Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx234.11 КБ

Предварительный просмотр:

©Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 105

Конспект  

непосредственно образовательной деятельности

по развитию фонематических процессов   для детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Подготовительная группа

                                                                                  Составила  учитель-логопед

                                                         Бажанова М.В.

.

Рыбинск, 2014

Тема: «Звук  [Р’]»       

Цель: закрепить навыки четкого произношения и умения выделять звук   [Р’]»      

Задачи:

 I. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции; закрепить навыки четкого произношения  звука РЬ в словах и предложениях; развивать фонематические восприятие, фонематический анализ и синтез; пространственные представления; совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности,

 II. Развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;

III. Развивать мелкую моторику

Оборудование: раздаточные карточки обозначения звука, мозаика для составления звуковых схем, картинка пескаря, тетради карандаши

Ход занятия:

1.Развитие слухового внимания.

Ребята, давайте проверим, готовы ли наши ушки хорошо слышать.  Каждому ребёнку поочерёдно отхлопывается ритмический рисунок, который ребёнок должен повторить.

2.Характеристика звука  [Р’]»

Логопед: «Что это?»

Летом бежит, зимой спит. Весна настала – опять побежала.

Дети называют отгадку «Река»

 Логопед: Какой первый звук в слове РЕКА?    

Дети: Звук   [Р’]

Логопед: Давайте вместе произнесём этот звук. –Рь, рь, рь.

Логопед рассказывает об артикуляции этого звука и даёт характеристику этому звуку.

звук [Р’] - губы в улыбке, кончик языка поднят и дрожит под напором сильной воздушной струи;

Это звук согласный,  звонкий, мягкий. Обозначается зелёным квадратиком с колокольчиком внутри.

Логопед:   Ребята, а почему квадратик зелёный?

Дети: Потому что этот звук мягкий

Логопед:А почему нарисован колокольчик?  

Дети:Этот звук звонкий.

Логопед: Молодцы!

3.Развитие слухового восприятия.

Логопед: А теперь взяли квадратик в правую руку и внимательно слушаем. Если вы услышите в слове   звук [Р’]  - поднимите карточку вверх.

Слова: рис, кошка, липа, букварь, роза, река, праздник, календарь.

Молодцы, все правильно поднимают карточки.

4.Развитие фонематических процессов

Логопед: Наш звук решил с вами поиграть и спрятался.  Какое слово  получится, если

 звук [Р’] поставить первым, в начале слова.

Дети хором за логопедом называют слово

…ека – река,       …епа – репа,      …емень – ремень,     …едис – редис,   …исунок – рисунок,   …ешётка – решётка.

А теперь звук убежал в конце слова:
пузы… - пузырь,     фона… - фонарь,      яко… - якорь,   суха… - сухарь,   две…

 дверь,   буква… - букварь,   календа… - календарь.

После первого звука произнеси звук звук [Р’], какое слово получится

Битва – бритва,              тюк – трюк,                тяпка – тряпка,     пятки - тряпки

А теперь попробуйте догадаться, какое слово я скажу:

(слова произносятся по звукам)

Р+и+т+а  - Рита

В+а+р+и+т – варит

Р+и+с- рис

Назовите предложение из этих слов.

Рита варит рис.

А теперь давайте напишем предложение ( дети выкладывают из мозайки слова этого предложения)

Логопед:  Сколько слов в нашем предложении?      

Дети:Три слова

Логопед:Назовите первое слово.  Где находится звук [Р’]?  

Дети:В начале слова

 Логопед: Во втором слове?   Назовите его

Дети: В середине слова

Логопед:Назовите третье слово .  Где находится звук [Р’]?        

Дети: В начале слова.

5.Словарная работа

Логопед: Ребята, а как вы думаете, как называется профессия человека, который готовит еду? Наша Рита может быть ….поваром.  

Игра: «Назови профессию»

Логопед: Хлеб печёт … Дети: пекарь,

Логопед: Траву косит … Дети: косарь

Логопед:Землю пашет …  Дети: пахарь

Логопед:Директору помогает …Дети: секретарь

Логопед:В колокола звонит … Дети: звонарь

Логопед: Молодцы, давайте вспомним какие профессии мы назвали… (пекарь, косарь, пахарь, секретарь, пахарь). В названии всех этих профессий есть звук  [Р’].

Логопед: И где он находится?      

Дети:  В конце слова.

Логопед: Ребята, а кто помнит, какое первое слово вы сегодня отгадали на занятии?

Дети: Река. (если дети забыли, то напомнить загадку)

Логопед: А кто живёт в реке?            

Дети:  Рыбы.

Логопед: Назовите, каких рыб вы знаете?

Дети называют рыб.

6.Развитие  мелкой моторики

А сейчас мы с вами изобразим рыбку.

Выполняется пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,         - (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как рыбка плывет).

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница           - (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать           - (медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула             - (снова изображаем, как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла             - (делают хватательное движение обеими   руками)

Рыбка хвостиком махнула       - (снова плывут)

Рыбка быстро уплыла.

А уплыла рыбка в море…

6.Развитие общей моторики

 Этюд "Море волнуется".

"Море волнуется раз,                     (ноги на шире плеч, покачивание

Море волнуется два,                      руками справа - налево, изображая

Море волнуется три,                       волны).

Как рыбки плывут покажи.

Рыбки плавали, ныряли                 (руки перед грудью со сложенными

В голубой, морской воде.ладонями, бег врассыпную, наклоны,

То сойдутся, разойдутся,              сближения, расхождения, приседание).

То зароются в песке".

Есть такая рыбка, которая называется пескарь. И сейчас мы попробуем её нарисовать.

7.Развитие графических навыков, пространственных представлений

Графический диктант.

Логопед: Откройте тетрадь, возьмите карандаш, отступите 3 клетки слева, 7 клеток сверху, ставьте точку и начинайте рисовать:

C:\Users\Марина\Desktop\img026.jpg

1 клетка вправо, 1 вверх, 1вправо, 2вверх, 2 вправо,1 вверх, 4вправо, 1 вниз

2вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2вправо, 2 вниз

1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 влево, 1  вверх, 2 влево, 1- вниз

2 влево, 1 вниз, 4 влево, 1 – вверх, 2-влево, 1- вверх, 2 – влево, 1 – вверх.

Логопед: Мы сегодня с вами нарисовали рыбку, которая называется пескарь.

-Где находится звук   [Р’] в слове пескарь?  

Дети: В конце слова.

Логопед: Молодцы ребята!!! Итак, сегодня мы играли со звуком …

Дети  хором:   [Р’].

Логопед: Это звук…

Дети хором, (логопед показывает знаки) согласный, (мягкий кубик), мягкий,  (колокольчик) звонкий.

Логопед: И обозначается …

Дети (хором) :зелёным квадратом.

8.Итог занятия:

Отмечаются поимённо дети за хорошую работу на определённом этапе занятия. ( …называл профессии, …красиво нарисовал,… правильно и быстро выложил схемы и т.д.)

Литература:

1.В.Т.Голубь «Графические диктанты» М «Вако» 2006

2.Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программа обучения и вспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (подготовительная группа детского сада) М 1993

3.И.Лопухина  «Логопедия. 550занимательных упражнений для развития речи» М «Аквариум», 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речевых процессов у детей комбинированной группы 5-6 лет «Согласование существительного и глагола по родам, числам в прошедшем времени» с использованием технологий здоровьесберегающая,

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речевых процессов у детей комбинированной группы 5-6 лет «Согласование существительного и глагола по родам, числам в прошедшем в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию чувства ритма для детей средней группы «В гостях у Феи Музыки»

Цель НОД: формирование ритмических способностей в сфере восприятия и организации движений, развитие слуховых способностей.Задачи: Развивать чувство ритма,  музыкальной памяти  и музыкально -...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию познавательных процессов с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: Развитие психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Продолжать развивать психические процессы (память, внимание, мышление);Развитие зрительного восприятия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию инженерного мышления для детей средней группы на тему: «Мы юные строители ракет»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию инженерного мышления для детей средней группы на тему: "Мы юнные строители ракет"Цель: Формирование предпосылок инженерн...