Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya.docx234.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    ©Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    центр развития ребенка – детский сад № 105

    Конспект  

    непосредственно образовательной деятельности

    по развитию фонематических процессов   для детей

    с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

    Подготовительная группа

                                                                                      Составила  учитель-логопед

                                                             Бажанова М.В.

    .

    Рыбинск, 2014

    Тема: «Звук  [Р’]»       

    Цель: закрепить навыки четкого произношения и умения выделять звук   [Р’]»      

    Задачи:

     I. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции; закрепить навыки четкого произношения  звука РЬ в словах и предложениях; развивать фонематические восприятие, фонематический анализ и синтез; пространственные представления; совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности,

     II. Развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;

    III. Развивать мелкую моторику

    Оборудование: раздаточные карточки обозначения звука, мозаика для составления звуковых схем, картинка пескаря, тетради карандаши

    Ход занятия:

    1.Развитие слухового внимания.

    Ребята, давайте проверим, готовы ли наши ушки хорошо слышать.  Каждому ребёнку поочерёдно отхлопывается ритмический рисунок, который ребёнок должен повторить.

    2.Характеристика звука  [Р’]»

    Логопед: «Что это?»

    Летом бежит, зимой спит. Весна настала – опять побежала.

    Дети называют отгадку «Река»

     Логопед: Какой первый звук в слове РЕКА?    

    Дети: Звук   [Р’]

    Логопед: Давайте вместе произнесём этот звук. –Рь, рь, рь.

    Логопед рассказывает об артикуляции этого звука и даёт характеристику этому звуку.

    звук [Р’] - губы в улыбке, кончик языка поднят и дрожит под напором сильной воздушной струи;

    Это звук согласный,  звонкий, мягкий. Обозначается зелёным квадратиком с колокольчиком внутри.

    Логопед:   Ребята, а почему квадратик зелёный?

    Дети: Потому что этот звук мягкий

    Логопед:А почему нарисован колокольчик?  

    Дети:Этот звук звонкий.

    Логопед: Молодцы!

    3.Развитие слухового восприятия.

    Логопед: А теперь взяли квадратик в правую руку и внимательно слушаем. Если вы услышите в слове   звук [Р’]  - поднимите карточку вверх.

    Слова: рис, кошка, липа, букварь, роза, река, праздник, календарь.

    Молодцы, все правильно поднимают карточки.

    4.Развитие фонематических процессов

    Логопед: Наш звук решил с вами поиграть и спрятался.  Какое слово  получится, если

     звук [Р’] поставить первым, в начале слова.

    Дети хором за логопедом называют слово

    …ека – река,       …епа – репа,      …емень – ремень,     …едис – редис,   …исунок – рисунок,   …ешётка – решётка.

    А теперь звук убежал в конце слова:
    пузы… - пузырь,     фона… - фонарь,      яко… - якорь,   суха… - сухарь,   две…

     дверь,   буква… - букварь,   календа… - календарь.

    После первого звука произнеси звук звук [Р’], какое слово получится

    Битва – бритва,              тюк – трюк,                тяпка – тряпка,     пятки - тряпки

    А теперь попробуйте догадаться, какое слово я скажу:

    (слова произносятся по звукам)

    Р+и+т+а  - Рита

    В+а+р+и+т – варит

    Р+и+с- рис

    Назовите предложение из этих слов.

    Рита варит рис.

    А теперь давайте напишем предложение ( дети выкладывают из мозайки слова этого предложения)

    Логопед:  Сколько слов в нашем предложении?      

    Дети:Три слова

    Логопед:Назовите первое слово.  Где находится звук [Р’]?  

    Дети:В начале слова

     Логопед: Во втором слове?   Назовите его

    Дети: В середине слова

    Логопед:Назовите третье слово .  Где находится звук [Р’]?        

    Дети: В начале слова.

    5.Словарная работа

    Логопед: Ребята, а как вы думаете, как называется профессия человека, который готовит еду? Наша Рита может быть ….поваром.  

    Игра: «Назови профессию»

    Логопед: Хлеб печёт … Дети: пекарь,

    Логопед: Траву косит … Дети: косарь

    Логопед:Землю пашет …  Дети: пахарь

    Логопед:Директору помогает …Дети: секретарь

    Логопед:В колокола звонит … Дети: звонарь

    Логопед: Молодцы, давайте вспомним какие профессии мы назвали… (пекарь, косарь, пахарь, секретарь, пахарь). В названии всех этих профессий есть звук  [Р’].

    Логопед: И где он находится?      

    Дети:  В конце слова.

    Логопед: Ребята, а кто помнит, какое первое слово вы сегодня отгадали на занятии?

    Дети: Река. (если дети забыли, то напомнить загадку)

    Логопед: А кто живёт в реке?            

    Дети:  Рыбы.

    Логопед: Назовите, каких рыб вы знаете?

    Дети называют рыб.

    6.Развитие  мелкой моторики

    А сейчас мы с вами изобразим рыбку.

    Выполняется пальчиковая гимнастика «Рыбка»

    Рыбка плавает в водице,         - (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как рыбка плывет).

    Рыбке весело играть.

    Рыбка, рыбка, озорница           - (грозят пальчиком)

    Мы хотим тебя поймать           - (медленно сближают ладони)

    Рыбка спинку изогнула             - (снова изображаем, как плывет рыбка)

    Крошку хлебную взяла             - (делают хватательное движение обеими   руками)

    Рыбка хвостиком махнула       - (снова плывут)

    Рыбка быстро уплыла.

    А уплыла рыбка в море…

    6.Развитие общей моторики

     Этюд "Море волнуется".

    "Море волнуется раз,                     (ноги на шире плеч, покачивание

    Море волнуется два,                      руками справа - налево, изображая

    Море волнуется три,                       волны).

    Как рыбки плывут покажи.

    Рыбки плавали, ныряли                 (руки перед грудью со сложенными

    В голубой, морской воде.ладонями, бег врассыпную, наклоны,

    То сойдутся, разойдутся,              сближения, расхождения, приседание).

    То зароются в песке".

    Есть такая рыбка, которая называется пескарь. И сейчас мы попробуем её нарисовать.

    7.Развитие графических навыков, пространственных представлений

    Графический диктант.

    Логопед: Откройте тетрадь, возьмите карандаш, отступите 3 клетки слева, 7 клеток сверху, ставьте точку и начинайте рисовать:

    C:\Users\Марина\Desktop\img026.jpg

    1 клетка вправо, 1 вверх, 1вправо, 2вверх, 2 вправо,1 вверх, 4вправо, 1 вниз

    2вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2вправо, 2 вниз

    1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 влево, 1  вверх, 2 влево, 1- вниз

    2 влево, 1 вниз, 4 влево, 1 – вверх, 2-влево, 1- вверх, 2 – влево, 1 – вверх.

    Логопед: Мы сегодня с вами нарисовали рыбку, которая называется пескарь.

    -Где находится звук   [Р’] в слове пескарь?  

    Дети: В конце слова.

    Логопед: Молодцы ребята!!! Итак, сегодня мы играли со звуком …

    Дети  хором:   [Р’].

    Логопед: Это звук…

    Дети хором, (логопед показывает знаки) согласный, (мягкий кубик), мягкий,  (колокольчик) звонкий.

    Логопед: И обозначается …

    Дети (хором) :зелёным квадратом.

    8.Итог занятия:

    Отмечаются поимённо дети за хорошую работу на определённом этапе занятия. ( …называл профессии, …красиво нарисовал,… правильно и быстро выложил схемы и т.д.)

    Литература:

    1.В.Т.Голубь «Графические диктанты» М «Вако» 2006

    2.Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программа обучения и вспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (подготовительная группа детского сада) М 1993

    3.И.Лопухина  «Логопедия. 550занимательных упражнений для развития речи» М «Аквариум», 1996


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытой образовательной деятельности по развитию когнитивных процессов для детей старшего дошкольного возраста

    Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый«этаж» за...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

     Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

    Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему: «Знакомьтесь: мой друг- компьютер» Подготовительная группа.

    Цель: расширить представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве; познакомить с компьютером, с его составными частями; активизировать познавательную деятельность. Задачи: Об...