логопедическое подгрупповое занятие в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Логопедическое подгрупповое занятие на тему "Дифференциация звуков с и ш в речи"
Ссылка на занятие https://cloud.mail.ru/public/2ZDh/8bKSm3ndD
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_konkurs_vospitatel_goda.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе
Тема: «Дифференциация звуков «С» - «Ш» в связной речи».
Цель: формирование умения в составлении творческого рассказа по сюжету.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Закрепить произношение звуков С-Ш в слогах, словах, фразовой и связной речи.
- Учить дифференцировать смешиваемые звуки и буквы, выделять их изолированно и из состава слова.
- Упражнять в согласовании числительных со словосочетанием: прилагательное + существительное.
- Формировать умение составлять творческий связный рассказ по сюжетной картине «На лесной поляне» с использованием элементов ТРИЗ – технологии.
- Формировать умение: делить на части и объединять, устанавливать причинно – следственные связи.
- Упражнять в проговаривании слогов, слов, словосочетаний и предложений.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать фонематический слух.
- Развивать речевое дыхание, артикуляционную, общую и мелкую моторику рук.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
- Развивать навыки составления простого предложения по сюжетной картине.
- Способствовать развитию воображения, фантазии и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать умение фантазировать.
- Способствовать формированию коммуникативных умений и навыков.
- Создавать ситуацию успеха: заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.
Материалы и оборудование: настенная доска, плоскостные изображения Совуньи, Нюши, сороки, подснежников, белок, зайцев, игрушка ёжик, сосновые шишки, аудио записи звуков леса, бутафорские подзорные трубы, маленькие мячики с шипами, картина из наложенных рисунков, фигурки-модели животных и птиц, «немая картина», воздушные шары; цветные карандаши и половина альбомного листа – на каждого ребёнка.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, поисково -исследовательский, практическая деятельность детей.
Структура и методические приёмы НОД:
- Вводная часть - 4 минуты:
а) организационный момент,
б) мотивация,
в) проблемная ситуация.
2. Основная часть - 22 минут:
1) артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики,
2) дифференциация звуков в изолированном произношении,
3) игра на фонематический слух и слуховое внимание,
4) дыхательная гимнастика,
5) пальчиковая игра,
6) проговаривание чистоговорок,
7) физминутка,
8) дифференциация звуков в словах.
3. Заключительная часть - 5 минут:
а) итог,
б) систематизация знаний.
4. Рефлексия – 2 минуты.
Ход занятия:
- Мотивационно-целевой этап.
- Организационный момент.
Логопед и дети входят в группу:
Л: Смотрите ребята, дверь открыта. Я когда уходила из группы, точно помню, что дверь закрывала. Странно, кто же её открыл.
Давайте зайдём и посмотрим, может к нам кто- заходил?
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл сегодня в гости.
Д: Нюша и Совунья.
Л:А что у них в руках?
Д: воздушные шары.
Л: Как вы думаете, почему у Совуньи на одном из шаров написана буква «Эс», а у Нюши – буква «Ша»?
Д: потому что они есть в их именах.
Д: Совунья на звук «с» начинается, а у Нюши звук «ш» в середине слова.
Л: Значит с какими звуками мы будем сегодня продолжать работать?
Д: Мы сегодня будем говорить о звуках «с» и «ш».
Л: Действительно, мы будем сегодня различать звуки «с» и «ш» в слогах, словах, фразовой и связной речи.
Л: Посмотрите, Совунья и Нюша сидят далеко друг от друга.
- Что же у них случилось? Сейчас попробую узнать.
Логопед подходит к героям и как буд-то спрашивает у них шёпотом.
Л: Теперь понятно. Ребята, да они просто поспорили.
-Как вы думаете, из-за чего они могли поспорить?
Ответы детей.
Л: Я вам скажу по секрету. Совунья и Нюша ходили в лес, нашли там чудесную полянку, о которой хотели рассказать Барашу, чтобы он написал красивый рассказ об этой удивительной поляне. И каждая из них, перебивая друг друга, рассказывала о том, что она запомнила. Но они так увлеклись своим спором, что совсем забыли, что же такого удивительного и прекрасного было на этой поляне. И теперь им не с чем идти к Барашу. Вот из-за этого они и поссорились.
Л: Мы чем-то можем помочь Совунье и Нюше, можем их как-то помирить?
-А что мы можем для этого сделать?
Д: выдвигают свои гипотезы.
- Ориентировочный этап.
Л: Мы можем составить за них рассказ, но для этого мы должны побывать на этой поляне и сами всё увидеть своими глазами.
Л: А для этого мы сначала попадём в лес, сделаем там нашу артикуляционную гимнастику, послушаем звуки леса, попробуем их поймать, сделаем пальчиковую гимнастику, проговорим чистоговорки и слова, немного отдохнём и наберёмся сил, потом снова поработаем в парах и посчитаем предметы, которые встретим в лесу, отыщем волшебную поляну, изучим её, вернёмся назад в детский сад и там по памяти каждый из вас составит своё предложение, а потом мы вместе составим рассказ и зарисуем его на бумаге, чтобы герои смогли отнести наши рисунки Барашу.
Л: Да, обратите внимание на цвет шаров Нюши и Совуньи : зелёный и жёлтый. Если вы выполните все задания правильно и не ошибётесь, то возьмёте себе зелёный шар, а если какие-то задания вызовут у вас затруднения или вы не справитесь с ними, тогда возьмёте себе жёлтый шарик.
- Поисково-исследовательский этап.
Л: Ну что ж, отправляемся в путь.
- Добрый лес, старый лес!
Полон сказочных чудес!
По тропинке мы пойдём,
Тихо мы в него войдём.
- Слышите, как тихо в лесу? Ведь сейчас раннее утро и все жители леса только просыпаются.
- Давайте и мы с вами взбодримся и сделаем нашу любимую артикуляционную гимнастику. Но помогать будем руками.
Дети и логопед выполняют биоэнергопластическое упражнение «Утро».
Л: Слышите? Кто-то издаёт звуки?
Видимо звери и птицы уже проснулись и встречают нас своими криками и пением.
- Вот в траве зашуршал листьями ёж(ш-ш-ш), а здесь в ручейке побежала вода(ссссссс), ветер качает ветви деревьев(шшшш). Осторожно, не наступите на змею. Она тоже шипит и пугает нас.
Л: А давайте поймаем эти звуки в слогах и словах:
Если услышите звук «с»- хлопните 3 раза в ладоши, если – «ш» -топните 3 раза ногой.
(Психогимнастика)
Л: Ой, кто это так рычит? Да это же медведь отпугивает нас своим рёвом, чтобы мы не шумели в лесу.
Но мы же не боимся его.
Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне в ответ. Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плечи, и вдохните в себя доброту и здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения.
Л: Так вот, кто здесь шуршал листьями. Это же маленький ёжик. Он хочет с нами поиграть. Возьмите у него в лукошке мячики. Потрогайте. Чувствуете, они такие же колючие, как иголки у ежа.
(Пальчиковая игра «Ёжик»)
Л: Нам пора идти дальше.
- Смотрите, сорока сидит на суку.
- А как она говорит?
- Она стрекочет.
- Давайте, мы её поучим говорить, как люди. Может быть она что-нибудь запомнит из того, что мы ей скажем и обязательно потом расскажет другим сорокам.
Логопед с детьми проговаривает чистоговорки на «с» и «ш»:
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Ша-ша-ша – очень лиска хороша.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы.
Ши-ши-ши – зубки тоже хороши.
Са-са-са – вот придёт лиса.
Сы-сы-сы – улетай от лисы.
Л: Назовите сороке слова, в которых встречаются оба звука: и «с» и «ш».
Дети: парашютист, шахматист, сушки, шоссе, солнышко и т.д.
Л: Вот мы и пришли с вами на поляну.
- Посмотрите, как она далеко от нас.
- Давайте возьмём подзорные трубы и внимательно рассмотрим эту поляну. Только знайте, что поляна волшебная и нужно обязательно запомнить всё, что вы увидите на ней – до её исчезновения.
- Что видит каждый из вас?
Дети делятся своими впечатлениями.
Л: Запомнили?
-Что-то мы подустали, надо отдохнуть немного.
(Физминутка)
Л: Вот видите, волшебная полянка исчезла, как будто её здесь и не бывало.
- А нам надо уже возвращаться домой. Нас там заждались Нюша и Совунья.
- Но погодите, я вижу много одинаковых предметов в этом лесу и все предметы на наши знакомые звуки: «с» и «ш».
- Давайте их сосчитаем и запомним, сколько их здесь было.
Дети считают.
(пушистая белка, душистый ландыш, сосновая шишка, ушастый заяц, кослапый мишка).
Л: Всё сосчитали, молодцы.
Л: Ну что, ребята, нам пора домой.
- Добрый лес, старый лес!
Полон сказочных чудес!
По тропинке мы пойдём,
Тихо выйдем и уйдём.
Л: Вот мы с вами и дома.
-Давайте вспомним, что или кого каждый из вас видел на той волшебной полянке в лесу?
-Вспоминайте все подробности, не упускайте ни одну деталь.
Дети называют животное или птицу, а логопед даёт им в руки плоскостное изображение этих предметов, которые ребёнок прикрепляет на доску – на «немую картину).
Л: Какие вы все молодцы, столько много увидели и запомнили.
- А сейчас нужно составить предложения, объединив животных или птиц друг с другом, подружите их.
- Расскажите, кто из них чем занимается?
-Где это происходит?
Л: А теперь мы вместе составим рассказ, я начну, а вы продолжите.
Л: «Был светлый солнечный день. Все звери вышли на полянку погреться и даже прилетели туда птицы. Никому не было скучно. Каждый занят своим делом:
Дети продолжают:
Бурый медведь….запасается мёдом.
Пёстрый филин… сидит на суку и наблюдает за всеми.
Пушистая белка…собирает орехи и грибы на зиму.
Большой лось…стоит за ветками высоких кустов.
Ушастый зайчишка… сидит и шевелит своими ушами.
Пёстрый дятел….стучит своим длинным клювом, добывая червяков.
Колючий ёж…спешит по своим делам.
Хитрая рыжая лиса… охотится на мышей.
Л: А маленькая улитка спокойно сидит на грибочке и греется на солнышке».
- Заключительный оценочный этап.
Л: Совунья и Нюша внимательно прослушали на рассказ.
- Как вы думаете: мы смогли помочь им?
- Удалось нам вместе составить красивый и подробный рассказ?
- А что мы для этого делали?
Дети вспоминают все этапы занятия.
Л: Скажите, а какие задания были для вас сложными, а какие вызывали интерес?
- А вот теперь настало время оценить свою работу на занятии.
- Только оценивайте себя по-честному: кто что заслужил, тот такой шарик и берёт.
- А сейчас садитесь за столы и нарисуйте по памяти ту волшебную поляну, а Нюша и Совунья возьмут наши рисунки с собой и отнесут их Барашу.
Дети приступают к рисованию, открытый конец занятия, дети переходят в самостоятельную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического подгруппового занятия в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".
В данном материале представлены разработки по профилактике дисграфии у детей-логопатов.В конспекте показаны разные методы и приёмы по преодолению недосформированностифонематических функций у детей с О...
Конспект открытого логопедического подгруппового занятия в подготовительной группе по развитию речи "Люблю тебя, Петра творенье..."
Конспект представлен, как обобщающая совместная деятельность педагога с детьми по закреплению знаний о Санкт-Петербурге, в процессе которой совершенствуются фонематический, лексико-грамматический стро...
Конспект логопедического подгруппового занятия в старшей группе "В гостях у лягушонка Кваки"
Конспект занятия...
Конспект логопедического подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Мир насекомых и цветов»...
Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».
Цели занятия:1. уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звуков Р-Рь в речи;2. различение (дифференциация) звуков Р-Рь в слогах, словах и предложениях;3. совершенствование навыков ...
Конспект логопедического подгруппового занятия в средней группе
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе Тема: «Осень. Деревья»...
ННОД логопедического подгруппового занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Библиотека"
Логопедическое подгруппове занятие в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения по теме "Библиотека"...