Мой успешный проект
проект по логопедии (подготовительная группа)

Шумахер Нелли Николаевна

Идея этого проекта возникла в процессе моей работы.  Я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.

Обратила внимание, что во время занятий дети не всегда с первого раза слышать инструкцию, плохо развит  кистевой праксис, т.е. произвольность движений кисти руки и пальчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon moy_uspeshnyy_proekt.pdf1.25 МБ
Microsoft Office document icon moy_proekt_verevochnye_igry.doc65.5 КБ
PDF icon proekt_breyn_dzhim_2019-2020.pdf942.68 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Мой успешный проект

Тема: «Веревочные игры, как средство развития мелкой моторики и слухового  (речевого) внимания  у детей старшего дошкольного возраста»

Участники проекта: дети подготовительной группы.

Тип проекта:

По составу: индивидуальный, групповой;

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь 2019 г. – май 2020 г.

Вид проекта: проектно-ориентированный

Виды детской деятельности:

  • познавательно-исследовательская деятельность;
  • двигательная деятельность;
  • игровая;
  • коммуникативная.

Актуальность: в процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.

В период дошкольного детства,  важное  значение для психического развития приобретает становление речи. Овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

Понимание значимости и сущности своевременной диагностики и педагогической коррекции кистевого праксиса и слухового внимания, сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой-Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другие было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка.

Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Так,  на основе работ В. М. Бехтерова и обследования большого количества детей,  была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие и тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, речевого внимания,  психических процессов, познавательной деятельности. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше ребёнок работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь, слухового внимания.

Таким образом, происходит комплексная и качественная стимуляция речевой зоны.

Так же с помощью верёвочных игр, происходит межполушарное взаимодействие, которые направлены на развитие кистевого праксиса, формирование крупных содружественных движений двумя руками, развитие координации рук. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Цель: создание  условий  для развития и совершенствования мелкой моторики рук, развитие кистевого праксиса,  координации движений рук и пальцев у детей, развитие слухового внимания  детей дошкольного возраста через игры с веревочкой,

Задачи проекта:        

  • Способствовать развитию кистевого праксиса у детей дошкольного возраста;
  • Способствовать совершенствованию слухового внимания  и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр с веревочкой;
  • Способствовать развитию связной речи у детей;
  • Вызвать интерес к способам и приёмам игр с веревочкой.

Объект: кистевой праксис и слуховое (речевое) восприятие.

Предмет: влияние веревочных игр  на развитие кистевого праксиса и слухового (речевого) внимания  детей.

Гипотеза: веревочные игры  позволят развить кистевой праксис, создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие у детей, которое является основой речевого развития (слухового восприятия речи).

Обеспечение проекта:

  1. материально-техническое: веревочки определенной длины, речь педагога.
  2. учебно-методическое: Афонькина Е.Ю., Афонькина А.С. Игры с веревочкой .- СПб.: Кристалл, 199. -  224с. М. Балабанчик «Узоры на пальцах». – практическое пособие. – Момска, 2016. – 60с.Ирина Шебушева: Волшебные веревочки на пальцах. 50 способов удивить подружек и друзей. – Харвест, 2010.

Предполагаемый результат:

- сформированно полноценное развитие кистевого праксиса,  у детей кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезла  скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучение письму;

- сформированно полноценное развитие слухового (речевого) внимания во время действий с веревочкой;

- умеют создавать художественный образ своей фигурки из веревочки;

- овладели приемами работы с веревочными играми;

- увеличился  словарного запаса детей, становление речи детей более эмоциональной и выразительной;

- возросла речевая активность детей в деятельности с веревочкой;

- дети используют веревочные игры в различных видах деятельности.

Этапы

1 этап - подготовительный

Период

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность с детьми

Сентябрь

2019

Подбор и изучение методической литературы:

Создание условий для внедрения игр с веревочкой.

- подбор материала для внедрения данного метода;

- изготовление специальных карточек – инструкций с описанием игр с веревочкой;

-изготовление непосредственно веревочки.

Октябрь

2019

Разработать перспективное планирование для детей подготовительной группы с учётом использования веревочных игр.

2 этап - основной

Ноябрь

2019

Формирует  у  детей умение выполнять различные комбинации с веревочкой, что приводит к возбуждению  речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи, формирует кистевой праксис.

Ознакомление детей с веревочными играми

Разучивание терминов и приёмов:

-“основная позиция”;

- «приём навахо»

Декабрь

2019

Разучивание фокусов с помощью веревочки:

- «Муха и паук»;

- «Ловкая ящерица»;

- «Поймай муху»;

Январь

2020

Формирует  у  детей умение выполнять различные комбинации с веревочкой с включением речевого внимания, разучивание игр-сказок.

Разучивание сказок:

- «День Рождения мышки»;

-«Домик пекаря»;

- «Заколдованная красавица»;

Февраль

2020

 

Март

2020

Формирует  у  детей умение выполнять различные комбинации с веревочкой:

- деликатно контролировать детей их действия;

- обогащать знания детей, повышать их эрудицию;

- развивать связную речь;

- развивать речевое восприятие.  

Разучивание комбинаций:

- «Чашечка»;

- «Парашютист»;

- «Морской змей»;

- «Солнечный закат»

Апрель

2020

Активно и самостоятельно выполняют различные комбинации с веревочкой:

- проговаривая каждое действие пальцев рук;

- задают вопросы, ищут поддержку и одобрение;

Фантазируют.

3 этап – итоговый

Май

2020

Обобщение полученных результатов.

Оценивание умения детей владеть навыком веревочных игр и стимулировать себя речью.

Поощрение каждого ребёнка.

Повторение ранее выученных упражнений

Демонстрация освоенных умений и навыков.

Продукт проекта:

Фотоальбом

Вывод: использование веревочных игр способствовало  развитию кистевого праксиса у детей дошкольного возраста; способствовало совершенствованию слухового внимания  и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр с веревочкой; способствовало  развитию связной речи у детей; способствовало синхронизировать работу полушарий, повысили стрессоустойчивость, способствовало  формированию пространственных представлений.

Литература:

  • Афонькина Е.Ю., Афонькина А.С. Игры с веревочкой .- СПб.: Кристалл, 199. -  224с.
  • М. Балабанчик «Узоры на пальцах». – практическое пособие. – Момска, 2016. – 60с.
  • Ирина Шебушева: Волшебные веревочки на пальцах. 50 способов удивить подружек и друзей. – Харвест, 2010.
  • Логопедия: учебник. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: 2008. – 703 с.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: УМК «Психология», 2002.

Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М., 1973.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки успешного проекта

Мастер - класс для начинающих педагогов...

Мой успешный проект

Мой успешный проект....

Мой успешный проект

Проект по развитию речи детей старшего возраста...

Мой успешный проект "Сенсорное развитие"

Опыт работы для воспитателей....

Мой успешный проект

Проект воспитателя старшей группы " Детям о Великой Отечественной войне"...

Мой успешный проект "Занимательная математика"

Мой успешный проект "Занимательная математика"...

Мой успешный проект

Мой успешный проект...