Современные педагогические технологии в логопедической практике
консультация по логопедии

Харитинова Галина Викторовна

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 «Умка» г. Павлово

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Современные педагогические технологии

в логопедической практике»

Подготовила: учитель-логопед

Г.В. Харитинова

2021г.

1 слайд На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

2 слайд Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.

Технология в переводе с греческого – это учение о мастерстве и умении специалиста.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

3 слайд Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Педагогическая технология – одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное:

- обеспечить достижение определённых задач,

- повышать эффективность учебно-воспитательного процесса,

- гарантировать его высокий уровень.

В узком смысле слова, педагогическая технология – это алгоритм последовательных действий, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей.

По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность предполагает опору на определённую научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

4 слайд Структура образовательной технологии

    Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в её фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная (технологическая) часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

    Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

5 слайд Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. 

Рассмотрим некоторые современные педагогические технологии, используемые мной в своей работе:

  1. Здоровьесберегающие технологии
  2. Информационно- коммуникационные технологии

№п\п

Образовательные

технологии и методики

Цель использования

технологий и методик

Описание внедрения

в педагогическую деятельность

Результаты использования

1.                                                 Здоровьесберегающие технологии.

6 слайд Технологии формирования речевого дыхания 

Активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, плавность речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Упражнения для дыхания на индивидуальных,

подгрупповых занятиях.

Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.

7 слайд Зрительная гимнастика

Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Использование в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки.

Профилактика миопии.

8 слайд Релаксация

Регулирует мышечный тонус, снимает мышечное  напряжение.

Является одним из этапов работы

Развивается умение управлять своим телом,

контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

9 слайд Мимическая гимнастика

Способствует коммуникации,

эмоциональному развитию

Выполняется на индивидуальном занятии перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции

Более четкая мимическая картина

10 слайд Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. 

Развивает общую моторику,

координацию движений и речи, снимает мышечное напряжение.

Физминутки по лексическим темам.

Повышение работоспособности,

профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Координация речи и движений, развитие экспрессивной речи.

11 слайд Гимнастика для пальчиков.

Кинезитерапия

Развивает мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений, манипуля-цию с предметами, ручную умелость, снимает синкенезию и мышечные зажимы.

Крупотерапия, песочная терапия,

су-джок, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, шнуровки

Совершенствование мелкой и речевой моторики, стимулирование речевого развития.

12 слайд

Кинезитерапия

Логоритмика

Развивает умственные способности и физическое здоровье через определенные двигательные упражнения

Комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. «Кулак-ребро-ладонь»

Повышение стрессоустойчивости, улучшение мыслительной деятельности, способствует улучшению памяти и внимания, улучшает настроение, самочувствие.

13 слайд

Гидрогимнастика Акватерапия

Совершенствует мелкую моторику рук. Помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Игры с мячиками, камешками, косточками, палочками. Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде (мячей, бусинок, мелких игрушек

Развитие зрительно-моторной координации. Быстродействующий, успокаивающий метод стабилизации эмоционального состояния

14 слайд

Песочная терапия. Су-джок терапия.

Создает специальные условия и подходы для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешно-го освоения коррекци-онно-образовательных задач детьми.

Можно использовать в качестве массажа при дизартрических рас-стройствах, для разви-тия мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки и прочее).

Прокатывание резиновых шипованных мячиков между ладошками , по ладошкам и пальчикам, выполнять вращательные движения вперёд или назад

Возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми с ОВЗ.

Оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

15 слайд

Биоэнергопластика

Активизирует интеллектуальную деятельность,

развивает координацию мелкой и артикуляционной моторики.

На каждого ребёнка комплект

красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для

язычка.

Улучшается речь.

16 слайд Самомассаж лицевой и

пальцевой мускулатуры.

Стимулирует и активизирует

мышечный тонус.

Комплексы упражнений на занятии,

как один из этапов работы.

Укрепление мимической мускулатуры,

формирование тактильных ощущений, развитие речи.

2.

17 слайд Информационно- коммуникационные технологии

Оказывает положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.

Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а также как средство визуализации и опосредованного произношения.

Повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания.

   

   Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционно – логопедической работы. 

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Харитинова Г.В.

Лист обратной связи. Консультация «Современные педагогические технологии в логопедической практике».

1.Что такое педагогические технологии?

2. Какова структура образовательной технологии?

3. Какие современные педагогические технологии, используете вы в своей работе?