Интерактивный метод «сторителлинг» как средство развития творческого рассказывания детей с ОВЗ
консультация по логопедии

Иванова Наталия В

Технология "Сторителлинг" помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать себя среди сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_nauchno-prakt_konferentsiya_storitelling.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П. Левина  городского округа Сызрань Самарской области

Деловая игра

на окружной научно-практической конференции

Интерактивный метод «сторителлинг» как средство развития творческого рассказывания детей с ОВЗ      

 Иванова Н. В., учитель-логопед,

 Спирягина Л. П., учитель-логопед,

Чернова И. В. учитель-дефектолог

СП «Детский сад №56» ГБОУ СОШ №4 г.о. Сызрань

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

        познакомить педагогов с игровым пособием «Кубики историй»;         познакомить с различными способами игры с данным пособием;         упражнять педагогов в практическом составлении рассказов.

Сегодня мы познакомим вас с технологией, которая позволяет в игровой увлекательной форме с использованием интересных детям дидактических пособий создать историю.

Понятие «сторителлинг» в дословном переводе означает «рассказывание истории». В настоящее время Сторителлинг из искусства увлекательного рассказа переросло в образовательную технологию, применимую в работе с дошкольниками.

Сторителлинг помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать себя среди сверстников.  Поэтому в своей работе мы дополнили использование  традиционных методов современной образовательной технологией Сторителлинг.

Существует несколько  видов сторителлинга: классический, активный и цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.

Цифровой сторителлинг – это метод, основанный на создании мультимедийного контента вокруг одной истории. Примером цифрового сторителлинга может быть рисованное видео. В основе рисованного видео лежит анимационный прием – зритель наблюдает, как рука условного художника рисует стилизованные картинки. Если у детей есть соответствующие навыки – они могут рисовать самостоятельно и снимать процесс на видеокамеру, режиссировать сцены ролика и добавлять закадровый голос рассказчика.

Сегодня мы представляем опыт организации такого вида,  как активный сторителлинг, где дети придумывают истории самостоятельно. Использование активного сторителлинга помогает достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении. Это развивает образное мышление. Когда дети что-то сочиняют, они изобретают все новые и новые способы для выражения своих мыслей.  Сочинение и рассказывание историй помогает детям понять окружающий мир и научиться с ним взаимодействовать, укрепляет связи между людьми. Придумывая разных персонажей, которые выступают от их лица, дети пробуют выражать свои чувства, они делятся своими печалями и радостями, вопросами и надеждами. Они видят, как все остальные реагируют на их рассказ, и это помогает им с большим увлечением отдаваться творчеству. Слушая других, они испытывают новые ощущения и учатся разбираться в себе. Сочиняя и рассказывая истории, дети развивают важные навыки устной речи, общения и слушания. Кроме того, рассказывание историй подготавливает детей к будущим письменным сочинениям.

В каждой хорошей истории легко различить структуру.  

  1. Вступление. Вступление к истории, как правило, должно быть коротким. Оно играет важную роль, ставя вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить. Сделать это надо таким образом, чтобы пробудить у слушателя любопытство и увлечь его. Вступление заставляет нас задать себе вопрос: «А что же будет дальше?». Вступление к рассказу должно быть связано с главной темой истории. Вдобавок, вступление должно быть обращено к реальному опыту ребенка. Вступление в истории не должно содержать подсказки к решению проблемы.
  2. Развитие события.  Здесь раскрывается сюжетная линия и характеры действующих лиц. Эта часть позволяет нам глубже проникнуть в проблему или конфликт, о котором мы узнали из вступления. Подобно тому, с каким трудом отыскивается решение проблем в жизни, в истории ситуация тоже часто ухудшается, прежде чем изменится в лучшую сторону. Эта часть истории усугубляет проблему, создавая тем самым определенное напряжение, Ситуация не разрешена — по сути, она становится все напряженнее.
  3. Кульминация. Когда напряжение достигает апогея и ситуация начинает казаться невыносимой, возникает решение. Загадка раскрыта. Наконец-то мы получаем ответ на вопрос, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.  
  4. И, наконец, мы переходим к заключению. По сути, кульминация завершила историю; но здесь должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

Сегодня мы представим несколько средств, позволяющих увлечь детей процессом сочинения и рассказывания историй. Одним из них являются кубики историй. Это настольная игра, развивающая фантазию и активизирующая речь. Данное игровое пособие интересно как взрослым, так и детям. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования.

Но оригинальные «Storycubes» сложны для восприятия детьми с ОВЗ, так как содержат лишь символы и знаки, а нашим детям необходимы яркие понятные образы и картинки. Исходя из этого, мы решили адаптировать данное пособие для игр с детьми с ОВЗ.

Мы изготовили наборы кубиков историй следующих типов:

  • набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории (на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные герои, на третьем – погодные явления и др.);
  • разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий;
  • тематические кубики (например, по теме «Игрушки», «Осень»,

«Сказки» и т.д.)

Суть игры в том, что вы (ребенок) бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание.

        Существует         несколько         способов         игры         с         «Кубиками         историй».

Познакомлю вас с некоторыми из них.

Первый способ. Для детей с комплексными нарушениями или для воспитанников младшего дошкольного возраста можно использовать «Кубики историй» первого типа для обучения составлению фразы из 2-4 слов в качестве элементов «Фразового конструктора». Например, для заполнения пробелов в схеме «кто - ест – что», используются кубики с картинками из категорий «Семья» и «Продукты питания». Ребенку предлагается встряхнуть кубики и бросить на стол. Выпавшие картинки поставить в соответствующие окошечки и рассказать, что у него получилось. Так как кубики ассоциируются у детей, прежде всего, с игрой, то они делают процесс обучения связному высказыванию увлекательным, веселым и незаметным для малыша.

Второй способ игры  эффективен на начальных этапах, при ознакомлении  детей  с правилами игры с данным пособием, а так же для обучения составлению коротких рассказов (из нескольких предложений) воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Для него используются только кубики с картинками из одной категории, так как на выпавших гранях мы увидим один персонаж, одно место действия, один предмет и т.д. Педагог складывает отобранные кубики (3 или 6 штук) в «Волшебный мешочек», трясет его и высыпает кубики на стол. Затем помогает детям определить, о ком будет этот рассказ, где развернуться события, при каких обстоятельствах. Взрослый вместе с детьми отбирает кубики для вступления, основной части и конца, помогает выбрать подходящие слова для начала рассказа или сказки. В процессе составления рассказа педагог задает наводящие вопросы, помогает связать выпавшие картинки в единую историю.  Важно то, что  взрослый подбирает категории картинок приемлемые именно для данных детей.

Третий способ. Берем «волшебный мешочек» с кубиками второго типа, хорошенько трясем его и высыпаем содержимое на стол. Обычно для игры используют 9 кубиков, но  можно соединить 2-3 разных набора, т.е.  до 27 кубиков. Бросая кубики второго типа можно получить, например, два места действия, два описания погоды, два предмета и т.д., что значительно осложняет сочинение истории, но делает сам процесс еще более увлекательным и непредсказуемым.

Взрослый помогает детям отобрать для каждой из 3-х частей истории по 3 кубика. Предлагает детям договориться, кто начнет, продолжит и закончит рассказ. При необходимости, напоминает несколько вариантов слов, с которых можно начать историю. Затем ребенок выбирает первый кубики и начинает рассказ. Другие игроки продолжают рассказ, стараясь связать остальные картинки в одну историю. Педагог осуществляет корректирующую и направляющую помощь, помогая детям остаться в русле истории.

Ведущий: предлагаю вам попробовать составить рассказ  данным способом из 9 кубиков (приглашаются 3 человека).

Еще одним интересным средством развития творческого рассказывания у детей являются «Говорящие крышечки» - это компактные генераторы идей, прекрасные источники вдохновения.

 Данное пособие изготовлено из обычных крышек от молочных бутылок, йогуртов. Сверху наклеены различные изображения: предметные  картинки, действия. Первый ребёнок достаёт из волшебной шкатулки (или мешочка) крышку и в зависимости от выбранной картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Напоминаю, что каждая история начинается со слов «Однажды…», «В некотором царстве, в некотором  государстве…».

Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди. Например, первую крышку достает ребёнок, а следующую - педагог, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Ведущий: предлагаю педагогам принять участие в составлении истории

(вызвать 4-6 участников).

Следующее средство формирования творческого рассказывания – «История о моих соседях» с использованием штампов. В рамках этого необычного проекта нужно придумать людей и семьи, которые живут в домах на вымышленной улице по соседству. Сначала дети наполняют дома, оттиснутые на бумаге, персонажами, мебелью, проектами и другими предметами быта. Полностью обустроенный дом заставляет придумывать истории о его обитателях.  

Первоначально мы занялись изготовлением штампов из пенопласта, дощечек и пробкового материала. Также используем и готовые штампы. На первом этапе, мы учили детей штампировать и дорисовывать детали изображений, обговаривая каждое свое действие.  На втором этапе проводилась   работа с каждым ребенком индивидуально по составлению рассказа на основе его рисунка. Следующий этап работы  предусматривает совместное рассказывание историй.  Такие занятия укрепляют дружбу и учат ценить чужие идеи. И, наконец, история, сочиненная целой группой, - это больше чем история. Это чрезвычайно полезное упражнение для укрепление социальных связей между детьми.

Ведущий: предлагаю педагогам принять участие в составлении истории «О моих соседей»  (вызвать 4-6 участников).

Составлению творческих рассказов  в нашем детском  саду посвящено одно занятие в неделю по коммуникативной деятельности. Кроме этого, регулярность работы в технике Сторителлинг определяется желанием детей, наличием времени в процессе самостоятельной деятельности, но не реже одного раза в неделю.  

Библиографический список

1.Анна Лаваль. Однажды в сказке. Издательство: Манн, Иванов и Фербер.

2016 г.

2.Анна Лаваль. Однажды в тёмном лесу. Издательство: Манн, Иванов и Фербер. 2016 г.

3.Аннет Симмонс. Сторителлинг. Как использовать силу историй

Издательство; Манн, Иванов и Фербер. Переводчик; Александр Анваер. 2012. – 272 с.

4.Давыдова О. И. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.

– 2017 - №4 – с.18-24

5.Луи Стоуэлл. Книга моих историй. 2015. – 96 с.

6.Ньюбургер Эмили. Банка с историями. Пер. с англ. Л. Головиной. – М.:

Манн, Иванов и Фербер. 2016. – 136 с.

7.Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16.

— с. 515-518.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей детей.

Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей детей....

Моделирование как средство развития творческого рассказывания у детей 5-7 лет

Основной задачей развития монологической речи детей является развития творческого рассказывания посредством моделирования. Для ее достижения мы решили ряд программных задач:Познавательные задачиразвит...