Использование мнемотехники в речевой развитии детей старшего дошкольного возраста.
статья по информатике

Аксаева Зиля Рухулбаяновна
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotehniki.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

        

Педагогическая статья

Тема:

«Использование мнемотехники

в речевом развитии  

детей старшего дошкольного возраста ».

Аксаева З. Р.

Воспитатель высшей категории;

МАДОУ детский сад №39.

г. Нефтекамск, 2017г.

«Учите ребёнка неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету!»

К.Д.Ушинский

В связи с введением в дошкольные образовательные учреждения ФГОС,  педагогам дошкольных учреждений необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов. Главенствующее значение имеет  живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых приоритетом является  игра. Целостный образовательный процесс направлен на реализацию системы, учитывающей всю организацию жизнедеятельности ребёнка и развития его личностных качеств на рефлексивной основе. Сюда относится образовательные области  - «социально-личностное развитие»  и «речевое развитие». Основными задачами работы по речевому  развитию воспитанников в ДОУ являются:

 формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа;

 развитие словаря детей и связной речи;

 воспитание звуковой культуры речи;

 формирование ее грамматического строя;

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Неспособность построить монолог.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи.
  • Плохая дикция.

Поэтому необходимо научить их связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, учитывая все проблемы, вот уже на протяжении многих лет, в работе по обучению детей связной речи используем приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно речевое развитие.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Мы начали работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перешли  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.  И заметили, что используя схематично – графические изображения произведений у детей появляется  желание пересказывать, составлять рассказы, придумывать загадки. Заучивание стихотворений превратилось в игру, которая очень нравится детям. Выученные стихотворения мы в последующем используем в качестве физминуток на непосредственно  образовательной деятельности.

Чтобы убедиться в эффективности используемого нами материала и с целью выяснения уровня усвоения материала с картинно - графическим изображением и без него, мы провели  диагностику воспитанников группы. По результатам можно сделать вывод:

  1. Без использования схем  дети забывают дальнейшее развитие событий;
  2. Не могут выделить самое главное в повествовании;
  3. Нет последовательности в изложении действий и событий.

После проведения диагностики поставили перед собой задачу - продолжить работу по использованию мнемотаблиц при разучивании стихотворений, для составления повествовательных  и описательных рассказов, пересказу и т.д.

Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. С помощью мнемотаблиц ребёнок концентрирует своё внимание на правильном построении предложений.

Мнемотаблицы играют роль опоры для повествовательных  и описательных рассказов. Ребёнок легко приспосабливается учиться подбирать слова для описания. Составление таблиц  даёт возможность последовательно излагать основные действия и события, выделять главные мысли, развивает ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, ведёт к развитию мелкой моторики рук, к удовлетворению детских потребностей в познании, повышается эффективность усвоения программы. Дети учатся сопоставлять, анализировать, сравнивать, идёт развитие, как логического мышления, так и эвристического.

Опираясь на опыт педагогов, мы разработали  мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества педагога к совместному творчеству ребенка с  взрослым. Если на начальном этапе работы даем готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы включаем задачи по активизации и обогащению словаря.

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но мы считаем, и думаем, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.

В заключении хочется сказать, что можно использовать разнообразные методы и приёмы, стимулирующие речевую деятельность детей: создание проблемных ситуаций; решение логических задач; дидактические игры; игры – драматизации; составление загадок; использование опорных схем и таблиц в развитии речи.

Мы  выбрали использование опорных схем и таблиц, и данная методика оказалась интересной для всех участников. Она полностью захватила как детей, так и родителей. Они стали создавать картинно - графические изображения самостоятельно, без помощи со стороны педагога.

Подводя итоги, хочется отметить, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это, прежде всего как начальная пусковая, наиболее значимая эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспроизводить и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Мы постепенно совершенствуем свою работу, переходим на новый уровень.

Также  хочется отметить, что данная методика способствует вовлечению ребенка в процесс обучения, совершенствует его речь, которая так необходима дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним и поплакать.

Литература:

1.      Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.

2.      Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007.

 3.     Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.

 4.    Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

 5.    Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007.

 6.    Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование схем в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье говорится о грамотном использовании и значении схем при обучении детей рассказыванию, составлении сравнительных, описательных  рассказов, а так же о роли наглядности в речевом развитии....

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.  В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц вли...

Мастер - класс "Использование нейроскакалки в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ"

       Из п. 2.6. ФГОС ДО следует, что содержание программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и оватыва...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал повысит компетентность педагогов и родителей в вопросах приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПЕДАГОГАРазвивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей  понимать и рассказывать знакомые произведения по мнемотаблицам.Знакомить детей с хар...

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Сообщение«Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»Добрый день коллеги!Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии дет...