Кинезиологические технологии в логопедии
статья по логопедии

Василенкова Татьяна Сергеевна

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskie_tehnologii_v_logopedii.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиологические технологии в логопедии

Применение кинезиологических упражнений создает благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями, имеет накопительный характер и дает возможность формирования потенциала психофизического здоровья и достаточный уровень готовности к обучению в школе.

Цель специализированной образовательной кинезиологии:

- повышение работоспособности,

- улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания,

- создании положительных установок на учёбу,

- повышение жизненных сил организма как психо-физиологических предпосылок повышения эффективности обучения.

Гимнастика мозга

В последние годы резко увеличилось количества детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, речевая активность недостаточная, пространственные нарушения, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, отставание в двигательной сфере, которая приводит к плохой координации движений. Для преодоления таких нарушений необходимо проводить комплексную психокоррекционную работу.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Формами работы являются комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечный массаж, дыхательные упражнения, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Они укрепляют психофизиологическое здоровье детей, повышают общий жизненный тонус.

Дыхательные упражнения – развивают самоконтроль и произвольность, улучшают ритмику организма. Упражнения для развития общей и мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. Точечный массаж – воздействует на биологически активные точки. Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Данные упражнения помогают лучше концентрировать внимание на слухе, улучшают чувствительность левой и правой стороны тела. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, улучшают мыслительную деятельность.

Такие упражнения как«Уши»«Лезгинка»«Кулак –ребро –ладошка»«Лягушка»«Колечко» и т. д. Упражнения для развития правого полушария развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, развивают интуицию.Такие упражнения как: 1. Левая рука – на животе, а правая чуть выше межбровья массирует эту область, представляя голубой шар.

2. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над губой, а средний палец – под губами, открыть рот и растирать область губ и т. д.

Упражнения для развития левого полушария улучшают память, активизируют работу головного мозга, преодолеваются математические трудности.

1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до десяти. Начинать с открытыми глазами, продолжать - с закрытыми. 2. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз. 3. Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Потом двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лбу, считая до тридцати.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления.Такие упражнения как«Рубим капусту»«Барабан»«Лучики»«Маятник»«Да – нет» и т. д. Чаще всего кинезиологические упражнения использую в пальчиковых гимнастиках. Дети закрепляют знания об окружающем мире в игровой форме.

Кинезиологические «рисовалки» - это кинезилогические упражнения и рисование. Детям дается шаблон, который нужно раскрасить двумя руками одновременно. Работу нужно начинать с дорисовывания простых линий и точек, а потом переходить на круги, спирали, волнистые линии. Когда дети поймут технику дорисовывания простых шаблонов, им предлагаются сложные шаблоны, где нужно отобразить заданные узоры или нарисовать целые объекты.

Дети становятся более внимательными, умеют мыслить ясно и четко, могут убедить других в своей правоте.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдать следующие условия:

• кинезиологическая гимнастика проводится только утром, систематически, без пропусков; в доброжелательной обстановке;

• необходимо следить за правильностью выполнения упражнения и при необходимости оказать ребенку посильную помощь;

• перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.

Регулярные занятия приводят к снижению тревожности, развивается устная речь, пропадает страх отвечать, улучшаются коммуникативные навыки, повышается мотивация к обучению, стрессоустойчивость, формируется логическое мышление.

В эффективности применения следующего комплекса я убедилась сама:

Кинезиологический комплекс Сиротюк А. Л.

Задачи:

• Развитие межполушарной специализации и

межполушарного взаимодействия.

• Синхронизация работы полушарий.

• Развитие познавательных процессов.

• Развитие мелкой моторики.

• Устранение дислексии и дисграфии.

Колечки: Поочередно и быстро перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Задание выполняется в прямом и в обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе двумя руками.

Кулак—ребро—ладонь: Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Кулак, ладонь ребром, ладонь на плоскости. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем — двумя руками вместе. Повторите по 8-10 раз.

Ухо-нос: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

Лезгинка: Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. Одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Змейка: Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в логопедии. Знакомство со звуком и буквой - О -.

Конспект занятия для ознакомления детей в старшей группе со звуком и буквой - О -....

здоровье сберегающие технологии в логопедии

статья по применению здоровьесберегающих технологих в логопедической практике...

Личностно - ориентировочные технологии в логопедии

Непосредственно образовательной деятельности учителя - логопеда в подготовительной группе.С использованием личностно - ориентировочных технологий. (Разностороннее и творческое развитие ребенка.)....

Доклад на тему: "Здоровьсберегающие технологии в логопедии". Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат...

Статья:"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии."

В статье говорится о биоэнергопластике,что это, и как её можно использовать на логопедических занятиях.Конспект занятия :"Автоматизация звука р в слогах,словах,предложениях"....

«Современные образовательные технологии в логопедии».

Статья предназначена для логопедов, дефектологов, воспитателей логопедических групп и представляет собой методологическую основу использования СОТ в коррекционно-образовательном процессе.Понятия, цели...

Мастер-класс для педагогов «Кинезиологические технологии в работе с дошкольниками»

Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников.Задачи:...