логопедическое подгрупповое занятие в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ависова Марина Владимировна

Логопедическое подгрупповое занятие на тему "Дифференциация звуков с и ш  в речи"

Ссылка на занятие https://cloud.mail.ru/public/2ZDh/8bKSm3ndD

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurs_vospitatel_goda.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе

Тема: «Дифференциация звуков «С» - «Ш» в связной речи».

Цель: формирование умения в составлении творческого рассказа по сюжету.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Закрепить произношение звуков С-Ш в слогах, словах, фразовой и связной речи.
  • Учить дифференцировать смешиваемые звуки и буквы, выделять их изолированно и из состава слова.
  • Упражнять в согласовании числительных со словосочетанием: прилагательное + существительное.
  • Формировать умение составлять творческий связный рассказ по сюжетной картине «На лесной поляне» с использованием элементов ТРИЗ – технологии.
  • Формировать умение: делить на части и объединять, устанавливать причинно – следственные связи.
  • Упражнять в проговаривании слогов, слов, словосочетаний и предложений.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать речевое дыхание, артикуляционную, общую и мелкую моторику рук.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
  • Развивать навыки составления простого предложения по сюжетной картине.
  • Способствовать развитию воображения, фантазии и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать умение фантазировать.
  • Способствовать формированию коммуникативных умений и навыков.
  • Создавать ситуацию успеха: заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

Материалы и оборудование: настенная доска, плоскостные изображения Совуньи, Нюши, сороки, подснежников, белок, зайцев, игрушка ёжик, сосновые шишки, аудио записи звуков леса, бутафорские подзорные трубы, маленькие мячики с шипами, картина из наложенных рисунков, фигурки-модели животных и птиц, «немая картина», воздушные шары; цветные карандаши и половина альбомного листа – на каждого ребёнка.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, поисково -исследовательский, практическая деятельность детей.

Структура и методические приёмы НОД:

  1. Вводная часть - 4 минуты:

а) организационный момент,

б) мотивация,

в) проблемная ситуация.

      2.  Основная часть -  22  минут:

1) артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики,

2) дифференциация звуков в изолированном произношении,

3) игра на фонематический слух и слуховое внимание,

4) дыхательная гимнастика,

5) пальчиковая игра,

6) проговаривание чистоговорок,

7) физминутка,

8) дифференциация звуков в словах.

       3.  Заключительная часть - 5 минут:

а) итог,

б) систематизация знаний.

       4.  Рефлексия – 2 минуты.

                                                     Ход занятия:

  1. Мотивационно-целевой этап.

 - Организационный момент.

Логопед и дети входят в группу:

Л: Смотрите ребята, дверь открыта. Я когда уходила из группы, точно помню, что дверь закрывала. Странно, кто же её открыл.

Давайте зайдём и посмотрим, может к нам кто- заходил?

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл сегодня в гости.

Д: Нюша и Совунья.

Л:А что у них в руках?

Д: воздушные шары.

Л: Как вы думаете, почему у Совуньи на одном из шаров написана буква «Эс», а у Нюши – буква «Ша»?

Д: потому что они есть в их именах.

Д: Совунья на звук «с» начинается, а у Нюши звук «ш» в середине слова.

Л: Значит с какими звуками мы будем сегодня продолжать работать?

Д: Мы сегодня будем говорить о звуках «с» и «ш».

Л: Действительно, мы будем сегодня различать звуки «с» и «ш» в слогах, словах, фразовой и связной речи.

Л: Посмотрите, Совунья и Нюша сидят далеко друг от друга.

- Что же у них случилось? Сейчас попробую узнать.

Логопед подходит к героям и как буд-то спрашивает у них шёпотом.

Л: Теперь понятно. Ребята, да они просто поспорили.

 -Как вы думаете, из-за чего они могли поспорить?

Ответы детей.

Л: Я вам скажу по секрету. Совунья и Нюша ходили в лес, нашли там чудесную полянку, о которой хотели рассказать Барашу, чтобы он написал красивый рассказ об этой удивительной поляне. И каждая из них, перебивая друг друга, рассказывала о том, что она запомнила. Но они так увлеклись своим спором, что совсем забыли, что же такого удивительного и прекрасного было на этой поляне. И теперь им не с чем идти к Барашу. Вот из-за этого они и поссорились.

Л: Мы чем-то можем помочь Совунье и Нюше, можем их как-то помирить?

-А что мы можем для этого сделать?

Д: выдвигают свои гипотезы.

  1. Ориентировочный этап.

Л: Мы можем составить за них рассказ, но для этого мы должны побывать на этой поляне и сами всё увидеть своими глазами.

Л: А для этого мы сначала попадём в лес, сделаем там нашу артикуляционную гимнастику, послушаем звуки леса, попробуем их поймать, сделаем пальчиковую гимнастику, проговорим чистоговорки и слова, немного отдохнём и наберёмся сил, потом снова поработаем в парах и посчитаем предметы, которые встретим в лесу, отыщем волшебную поляну, изучим её, вернёмся назад в детский сад и там по памяти каждый из вас составит своё предложение, а потом мы вместе составим рассказ и зарисуем его на бумаге, чтобы  герои смогли отнести наши рисунки Барашу.

Л: Да, обратите внимание на цвет шаров Нюши и Совуньи : зелёный и жёлтый. Если вы выполните все задания правильно и не ошибётесь, то возьмёте себе зелёный шар, а если какие-то задания вызовут у вас затруднения или вы не справитесь с ними, тогда возьмёте себе жёлтый шарик.

  1. Поисково-исследовательский этап.

Л: Ну что ж, отправляемся в путь.

- Добрый лес, старый лес!

  Полон сказочных чудес!

  По тропинке мы пойдём,

  Тихо мы в него войдём.

- Слышите, как тихо в лесу? Ведь сейчас раннее утро и все жители леса только просыпаются.

- Давайте и мы с вами взбодримся и сделаем нашу любимую артикуляционную гимнастику. Но помогать будем руками.

Дети и логопед выполняют биоэнергопластическое упражнение «Утро».

Л: Слышите? Кто-то издаёт звуки?

Видимо звери и птицы уже проснулись и встречают нас своими криками и пением.

- Вот в траве зашуршал листьями ёж(ш-ш-ш), а здесь в ручейке побежала вода(ссссссс), ветер качает ветви деревьев(шшшш). Осторожно, не наступите на змею. Она тоже шипит и пугает нас.

Л: А давайте поймаем эти звуки в слогах и словах:

Если услышите звук «с»- хлопните 3 раза в ладоши, если – «ш» -топните 3 раза ногой.

(Психогимнастика)

Л: Ой, кто это так рычит? Да это же медведь отпугивает нас своим рёвом, чтобы мы не шумели в лесу.

Но мы же не боимся его.

Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне в ответ. Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плечи, и вдохните в себя доброту и здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения.

Л: Так вот, кто здесь шуршал листьями. Это же маленький ёжик. Он хочет с нами поиграть. Возьмите у него в лукошке мячики. Потрогайте. Чувствуете, они такие же колючие, как иголки у ежа.

(Пальчиковая игра «Ёжик»)

Л: Нам пора идти дальше.

- Смотрите, сорока сидит на суку.

- А как она говорит?

- Она стрекочет.

- Давайте, мы её поучим говорить, как люди. Может быть она что-нибудь запомнит из того, что мы ей скажем и обязательно потом расскажет другим сорокам.

Логопед с детьми проговаривает чистоговорки на «с» и «ш»:

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Ша-ша-ша – очень лиска хороша.

Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы.

Ши-ши-ши – зубки тоже хороши.

Са-са-са – вот придёт лиса.

Сы-сы-сы – улетай от лисы.

Л: Назовите сороке слова, в которых встречаются оба звука: и «с» и «ш».

Дети: парашютист, шахматист, сушки, шоссе, солнышко и т.д.

Л: Вот мы и пришли с вами на поляну.

- Посмотрите, как она далеко от нас.

- Давайте возьмём подзорные трубы и внимательно рассмотрим эту поляну. Только знайте, что поляна волшебная и нужно обязательно запомнить всё, что вы увидите на ней – до её исчезновения.

- Что видит каждый из вас?

Дети делятся своими впечатлениями.

Л: Запомнили?

-Что-то мы подустали, надо отдохнуть немного.

(Физминутка)

Л: Вот видите, волшебная полянка исчезла, как будто её здесь и не бывало.

- А нам надо уже возвращаться домой. Нас там заждались Нюша и Совунья.

- Но погодите, я вижу много одинаковых предметов в этом лесу и все предметы на наши знакомые звуки: «с» и «ш».

- Давайте их сосчитаем и запомним, сколько их здесь было.

Дети считают.

(пушистая белка, душистый ландыш, сосновая шишка, ушастый заяц, кослапый мишка).

Л: Всё сосчитали, молодцы.

Л: Ну что, ребята, нам пора домой.

- Добрый лес, старый лес!

  Полон сказочных чудес!

  По тропинке мы пойдём,

  Тихо выйдем и уйдём.

Л: Вот мы с вами и дома.

    -Давайте вспомним, что или кого каждый из вас видел на той волшебной полянке в лесу?

-Вспоминайте все подробности, не упускайте ни одну деталь.

Дети называют животное или птицу, а логопед даёт им в руки плоскостное изображение этих предметов, которые ребёнок прикрепляет на доску – на «немую картину).

Л: Какие вы все молодцы, столько много увидели и запомнили.

- А сейчас нужно составить предложения, объединив животных или птиц друг с другом, подружите их.

- Расскажите, кто из них чем занимается?

-Где это происходит?

Л: А теперь мы вместе составим рассказ, я начну, а вы продолжите.

Л: «Был светлый солнечный день. Все звери вышли на полянку погреться и даже прилетели туда птицы. Никому не было скучно. Каждый занят своим делом:

Дети продолжают:

Бурый медведь….запасается мёдом.

Пёстрый филин… сидит на суку и наблюдает за всеми.

Пушистая белка…собирает орехи и грибы на зиму.

Большой лось…стоит за ветками высоких кустов.

Ушастый зайчишка… сидит и шевелит своими ушами.

Пёстрый дятел….стучит своим длинным клювом, добывая червяков.

Колючий ёж…спешит по своим делам.

Хитрая рыжая лиса… охотится на мышей.

Л: А маленькая улитка спокойно сидит на грибочке и греется на солнышке».

  1. Заключительный оценочный этап.

Л: Совунья и Нюша внимательно прослушали на рассказ.

- Как вы думаете: мы смогли помочь им?

- Удалось нам вместе составить красивый и подробный рассказ?

- А что мы для этого делали?

Дети вспоминают все этапы занятия.

Л: Скажите, а какие задания были для вас сложными, а какие вызывали интерес?

- А вот теперь настало время оценить свою работу на занятии.

- Только оценивайте себя по-честному: кто что заслужил, тот такой шарик и берёт.

- А сейчас садитесь за столы и нарисуйте по памяти ту волшебную поляну, а Нюша и Совунья возьмут наши рисунки с собой и отнесут их Барашу.

Дети приступают к рисованию, открытый конец занятия, дети переходят в самостоятельную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".

В данном материале представлены разработки по профилактике дисграфии у детей-логопатов.В конспекте показаны разные методы и приёмы по преодолению недосформированностифонематических функций у детей с О...

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия в подготовительной группе по развитию речи "Люблю тебя, Петра творенье..."

Конспект представлен, как обобщающая совместная деятельность педагога с детьми по закреплению знаний о Санкт-Петербурге, в процессе которой совершенствуются фонематический, лексико-грамматический стро...

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Цели занятия:1. уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звуков Р-Рь в речи;2. различение (дифференциация) звуков Р-Рь в слогах, словах и предложениях;3. совершенствование навыков ...

Конспект логопедического подгруппового занятия в средней группе

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе Тема: «Осень. Деревья»...

ННОД логопедического подгруппового занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Библиотека"

Логопедическое подгруппове занятие в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения по теме "Библиотека"...