Нарушение фонематического слуха
статья по логопедии

Мацнева Ольга Владимировна

В статье говорится о причинах нарушения фонематического слуха у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_fonematicheskogo_sluha.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение фонематического слуха

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Обычно к пятилетнему возрасту он уже достаточно развит. Но если были проблемы со здоровьем во время внутриутробного развития или в младенчестве, формирование фонематического слуха задерживается. При этом физиологический слух может быть прекрасно развит, а речь (звукопроизношение) может быть правильной.

В этом случае родители не замечают проблемы, пока ребенок не идет в школу и не начинает неправильно писать. Когда учитель рекомендует обратиться к логопеду, многие родители недоумевают. Зачем, если ребенок чисто говорит?

Но чаще нарушение (недоразвитие) фонематического слуха сопровождается нарушением звукопроизношения. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «сапка», «чашка» – «тяска», «лук» – «вук» и т. п. Тогда говорят, что у ребёнка ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Что происходит в головном мозге ребенка? Звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры, распознается, преобразуется в нейронный код. Далее сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока), откуда подается на артикуляционный аппарат.

Если в начале пути звуковой сигнал воспринят с нарушением, нарушение передается дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.

Все эти случаи говорят о нарушении звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: учителей-логопедов и нейропсихологов.

Нейропсихолог - это специалист, который хорошо знает, что происходит в мозге ребенка во время письма. Анализ характера ошибок в детских работах показывает состояние высших психических функций конкретного ребенка.

Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия писал, что в акте письма «принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».

А. Р. Лурия выделил три функциональных блока мозга:

  1. блок регуляции тонуса и бодрствования;
  2. блок приема, переработки и хранения информации; 
  3. блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.

За фонематический слух отвечает второй блок – приема, переработки и хранения информации. В него входят несколько областей (зон). Височная зона связана с работой слухового анализатора. Здесь происходит восприятие, анализ и синтез звуков речи. Здесь же заложены механизмы памяти. Затылочная зона связана со зрительным анализатором. Теменная зона отвечает за артикуляцию, пространственную ориентацию, тонкие предметные движения. Все эти функции мозга используются человеком при письме.

Поэтому «недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки. Это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении записи в тетради, в ошибках на применение правил грамматики. Также второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимое для правильного различения букв».

С работой второго блока связана не только речевая сфера ребенка, а и его письменная деятельность. Именно здесь в процессе обучения, повторения, практики происходит автоматизация жизненных навыков (например, ходьбы, одевания, письма, различных видов физической деятельности). Нарушение фонематического слуха может сопровождаться и другими проблемами развития. Поэтому и нужна коррекционная работа с учителем-логопедом и нейропсихологом.

Детям с нарушением фонематического слуха необходима целенаправленная индивидуальная работа. На помощь ребенку должны прийти специалисты и, конечно, родители. В домашних условиях тоже можно и нужно заниматься коррекцией нарушений (по рекомендациям и заданиям логопедов и нейропсихологов).

При регулярных занятиях с учителем-логопедом 2–3 раза в неделю ФФНР устраняется за 3–12 месяцев. Срок зависит от степени тяжести нарушения и дисциплинированности ребенка и родителей

Литература

А. Р. Лурия «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга»;

А. Р. Лурия «Основы нейропсихологии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и нарушение фонематического слуха у детей»

Что такое фонематический слух.К чему приводит нарушение фонематического слуха....

Нарушения фонематического слуха у детей с различными речевыми патологиями.

Исследователи указывают на то, что недоразвитие фонематического слуха приводит к дефектам звукопроизношения. Чаще отмечается нарушение дифференциации на слух одной или нескольких фонетических групп пр...

Взаимодействие воспитателя и логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей старшего дошкольного

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений. Он должен не только знать характер речевых нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия дл...

Нарушение фонематического слуха. Что это такое и как его преодолеть?

В данной статье дано определение "фонематическому слуху", раскрыта характеристика фонематического слуха в онтогенезе ребенка в норме и в речевой патологии. Приведены примеры специальных упражнений, на...

Нарушение фонематического слуха у детей

Консультация для педагогов и родителей...

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЯ

Нарушение фонематического слуха – весьма распространенная проблема, возникающая в детском возрасте. Ее можно и нужно устранять, но делать это надо вовремя, желательно при первом же обнаружении....