Использование схем в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Макарова Татьяна Михайловна

В статье говорится о грамотном использовании и значении схем при обучении детей рассказыванию, составлении сравнительных, описательных  рассказов, а так же о роли наглядности в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_skhem.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование схем в  речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

        

        Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью,  учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является  достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.         В дошкольном возрасте дети еще только начинают овладевать монологической речью, поэтому нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях. Обучая ребенка рассказыванию, то есть самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы произношения. Выполнение дошкольниками заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами, способствует совершенствованию всех сторон речи – лексической, грамматической, фонематической.

        После пяти лет начинается самый интересный этап в развитии речи ребенка – этап бурного развития связной речи, а ведь это и есть главная цель нашей деятельности – научить ребенка свободно, без затруднений говорить на интересующие темы, рассуждать, строить планы и оценивать свои и чужие поступки.

В значительной степени облегчает процесс формирования связной речи наглядность. Рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует возникновению у детей желания называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом большое значение имеет расположение элементов схемы, рисунка; оно должно облегчить процесс последовательного развернутого высказывания. Практические действия с предметами, иллюстрациями, схемами, выполняемые самим ребенком, способствуют уточнению и формированию у него различных лексико – грамматических категорий, развитию логического мышления.

Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Аналогичные схемы используем и для составления сравнительных рассказов , придумывания загадок о предметах, составлении самостоятельных рассказов, сказок.

Большое значение играет наглядность в работе с фланелеграфом. Любая картинка на фланелеграфе как бы оживает, предметы можно обыгрывать. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную потребность – воспринимать и действовать одновременно.  Подобная смена видов деятельности с включением двигательного анализатора активизирует внимание детей, поддерживает интерес к занятию. Фланелеграф позволяет использовать при восприятии сюжетной картины двигательный анализатор, т.е. прибегать к приему, наиболее активизирующему речевую деятельность детей.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.  В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц вли...

Использование мнемотехники в речевой развитии детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. ...

Мастер - класс "Использование нейроскакалки в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ"

       Из п. 2.6. ФГОС ДО следует, что содержание программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и оватыва...

Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии детей старшего дошкольного  возраста         “Учите ребёнка каким-нибудь неи...

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПЕДАГОГАРазвивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей  понимать и рассказывать знакомые произведения по мнемотаблицам.Знакомить детей с хар...

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Сообщение«Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»Добрый день коллеги!Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии дет...