«Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста» (мастер-класс для педагогов)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Материал будет полезен воспитателям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshchyo_novee.docx314.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области»

«Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

(мастер-класс для педагогов)

Подготовила:

 Репина А.С., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

вида № 7 г. Шебекино Белгородской области»

2024

Шебекино

Цель:

Ознакомление участников мастер – класса с технологией моделирования (мнемотехника),как эффективным способом развития речи, памяти, мышления дошкольников.

Задачи:

1.Раскрыть значимость мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

2. Познакомить педагогов с основными методами и приёмами мнемотехники, и их практическим применением;

3. Активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса.

Материалы и оборудование:

-экран, проектор, ноутбук,

- листы бумаги, цветные карандаши,

- макет поляны, разноцветные бабочки.

Ход мероприятия:

-Добрый день, уважаемые коллеги, на своём мастер-классе я хочу познакомить Вас с методом наглядного моделирования, мнемотехникой.

Развитие связной речи является главной задачей речевого развития детей.

- Как вы думаете почему? (выслушиваю мнение коллег)

Совершенно верно, речь играет социально значимую и ролью в формировании личности ребёнка. Связная речь это высшая форма речимыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

На сегодняшний день, к сожалению, большинство детей старшего дошкольного возраста, не владеет навыками связной речи в достаточном объеме. В речи детей существуют множество проблем:

- словарный запас небогат;

- нет образных выражений, мало прилагательных, высказывания непоследовательны, нелогичны;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи;

- плохая дикция.

В связи с этим моя работа была направлена на поиск средств повышающих эффективность развития речи, и, таким средством является наглядное моделирование - метод мнемотехника.

К.Д.Ушинский основоположник научной педагогики в России писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Наглядность помогает детям называть предметы и явления, самостоятельно определять их главные свойства и признаки, производимые с ними действия.

Мнемотехника– в переводе с греческого - «искусство наглядности и запоминания».

Главная идея мнемотехники заключается в том, что на каждое слово, словосочетание или предложение рисуется рисунок; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. С помощью рисунков - схем ребёнку проще запомнить текст.

Область применения мнемотехники широка. Наглядноемоделирование можно использовать:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественной литературы

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов, пословиц, поговорок.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат- содержит изображение предмета.

C:\Users\User\Desktop\1398263927_k7qu5aowjom.jpg

Мнемодорожки - мнемотаблица, состоящая из 3-4 мнемоквадратов, расположенных линейно, в которых зашифровано небольшое количество информации.

C:\Users\User\Desktop\1398263927_k7qu5aowjom.jpg

C:\Users\User\Desktop\3094-raspustilsya-cvetochek-ra.jpg

C:\Users\User\Desktop\20731798.gif

Мнемотаблицы - таблица из нескольких квадратов, изображения которых связаны сюжетом.

C:\Users\User\Desktop\1398263927_k7qu5aowjom.jpg

C:\Users\User\Desktop\3094-raspustilsya-cvetochek-ra.jpg

C:\Users\User\Desktop\20731798.gif

C:\Users\User\Desktop\rain-clouds-drawing-cloudpattern.jpg

C:\Users\User\Desktop\12754599332994398919.jpg

C:\Users\User\Desktop\6e0044a4b559f181ee8f85436f392804.jpg

Работа с мнемотаблицами состоит из 3 этапов:

1.Рассматривание мнемотаблицы (мнемоквадрата, мнемодорожки) и разбор того, что на ней изображено.

2.Перекодирование информации (т.е. расшифровываются изображения), опираясь на символы и картинки.

3.Осуществляется пересказ литературного текста, рассказывание, заучивание, т.е. происходит отработка методов запоминания.

Метод мнемотехники помогает педагогу научить детей отгадывать загадки о предметах, объектах или явлениях природы. Уважаемые коллеги, предлагаю вам нарисовать мнемодорожку к загадке:

Задание1.

Она резвится и летает

Над цветочками порхает,

Крылышки точённые

Усики чернёные (Бабочка)

Алгоритм построения мнемотаблицы к загадке

Рисуем мнемодорожку, состоящую из 4 квадратов, расположенных линейно.

В первом квадрате рисуем: птиц летающих в небе.

Во втором квадрате рисуем: цветы.

В третьем квадрате рисуем: крылья.

В четвёртом квадрате рисуем: усы и знак вопроса.

C:\Users\User\Desktop\dove-3-15195982.jpg

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

C:\Users\User\Desktop\i (1).jpg

C:\Users\User\Desktop\i (2).jpg

При пересказе литературных текстов мнемотаблицы активизируют речевую деятельность, речь детей становится четкой, связной, последовательной.

Задание 2.

Предлагаю составить схему – модель мнемотаблицы для пересказа рассказа «Бабочка - лимонница»

Наступила весна. Пригревало ласковое солнышко. Лужайка покрылась разноцветным цветочным ковром. Над ним порхала бабочка - лимонница. Мимо летел скворец. Он увидел бабочку - лимонницу и захотел съесть. Испугалась бабочка - лимонница и притаилась на одуванчике. Летал вокруг скворец, летал, но не увидел бабочку - лимонницу. Так и улетел ни с чем.

Алгоритм построения мнемотаблицы к рассказу «Бабочка - лимонница»

1.Пишем букву «В», рисуем солнце. «Наступила весна. Пригревало ласковое солнышко».

2.Рисуем много цветов, над ними бабочку – лимонницу. «Лужайка покрылась разноцветным цветочным ковром. Над ним порхала бабочка – лимонница».

3.Рисуем скворца. «Мимо летел скворец. Он увидел бабочку - лимонницу и захотел съесть».

4.Рисуем одуванчик, над ним бабочку - лимонницу. «Испугалась бабочка - лимонница и притаилась на одуванчике»

5.Рисуем улетающего скворца. «Летал вокруг скворец, летал, но не увидел бабочку - лимонницу. Так и улетел ни с чем».

ВC:\Users\User\Desktop\0071-0812-1116-3845_royalty_free_smiley_face_sun_outline.jpg

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

C:\Users\User\Desktop\Как-нарисовать-скворца-карандашом-поэтапно-5.jpg

C:\Users\User\Desktop\coloring-pages-flowers-zezag-14.jpg

C:\Users\User\Desktop\00111bd57ae84c0a22d972cc0d347a003c07f5c4.jpg

Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми весьма результативно. Применяя метод мнемотехники - стихотворение запоминается быстрее. К тому же, разучивание становится для дошкольников делом весёлым, а содержание текста – понятней и доступней.

Этапы работы над стихотворением:

1.Первичное чтение стихотворения педагогом.

2.Установка цели на заучивание стихотворения.

3.Повторное чтение стихотворения педагогом с опорой на мнемотаблицу.

4. Работа с текстом стихотворения по вопросам.

5.Словарная работа над новыми и незнакомыми словами в тексте.

6.Чтение стихотворения педагогом с опорой на мнемотаблицу

7.Хоровой повтор стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

8.Индивидуальное рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу

Задание 3.

А сейчас попробуем составить мнемотаблицу к стихотворению М.Блинниковой «Бабочка – бантик»

Над травой порхает ... бантик?

Нет, наверно это фантик разноцветный от конфет?
Знает кто из вас ответ?
Ой, есть крылышки у чуда! Прилетело ты откуда?
Тихо бабочка присела, отдохнула и взлетела.
Так с цветочка на цветок, я порхаю весь денёк.

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

C:\Users\User\Desktop\t6_g5.jpg

C:\Users\User\Desktop\97384_html_m7d7c6328.jpg

?

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

C:\Users\User\Desktop\i (1).jpg

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

Обсуждение мнеомотаблиц к стихотворению М.Блинниковой «Бабочка – бантик»

Рефлексия:

Уважаемые коллеги!

Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.

- Если, Вам понравился мастер – класс, ивы будите применять мнемотехнику в своей работе, пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.

- Ничего не поняли по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета.

Уважаемые коллеги мне было приятно с вами работать. Спасибо за сотрудничество.

Использованная литература

1.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Санкт-Петербург, 2005 год.

2.Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. - Москва, 2005 год.

3.Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – Санкт-Петербург, 2000 год.

4.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / журнал «Дошкольное воспитание» №10/1990 год, с.16-21.

5.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / журнал «Ребёнок в детском саду» №2/ 2004 год, с.59-62.

6.Е. А. Юзбекова Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии ребёнка). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – Москва, издательство ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование технологии синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В статье  написано о технологии "синквейн", для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.  В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц вли...

Использование мнемотехники в речевой развитии детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. ...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал повысит компетентность педагогов и родителей в вопросах приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Сообщение«Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»Добрый день коллеги!Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии дет...