Картотека по развитию фонематических процессов у детей 4- 5 лет
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)

Екатерина Руслановна Михайлова

"Картотека по развитию фонематических процессов у детей 4- 5 лет" включает в себя ряд заданий, направленных на развитие слухового восприятия, зрительного и слухового внимания, дифференциации неречевых звуков и развитие простых форм фонематического анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka._razvitie_fonematiki.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека По развитию фонематических процессов у детей 4-5 лет

Слайд 2

Игра «Скажи, что ты слышишь? » Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стакан с водой и пустой стакан, баночки с крупами, бумага, деревянные и металлические ложки, ширма. Описание игры : сначала показать и назвать предметы, демонстрируя их звучание. Затем за ширмой выполнять различные действия с предметами (переливать воду, пересыпать крупу, постукивать ложками друг о друга, шуршать бумагой) . Ребёнок должен определить, звук какого (их) предмета ( ов ) он слышит.

Слайд 4

Подвижная игра «Громко-тихо» Цель: развитие слухового восприятия посредством выполнения подвижных упражнений под музыку+ развитие общей моторики и слухового внимания. Ход игры: дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко , нужно встать на носочки , если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом . Побеждает самый внимательный, тот, кто слушал и верно выполнял движения под музыку.

Слайд 5

Игра «Кто стучится? » Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование : иллюстрация к сказке «Три поросенка» Описание игры: взрослый говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / ( отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Взрослый предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Слайд 6

«Угадай, кто сказал?» Цель: научить детей различать высоту, силу, тембр голоса. Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» ( Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки). Ход игры: ребёнка предварительно знакомят со сказкой, затем логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

Слайд 7

Оборудование:

Слайд 8

Дифференциация фонем. "Чья песенка?" Цель: развитие фонематического слуха на примере дифференциации гласных звуков. Оборудование: предметные картинки с изображением поезда, девочки, птички. Ход игры: логопед раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит «у-у-у»; девочка плачет «а-а-а»; птичка поёт «и-и-и». Далее педагог произносит каждый звук длительно «а-а-а, у-у-у, и-и-и», а дети поднимают соответствующие картинки.

Слайд 9

Оборудование:

Слайд 10

Игра «Близко – далеко». Цель: дифференциация громкого и тихого звучания гласных фонем. Оборудование: картинка самолёта. Ход игры: ребенок учится различать, где летит самолёт (у-у-у)- далеко (тихо) или близко (громко). Когда логопед, подражая самолёту, говорит громко (у-у-у!) значит, самолёт летит близко, а когда звук гудения мотора еле-еле слышно, то он далеко. Побеждает самый внимательный, тот, кто ни разу не ошибся.

Слайд 11

«Отгадай, кто или что это?» Цель: развитие фонематического слуха на примере дифференциации согласных звуков. Оборудование: Предметные картинки с изображением коровы, дятла, барабана, кастрюли с супом. Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением коровы, дятла, барабана, кастрюли с супом и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, суп кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук «м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б», а дети поднимают соответствующие картинки.

Слайд 12

Оборудование:

Слайд 13

«Какая дудочка играет». Цель: дифференциация громкого и тихого звучания гласных фонем. Оборудование: картинки большой и маленькой дудочек. Описание: логопед показывает детям большую дудочку, она гудит низким голосом (у-у-у), затем показывает маленькую, её голос высокий- У-У-У. После педагог демонстрирует картинки уже без речевого сопровождения, а дети озвучивают, как поёт каждая из дудочек. Побеждает самый внимательный, тот, кто ни разу не ошибся.

Слайд 14

Маленькая дудочка Большая дудочка

Слайд 15

«Отгадай, кто или что это?» Цель: развитие фонематического слуха на примере дифференциации согласных звуков. Оборудование: Предметные картинки с изображением коровы, дятла, барабана, кастрюли с супом. Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением коровы, дятла, барабана, кастрюли с супом и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, суп кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук «м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б», а дети поднимают соответствующие картинки.

Слайд 16

Оборудование:

Слайд 17

Поймай нужный звук хлопком». Цель: развивать фонематический слух. Инструкция: Если услышишь звук [К] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [К]ран, мор[К] овь , шалаш, ботино [К]. . . То же с любыми другими звуками: Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос… Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов… «Назови одинаковый звук в словах». Цель: развивать фонематический слух. Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

Слайд 18

«Хлопай-топай». Цель: диффернциация звучащих согласных фонем с помощью выполнения простых движений (хлопков и прыжков)+ развивается общая моторика и слуховое внимание. Описание: дети топают и хлопают на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] дети топают, а на звук [ж] хлопают в ладоши. Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки дошкольники не должны реагировать телодвижениями.

Слайд 19

Развитие фонематических процессов. «Где спрятался звук?» (для детей 4-5 лет) Цель : развивать фонематические представления, простые формы фонематического анализа. Ход игры : дети должны придумать слова, в которых есть заданный логопедом звук. Слова предлагается подбирать на определенные лексические темы (одежда, обувь, части тела и лица и др.). Оборудование: цветные картинки по лексическим темам.

Слайд 20

НЕЗНАЙКИНЫ ОШИБКИ Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ. Ход игры : Незнайка написал Знайке письмо в стихах, но сделал ошибки. Надо их исправить. Оборудование: цветные картинки. 1-й вариант: Незнайка кое-что пропустил в словах, которые написал. Послушай его стихи и ответь, какие звуки он пропустил. .

Слайд 21

Маша кукле шар (ШАРФ) вязала Ей Наташа помогала.

Слайд 22

Серый вол (ВОЛК) голодный, злой Ходит по лесу зимой.

Слайд 23

Землю роет старый кот (КРОТ). Под землею он живет.

Слайд 24

2- й вариант. Недостающие звуки . Какие слова хотел написать Незнайка? Где в них стоят пропущенные звуки? Своей младшей дочке Тосе заплетает мама осы (КОСЫ).

Слайд 25

В зоопарке живет сон(СЛОН). Словно дом, огромен он.

Слайд 26

3-й вариант. Лишние звуки . А теперь - наоборот: найди лишние звуки в словах. Где они стоят? 1) Говорит Володя Коле: « Стройку (ТРОЙКУ) получил я в школе. 2) В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки (КОШКИ) .

Слайд 27

«Накорми мышонка». Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным: Мы пришли кататься на большую Корку. На болоте много скользких Мочек. Иван построил новый Том. По возможности сопровождайте занятия с запутанными словами картинками, сюжетными иллюстрациями.

Слайд 28

"Слушай и выбирай". Цель: развитие фонематического слуха. Оборудование: картинки слов (дом, сом, ком). Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Слайд 29

« Цепочки слов». Цель: развивать фонематический слух. Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.

Слайд 30

Игра «Что просит мышка» Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез. Оборудование: игрушка «би-ба- бо » – заяц, муляжи продуктов. Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена , но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Слайд 31

ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры "Испорченный телефон". Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово "по телефону". Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что "накопились" в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Слайд 32

Возьми игрушку Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех - четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.). Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

Слайд 33

«Звенят колокольчики» Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей. Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, звенят большие колокольчики, когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики. Воспитатель показывает то большие, то маленькие кружки. Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями и игра повторяется вновь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".

Данные авторские разработки  помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа

Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....

Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»

Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...