей в вопросах приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПЕДАГОГАРазвивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей  понимать и рассказывать знакомые произведения по мнемотаблицам.Знакомить детей с хар...

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Сообщение«Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»Добрый день коллеги!Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии дет...