Мастер – класс для педагогов «Логоритмика как средство развития речи дошкольников»
консультация по логопедии

Кузнецова Наталья Викторовна

Материал содержит логоритмические игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_logoritmika.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Логоритмика как средство развития речи дошкольников»

Логоритмика – комплексная система упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ЛОГОРИТМИКЕ

Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.

Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

Ритмические упражнения. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

Игра на музыкальных инструментах. Музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Пальчиковые игры. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей наблюдается маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

Все перечисленные направления проводятся в тесной связи с музыкой. Её эмоциональное наполнение способствует всестороннему развитию ребенка, и в первую очередь, становлению ровной, правильной речи.

Вы заметили, что большинство видов работы, используемой на логоритмических занятиях вы уже используете в своей работе. В свою деятельность с детьми мы все включаем упражнения для отдыха и разрядки, в качестве физкультминуток, а также как элемент утренней гимнастики. Мы предлагаем вам сегодня провести некоторые игры и упражнения.

Примеры игр для детей младшей группы:

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся, (дети кружатся, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками)  

Будто опять закружиться хотят. (снова кружатся)

«Капуста»

Тук! Тук! Тук! Тук! (ритмичные   удары   ребром   ладони   по столу)

Раздается в доме стук.                        

Мы капусту нарубили,

Перетерли, посолили. (хватательные движения обеими руками, указательный и средний пальцы трутся о большой)

И набили плотно в кадку.  (удары обеими руками по столу)

Все теперь у нас в порядке! (отряхивают руки)

Примеры игр для детей средней группы:

«За грибами»

Все зверюшки на опушке ( дети идут в хороводе)
Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, рыжики срывали. (скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)        

Лисичка бежала, лисички собирала. (бегут по кругу, собирают воображаемые грибы)        

Скакали зайчатки, искали опятки. (скачут    стоя, срывая воображаемые       грибы)        

Медведь проходил, мухомор раздавил. (идут вразвалку, затем топают правой ногой)

Н. Нищева

«Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи, (дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)

Начал капать дождь колючий. (прыгают на носочках, держа руки на поясе)

Долго дождик будет плакать,               

Разведет повсюду слякоть. (приседают, держа руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге, (идут по кругу, высоко поднимая колени)
Поднимай повыше ноги.

Н. Нищева

Примеры игр для детей старшей или подготовительной к школе групп:

«Удивляемся природе»

Мы стоим на огороде,         (потягивания – руки в стороны)

Удивляемся природе.         

Вот салат, а здесь укроп.         (правой рукой коснуться 

Там морковь у нас растёт.         левой ступни, потом наоборот)

Поработаем с тобой,                 (приседания)

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

У забора всем на диво         (потягивания – руки в стороны)

Пышно разрослась крапива.

Мы её не будем трогать –         (потягивания – руки вперёд)

Обожглись уже немного.

Все полили мы из лейки        (маршируем)

И садимся на скамейки.

«Ножки» (с палочками)

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали! (ритмичные удары палочками по полу)

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! (ритмичные удары в темпе бега)

Ножки, ножки, вы стучали?

Мы стучали, мы стучали! (удары свободными концом палочки об пол)

Ножки, ножки, вы плясали?

Мы плясали, мы плясали! (удары палочкой крест на крест)

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали! (удары лежащих палочек друг о друга)

Ножки, ножки, отдыхали?

Отдыхали, отдыхали! (поглаживание руками лежащих палочек)

И опять всё начинали! (ритмичные удары по полу).

Динамическое ритмическое упражнение под бубен

«Кто как ходит» (М.Ю. Картушина)

Кошка ходит по кошачьи,

Ходит крадучись она. (пружинящий шаг) 

А собака по-собачьи

Ходит, гордости полна. (ходьба с высоким подъемом колена)

По-утиному утенок

Чуть в вразвалочку идет. (шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону)

По-козлиному козленок

Скачет рожками вперед. (подскоки)

По-слоновьи ходит слон

Тяжело ступает он. (ходьба, опираясь на ступни и ладони)

По-гусиному гусята

Важно шествуют шажком. (ходьба в полуприседе)

А по улице ребята –

Кто вприпрыжку, кто пешком. (бег, с постепенным переходом на ходьбу)

Пальчиковая игра «Осенний букет» (М.Ю. Картушина)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

(загибать поочередно пальцы, начиная с большого)

Мы соберем,

Маме осенний

Букет принесем!

(сжимать и разжимать кулачки, вытянуть руки вперед).

Упражнение «Лягушата» на координацию речи с движением + массаж тела

(М.Ю. Картушина).

 Выполнять движения, соответствующие тексту.

Лягушата встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки

Спинки-тростинки.

Ножками затопали,

Ручками захлопали.

Постучим ладошкой

По ручкам мы немножко.

А потом, потом, потом

Грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там,

И немного по бокам.

Хлопают ладошки

Нас уже по ножкам.

Погладили ладошки

И ручки, и ножки.

Лягушата скажут: «Ква!

Прыгать весело, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Загадка как средство развития речи дошкольников"

Цель использования загадок - научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке. В методическом материале представлены модели опорных ...

Мастер-класс для педагогов «Технологии, направленные на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Настоящая Программа  Мастер-класса направлена на формирование единой партнерской системы в вопросах речевого развития ребенка и его социализации в последующем, при взаимодействии ДОУ и семьи в во...

Мастер – класс для педагогов « Использование пескотерапии в развитии речи дошкольников» для городской конференции по кластеру « Все начинается с чтения»

Конспект Мастер – класса для педагогов « Использование пескотерапии в развитии речи дошкольников» для городской конференции по кластеру « Все начинается с чтения»...

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Рассказать педагогам о мнемотехнике, показать использование этой техники на занятиях по развитию речи....

Мастер-класс для педагогов «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, познакомить с многообразием фольклора в развитии речи детей.       Задачи:расшир...

Мастер-класс на тему: «Загадки-как средство развития речи дошкольников»

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного во...