Мастер – класс для родителей детей логопедической группы "Играя, обучаем грамоте"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Андреева Ирина Александровна

Цель:  Уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте

Задачи:

  1. Расширить знания родителей о предложении, составлении схемы предложений
  2. Уточнить знания о делении слов на части (слоги)
  3. Тренировать навык в звуковом анализе слов
  4. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx179.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей детей логопедической группы

"Играя, обучаем грамоте"

Цель:  Уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте

Задачи:

  1. Расширить знания родителей о предложении, составлении схемы предложений
  2. Уточнить знания о делении слов на части (слоги)
  3. Тренировать навык в звуковом анализе слов
  4. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас. Мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Предлагаю вам немного поиграть, расслабиться и настроится на рабочий лад. Прошу вас встать в круг. Теперь ваша задача - меняться местами в тех случаях, когда вам подходит тот или иной признак, который я назову. Например, поменяйтесь местами те, кто любит своего ребенка. Поменяйтесь местами те, у кого есть дочки, у кого сыночки. Поменяйтесь местами те, кто любит путешествовать. Поменяйтесь местами те, кто читает детям книги перед сном. Поменяйтесь местами те, кто готов продолжать работу.

Отлично! Я вижу, вы все готовы. 

  1. Сообщение темы встречи.

В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят, как можно раньше научить читать своих подрастающих детей. Многие из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет читать и грамотно писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Проблемы возникают из-за того что в основе обучения грамоте лежит звуковой аналитико-синтетический метод, а вовсе не заучивание бук алфавита.

Звуковой аналитико-синтетический метод опирается на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Метод предполагает  разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки, и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения. Впервые данный метод был описан К.Д.Ушинским в книге «Родное слово».

В нашей группе реализуется примерная адаптированная образовательная программа ДОУ, в основе которой заложена Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольной образовательной организации (ДОО) для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет автора Н.В.Нищевой. Согласно данной программе на каждом фронтальном/подгрупповом комплексном логопедическом занятии решаются задачи по развитию и совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза.

  1. Основная часть

Сегодня мы с вами научимся применять аналитико-синтетический метод.

Посмотрите на картину и послушайте короткий рассказ.

Мастер-класс для родителей воспитанников "Играем со звуками"

«Наступила зима. Дети пошли гулять в парк. Даша и Ваня катались с горки. Коля учился ходить на лыжах. Маленький щенок Шарик радостно бегал за ребятами. Все были рады снежным зимним дням».

- Наш метод предполагает разделение связной речи, на …? (предложения)

- Назовите любое предложение из этого рассказа (ответы родителей)

- Предложение разделим на…? (слова)

- Теперь выложим символами то, что у нас получилось. Где зелёная длинная полоска это предложения, а жёлтые прямоугольники – слова (участники выкладывают схему предложения, которое сами выделили из текста)

http://govorusha.info/uploads/posts/2017-08/1502894387_shema-predlozheniya.jpg

 

- Сколько слов в предложении? Какое слово первое/второе/последнее?

- Предлагаю дальше работать с последним словом. Нам его нужно разделить на…? (части – коричневые прямоугольники)

http://govorusha.info/uploads/posts/2017-08/1502894402_slogovaya-shema.jpg

- Сколько части в этом слове? Какой слог первый/последний?

- Как вы думаете, что нам следует сделать теперь? (ответы участников)

- Правильно! Делим части на звуки! Можно воспользоваться шпаргалкой.

http://govorusha.info/uploads/posts/2017-08/1502894392_polnaya-shema-slova.jpg

 

- Сколько звуков в этом слове? Какой звук первый/последний? Сколько согласных/гласных в слове? Почему Вы (при обращении к конкретному родителю) использовали символ зелёного цвета?

- Молодцы! Отлично справились с заданием!

- Теперь встанем, разомнёмся и апробируем данный метод в обратном порядке!

(Предлагаю родителям встать в круг)

- Я буду бросать вам мяч, и называть звуки, вы мяч мне возвращаете и называете слоги из этих звуков. (Отрывисто произношу по 2/3 звука и бросаю мяч родителям)

- Теперь я вам – слоги, а вы мне - …?  (слова)

- Из слов мы вместе составим…? (предложения) Давайте попробуем!

- Мурка, у, кошка, котята, нашей.

- Пищать, котята.

- Им, мы, молоко, дали.

- Поели, а, котята, уснули, потом.

- Пушок, назвали, мы, Мурзик, котят, и.

У нас с вами получились отличные предложения, из которых можно составить рассказ.

Мастер-класс для родителей воспитанников "Играем со звуками"

 

(участники мастер-класс составляют рассказ из предложений с опорой на картину)

 

  1. Подведение итогов

Сегодня мы с вами поиграли со звуками, выполнив звуковой анализ и синтез слов. Это первая ступень к обучению детей грамоте! Читать ребенок начнёт только после того, как научится сливать звуки речи в слоги и слова. Прочитать слово – значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Рефлексия: предлагаю родителям заполнить анкету.

 Мастер-класс для родителей воспитанников "Играем со звуками"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей детей старшей логопедической группы по теме «Звуковой анализ слова»

Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласныхзвуков: А О И У Ы ЭДля того, чтобы...

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....

Мастер- класс для родителей детей логопедических групп: «Проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики с экологическим содержанием»

Мастер- класс для родителей детей логопедических групп: «Проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики с экологическим содержанием»...

Мастер-класс для родителей детей старшей группы «Логопедические игры дома»

Мастер класс поможет разобраться, как обучать и развивать ребенка естественным образом в привычной домашней обстановке....

Логопедический мастер-класс для родителей детей с нарушениями речи

Логопедический мастер-класс для родителей детей с нарушениями речи...

мастер-класс для родителей "Играя воспитываем, развиваем, обучаем"

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми. Задачи:1...

Мастер-класс для родителей детей логопедической группы «Играя, обучаем грамоте»

Методический материал разработан для повышения педагогической компетенции родителей по обучению грамоте....