Мастер-класс для педагогов "Загадка как средство развития речи дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Дерюшева Елена Владимировна

Цель использования загадок - научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке. 

В методическом материале представлены модели опорных таблиц по составлению загадок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста

(мастер-класс для педагогов)

Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение.

К.Д.Ушинский

Кто из нас не любит разгадывать загадки? Ведь это так здорово - поломать голову над чем-то интересным, проявить эрудицию и блеснуть знаниями!

Загадка – это один из видов фольклорного жанра, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. И составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения действительности, выявления в ней типичного, характерного.

В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

В глубокой древности люди использовали загадку как один из предметов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и пр.

Древние охотники пользовались иносказаниями, называя, например, медведицу "коровой", чтобы обмануть зверя. "Тайный" язык давал особые названия животным, окружающим предметам и явлениям. "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта" ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей"). Возможно, именно так и родились первые загадки.

Загадка была не только «тайным языком». С ее помощью использовали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в разные обряды: посвящение юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд.

Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях, бывальщинах и других фольклорных жанрах.

В древнегреческом мифе, мифическое существо Сфинкс с телом льва и головой человека, всем загадывает одну и туже загадку: Кто утром ходит на четырех, в полдень на двух, вечером на трех? Не отгадавшего постигала смерть. Разгадал загадку только Эдип: утром (в детстве) на четырех, днем (во взрослом состоянии) на двух, вечером (в старости, с костылем) на трех ходит человек.

В русских русалочьих песнях русалки задают юношам коварные вопросы: Что растет без коренья? (Камень); Что растет без цвету? (Папоротник); Что бежит повода? (Вода).

В русских народных сказках через испытание загадкой пришлось пройти множеству положительных сказочных героев. Загадки предлагались человеку, попавшему в беду, и от его сообразительности и находчивости зависела жизнь. Например, в сказке «Василиса Прекрасная» баба Яга задаёт девушке такие вопросы: Что на свете всего милее? (земля-матушка, всех она кормит). Что на свете всех сильнее? (ветер) Что на свете всех мягче? (рука наша, как ни мягка будет подушка, а всё  равно руку подкладываешь)

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок — всего лишь забава, не больше того. Но это не так. Любая загадка, а народная в особенности — это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею, развивают чувство юмора.

Загадки — очень древний жанр фольклора, но и в наши дни создаются все новые и новые загадки.

В загадках происходит метафора - замена одного предмета другим по внешнему сходству. Но, тем не менее, загадки очень точны, в них всегда говорится о каком-либо конкретном предмете, потому что иначе загадку невозможно разгадать. Конкретность является главным признаком загадки. Также благодаря загадкам можно тренировать смекалку, учиться мыслить логически.

Какие бывают загадки?

Отгадывание загадок – весёлый и интересный процесс, который приносит удовольствие и детям, и взрослым, дарит богатые возможности для развития речи, внимания, мышления и воображения ребенка.

Прежде чем начать загадывать ребенку загадки, полезно узнать, какие они бывают. А загадки бывают разные!

Подбирать загадки нужно по степени сложности в зависимости от возраста ребенка и уровня его индивидуального развития.

Существует несколько видов загадок:

Описательные загадки

Предлагаю начинать с описательных загадок, отгадки на которые найдут даже самые маленькие. Для таких загадок необходимо перечислить важные особенности и характерные детали предмета, явления или живого существа, о котором идет речь. Описательные загадки можно упрощать или усложнять, давая более краткий или развернутый варианты описаний.

Это животное самое большое на нашей планете. Кто это? (слон)

Он большой и добрый. У него большие уши, короткий хвостик и длинный хобот. Кто это? (слон)

Про него говорят «царь зверей». Кто это? (лев)

Он хищник. Живёт в Африке. У него есть густая грива. Кто это? (лев)

Она сделана из металла. Ею управляют при помощи руля. Что это? (машина)

У нее четыре колеса. Она едет по дороге и сигналит: БИ-БИ! Что это? (машина)

Загадки-стихотворения

Стихотворные загадки бывают разного уровня сложности.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не лениться.

(мыло)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(медведь)

 

Меня не растили –

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки,

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (снежная баба)

Рифмованные загадки

В некоторых загадках-стихотворениях предлагается назвать в качестве отгадки последнее слово в строке. Рифма подскажет отгадку и поможет ребенку почувствовать себя успешным, поверить в свои силы.

Такие занятия доступны самым маленьким и малыши очень любят такие загадки. Рифмованные могут быть совсем короткие – всего по две строки, и подлиннее.

Быстро прячется от страха

В панцирь твердый… (черепаха)

Проснулась утром рано

И корчит рожи… (обезьяна)

До чего огромный рот!

Пасть разинул… (бегемот)

Хвост как веер, гордый взгляд,

Не одежда, а наряд.

Пусть завидуют вокруг:

Птица важная… (индюк)

Если лапы вместо рук,

Если самый верный друг,

Если забияка,

Значит друг… (собака)

Загадки-обманки

Загадки-обманки также предлагают в качестве ответа слово-рифму, вот только это подсказка наоборот – путаница, неправильное слово. Отгадывание таких загадок требует от ребенка внимательности и сосредоточенности: ребенок должен не поддаться на подсказку-обманку и не позволить себя запутать, дать правильный ответ, который не созвучен стихотворению.

На заборе поутру

Кукарекал… (не кенгуру, а петух)

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая… (не лисица, а белка)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать… (не соловей, а свинья)

В чаще голову задрав,

Воет с голоду… (не удав, а волк)

Образные загадки

В более сложных стихотворных загадках смысл представлен образно, он завуалирован. Для отгадывания таких загадок необходимо обладать большим словарным запасом, высоким уровнем мышления и воображения.

Обратите внимание, что дети любят отгадывать такие загадки, только если они уже знакомы, а при отгадывании новых загадок испытывают трудности. Стихотворные загадки со скрытым смыслом можно предложить детям среднего и старшего дошкольного возраста.

Без рук, без ног,

А ворота отворяет.

(ветер)

Четыре братца

Под одной крышей стоят.

(стол)

Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице.

(морковь)

Загадки с подвохом для детей

 Хочу предложить вам отгадать загадки с подвохом для детей. Они бывают разные: простые и сложные, математические, экономические, и просто жизненные.

Загадки с подвохом складываются по принципу, чтобы запутать человека. Они  имеют определенный вопрос и необходимо дать правильный ответ. Чтобы ответить, надо мыслить нестандартно, включить мышление, добавить юмор и настроение.

Такие загадки можно использовать в развлекательных целях, в процессе обучения.

Круглой формы голова,

Той же формы буква…

( не А, а О)

Вышел зайчик погулять,

Лап у зайца ровно …

(не пять, а четыре)

Ты на птичку посмотри;

Ног у птички ровно…

( не три, а две)

Говорил учитель Ире,

Что два больше чем…

( не четыре, а один)

С каждым днем все лето ближе,

Скоро встанем все на …

(не на лыжи, а на ролики)

У Иринки и Оксанки

Трехколесные есть…

( не санки, а велосипеды)

На прививки и уколы

Мамы деток водят в ….

( не в школы, а в поликлинику)

Ты на птичку посмотри;

 Ног у птицы ровно…

 (не три, а две)

 На уроках будешь спать —

 За ответ получишь…

 (не пять, а два)

Он-надежная охрана,

Дверь не может быть без …

( не без крана, а без замка)

Мы гостей всех дружно встречаем:

Поим их свежемолотым…

( не чаем, а кофе)

Короли все на портретах

Нарисованы в…

( не в беретах, а в коронах)

Моим сестричкам маленьким

Купили к лету…

( не валенки, а босоножки)

Наберем цветов охапку

И сплетем сейчас мы…

(не шапку, а венок)

На базар идут старушки

Покупать себе …

( не игрушки, а продукты)

Хоккеистов слышен плач,

Пропустил вратарь их..

(не мяч, а шайбу).

Говорит нам папа басом:

 «Я люблю конфеты с…

 ( не с мясом, а с орехом или джемом)

 На обед сыночку Ване

 Мама варит суп в…

 (не в стакане, а в кастрюле)

 Просит бабушка Аркашу

 Из редиски скушать…

 (не кашу, а салат)

 Подобрать себе я смог

 пару варежек для…

 (не для ног, а для рук)

 И в Воронеже, и в Туле,

 Дети ночью спят на…

 (не на стуле, а на кровати)

 На дорогах стало суше —

У меня сухие…

 (не уши, а ноги)

 Во дворе трещит мороз —

 Шапку ты одень на…

 (не на нос, а на голову)

 Вся хрипит, чихает Лада:

 Съела много…

 (не шоколада, а мороженого)

 День рожденья на носу — испекли мы…

 (не колбасу, а торт)

 В ползунках всегда одет

 Спит в саду с пустышкой…

 (не дед, а братик)

 Попросила мама Юлю

 Ей чайку налить в…

 (не кастрюлю, а в чашку)

Синим лаком захотела

 Я себе покрасить…

 (не тело, а ногти)

 И капризна, и упряма,

 В детский сад не хочет…

 (не мама, а дочка)

 Чинят крыши, мебель, рамы,

 На рыбалку ходят…

 (не мамы, а папы)

 

Лет, наверно, двести

 Петиной…

 (не невесте, а черепахе)

Черный весь, как-будто грач,

 С нашей крыши лезет…

 (не врач, а трубочист)

 Куклам платьица, штанишки

 Любят шить всегда…

 (не мальчишки, а девчонки)

 Картину рисую я акварелью,

 Как папа на даче ствол пилит…

 (не дрелью, а пилой)

 К первоклашкам входит в класс

 Лишь бесстрашный…

 (не водолаз, а учитель)

 Ни к чему весь этот спор — резать ткань бери…

 (не топор, а ножницы)

 Холоднюще местечко

 В доме нашем — это…

 (не печка, а холодильник)

 Чтобы погладить майку, трусы,

 мама включает в розетку…

 (не часы, а утюг)

Алфавит запомнили легко:

 Номер первый буква…

 (не О, а А)

 

 

Загадки с подвохом помогают развивать сообразительность, находчивость, внимательность. Вызывают радость, восторг у детей и поднимают настроение.

Значение загадок:

Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь, углубляя и уточняя знания о предмете. Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.

Загадки:

  • обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
  • помогают увидеть вторичные значения слов;
  • формируют представления о переносном  значении слова;
  • помогают усвоить звуковой и грамматический  строй русской речи.

Причины ошибок при отгадывании загадок детьми:

Несмотря на то, что старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями при отгадывании загадок они допускают ошибки. Причины:

•        невнимательно слушают текст загадки;

•        не запоминают полностью содержание загадки;

•        полностью или частично не понимают текст загадки;

•        при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

•        не имеют достаточных знаний о загаданном;

•        не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке

Методика составления загадок по опорным таблицам

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму»

(китайская пословица)

Дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.

Придумывание загадок – это творчество, доступное детям начиная с младшего возраста. Придумывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Чтобы придумать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное.

Придумывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир.

Составлять загадки можно буквально обо всём. Но надо помнить, что  тематика для детей младшего возраста ограничена. Загадки должны быть о тех предметах, с которыми ребёнок чаще всего сталкивается, которые многократно воспринимает и которые оказывают на него эмоциональное воздействие.

Можно придумать загадки об игрушках, о домашних и диких животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания. В ней должны быть названы яркие характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые ребёнок хорошо знает (голос животного, чем оно питается, повадки и другое).

Для обучения придумыванию загадок не обязательно организовывать специальные занятия. Можно начать на самой обычной прогулке. Увидели птицу, чайку например, рассмотрели цвет оперенья, определили действия, которые она совершает, и получилась загадка: «Белая, с оранжевым клювом, умеет летать». А если вы предложите ребёнку нарисовать ответ, то он ещё и закрепит свойства и внешний вид предмета, о котором придумана загадка.

Подобные описательные загадки вполне по силам сочинять даже трёхлетним малышам. Правда, сначала им никак не удаётся правильно сформулировать вопрос, они говорят так: «У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?»

Чтобы помочь ребёнку, можно использовать такой игровой приём, как «Чудесный мешочек». Подготовьте красивый мешочек, в который положите разные игрушки и предметы. Они должны контрастно отличаться друг от друга. Предложите ребёнку опустить руку в мешок и достать игрушку, которую вы ему опишите. Например: у этой игрушки длинные ушки, круглая голова, большие глаза, маленький хвостик. Затем ещё раз проговорить вместе с ребёнком характерные признаки этого предмета.

Подскажите четырехлетнему ребёнку, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того животного, о котором вы составляете загадку. Например, если сказать «большой зверь живёт в лесу», то придётся долго перечислять всех лесных жителей. А вот если добавить, что он любит полакомиться мёдом и малиной, спит в берлоге, станет ясно, что речь идёт о медведе. В такую «сочинительную» игру можно играть в группе и на улице. По очереди с детьми загадывайте друг другу загадки об окружающих вас предметах.

Вот какие загадки придумывали дети:

«Летает, мёд собирает, ещё и жалит»,

«Золотая, живёт в воде, плавает»,

«Листики зелёные, а ствол белый».

«Плавает в воде, щупальцами жалит, с шапочкой»,

«Горит, оранжевый, бывает на доме».

В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Учитывая это, в работе с пяти - шестилетними детьми загадки можно использовать особенно широко и в разнообразной тематике. Загадки придумывать о животных, птицах, рыбах, насекомых, явлениях природы и их закономерностях; предметах обихода и орудиях труда человека; средствах передвижения, связи и информации; о спорте, человеке, грамоте, книге.

С детьми старшего возраста можно сочинять загадки – сравнения: «круглый, как шар, зелёный, как трава, сладкий, как сахар». - (Арбуз). Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предметов, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их сравнить.

Вот типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения: «С усами, а не дядя, поёт, а не артистка, пушистая, а не собака». (кошка)

Воспитатель может предлагать детям и другие задания: в отгадке должен быть определённый звук, например «п», «в», «с».

Дети придумывают:

«Хороший, добрый, счастливый, плитку клеит и  обои». (Папа)

«Серый, живёт в лесу ещё и кусается».   (Волк)

«В небе летает, летает, потом на землю падает, сугробы делает». (Снег)

Вот такие опорные таблицы предлагает использовать А. Нестеренко:

1 способ:

На что похоже?

Чем отличается?

Предположим, что мы решили составить загадку о волчке.

1.Заполним опорную таблицу.

На что похоже?

Чем отличается?

На балерину              

На зонтик                  

На гриб                        

Не живой

От дождя не укроет

Несъедобный

2. Вставка слов-связки: как, но.

3. Получилась загадка:

Как балерина, но неживой;

Как зонтик, но дождя не укроет;

Как гриб, но съесть его нельзя.

Что это?

2 способ:

  1. Составление опорной таблицы:

Какая? Какой? Какое? Какие?

Что такое же?

  1. Выбор объекта:  солнце
  2. Заполним опорную таблицу.

Какая? Какой? Какое? Какие?

Что такое же?

Яркое

Круглое

Жаркое

Лампа

Колесо

Огонь

  1. Вставка слов-связки: а, не.
  2. Получилась загадка:

Что это?

Яркое, а не лапа.

Круглое, а не колесо.

Жаркое, а не огонь.

3 способ:

1.        Составление опорной таблицы:

Что делает?

Кто (что) делает такое же  действие?

2.        Выбор объекта:  комар

3.        Заполним опорную таблицу.

Что делает?

Кто (что) делает такое же  действие?

Летит

Пищит

Кусается

Самолёт

Мышка

Собака

4.        Вставка слов-связки: но, не.

5.        Получилась загадка:

Кто это?

Летает, но не самолёт.

Пищит, но не мышь.

Кусается, но не собака.

ТРЕНИНГ по составлению загадок в подгруппах.

Не критикуйте загадки, придуманные детьми, какими бы нелепыми они вам не казались. В любом случае это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идёт, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с ребёнком, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.

Уважаемые педагоги, больше загадок хороших и разных!

Литература:

Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Воспитатель: В чём секрет успеха? Витебск, 1995.

Васюкова Н.Е. «Воробышек» 02.08. Учебно-методическое пособие. ООО ИД «Карапуз».

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва.: Просвещение, 1985.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Ф.А. Сохина.- М.: Просвещение, 1991.

Как же я любила в детстве загадки! Помню, сижу и думаю, что же это может быть? Иногда угадывала, иногда - нет. Сын тоже иногда так смешно морщится, думает, а иногда такой ответ даст, что аж смешно! Смешно, потому что, если разобраться, то, что загадывалось и вправду может быть похоже на совсем другое, чем было в отгадке. Например, недавно загадала: Зимой светит, но не греет, что это? Долго думал, наконец, выпалил - "Лампочка!". Отгадка, конечно, солнышко. Но и лампочка вроде не греет. Правда, видно долго думал, так как не понимал при чем же тут зима. Смешно!

Тоже добавляю несколько детских загадок:

 1. Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,

 Сердечко золотое. Что это такое? - ответ: ромашка

 2. На лугу живет скрипач,

 Носит фрак и ходит вскачь. - ответ: кузнечик

 3. Маленький рост, длинный хвост,

 Серая шубка, острые зубки - ответ: мышка

 4. Посадили зёрнышко -

 Вырастили солнышко. - ответ: подсолнух

 5. Растёт она вниз головою,

 Не летом растёт, а зимою.

 Но солнце её припечёт -

 Заплачет она и умрёт. - ответ: сосулька

Сын (2 года) загадал мне загадку:

— Красное валяется, никому не надо.

Перебрала все возможные варианты. Оказалось, это качелька во дворе сломалась.

Муж:

— Зимой и летом одним цветом. Что это?

Дочь думает минуту и на полном серьёзе выдаёт:

— Собака!!!

Мы долго смеялись, но, в принципе, ничего против сказать не могли.

Загадывают племяннице (5 лет) загадку:

— Зимой и летом одним цветом.

Та, не задумываясь, отвечает:

— Деньги!

Дочка загадала загадку:

— Мама, угадай — кто над нами вверх ногами?

— Муха?

— Ниндзя!

На уроке надо было загадать загадки про интерьер дома. Одна девочка загадывает про дверь, что-то вроде:

— Высокая и строгая,

Ходит, пол не трогая.

Кто ни выйдет, ни зайдёт,

Ручку ей всегда пожмёт.

Её одноклассник:

— Жена!

Внук (9 лет) спрашивает:

— Бабушка, что надо делать, если видишь зелёного человечка?

Отвечаю:

— Обратиться к психотерапевту.

— Бабушка... переходить дорогу.

Купили Ане (4 года) настольную игру, в которую входит комплект карточек с загадками. Есть загадки, ответы на которые она ещё не может знать, но мы используем их для расширения словарного запаса. Правда она проявляет изобретательность частенько. Загадка:

«Над дворцом спустился вечер

И зажёг дворецкий свечи.

А во что их нужно вставить

Чтоб удобно было ставить?»

Неуклюжая конечно загадка. Аня подумала, подумала и ответила:

— Торт!

Подсвечник — это же не интересно.

Даша (5 лет):

— Мам, отгадай загадку. У этого зверя один хобот, один хвост и четыре колеса!

— Может, слон?

— Не-а. Пылесос!

У сестрёнки (воспитательница) в детском саду Дед Мороз задаёт детям загадку:

— Сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл.

Дети в один голос:

— Волк, волк!!!

Мама загадывает загадку:

— Маленький, удаленький сквозь землю прошёл — красную шапочку нашёл.

Артем (4 года) отвечает:

— Волк.

— Нет, это же гриб!

— А что, гриб тоже Красную Шапочку съесть хотел?

Я с дочкой разбираю тему загадок:

— Что такое: «сидит девица в темнице, а коса — на улице»?

Марина (4 года):

— Рапунцель!

Бабушка загадывает загадку внуку Виктору (6 лет):

— Рыжая, хитрая, войдёт во двор — всех кур пересчитает. Кто это?

— Соседка тётя Галя!

Арсений (9 лет) делает тест по русскому языку. Задание — отгадать загадку:

«На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришёл старик седой».

Арсений быстро догадался:

— Школа!

Я в изумлении:

— Почему?!

— Потому, что хотели ввести 12-летнее образование!

Играем с сыном (4 года) в загадки. На «не лает, не кусает, а в дом не пускает» мой сын, немного подумав, просиял:

— Охранник!!!

— Не лает, не кусает, а в дом не пускает. Кто это?

— Хозяин.

Задаю ребёнку известную загадку:

— То толстеет, то худеет, на всю хату голосит.

Ответ — гармошка. Ребёнок (5 лет) на эту загадку, не задумываясь, отвечает:

— Мама.



Предварительный просмотр:

Загадка – это один из видов фольклорного жанра, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

В загадках происходит метафора - замена одного предмета другим по внешнему сходству. Но, тем не менее, загадки очень точны, в них всегда говорится о каком-либо конкретном предмете, потому что иначе загадку невозможно разгадать.

Виды загадок:

  1. Описательные загадки.
  2. Рифмованные загадки.
  3. Загадки-стихотворения.
  4. Образные загадки.
  5. Загадки с подвохом.

Значение загадок:

•        обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

•        помогают увидеть вторичные значения слов;

•        формируют представления о переносном  значении слова;

•        помогают усвоить звуковой и грамматический  строй русской речи.

Цель использования загадок - научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке.

Условия, обеспечивающие правильное понимание и правильное отгадывание загадок:

        предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;

        уровень развития речи детей;

        учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

Как же я любила в детстве загадки! Помню, сижу и думаю, что же это может быть? Иногда угадывала, иногда - нет. Сын тоже иногда так смешно морщится, думает, а иногда такой ответ даст, что аж смешно! Смешно, потому что, если разобраться, то, что загадывалось и вправду может быть похоже на совсем другое, чем было в отгадке.

Например, недавно загадала: Зимой светит, но не греет, что это? Долго думал, наконец, выпалил - "Лампочка!". Отгадка, конечно, солнышко. Но и лампочка вроде не греет. Правда, видно долго думал, так как не понимал при чем же тут зима. Смешно!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №34 «Лукоморье»

корпус «Золушка»

Учим детей загадывать загадки

Загадка доставляет уму ребёнка

полезное упражнение.

К.Д.Ушинский

Подготовила: Е.В.Дерюшева,

                                 учитель-логопед

г.Чайковский,

2015г

Методика составления загадок по опорным таблицам

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму»

(китайская пословица)

Придумывание загадок – это творчество, доступное детям начиная с младшего возраста. Оно развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир.

Требования к подбору загадок:

Младший дошкольный возраст - загадки о предметах, с которыми дети чаще всего встречаются. Использовать загадки, в которых используются яркие внешние признаки. Но не должны быть слишком подробные.

Средний дошкольный возраст - загадки с более широкой тематикой, характеристика предметов должна быть дана подробно, признаки предметов определены точно, четко. Загадки должны быть с прямым сравнением.

Старший дошкольный возраст - загадки разнообразной тематикой, характеристика предметов может быть краткой, но называется основной, существенный признак.

Для детей младшего возраста загадки должны быть о тех предметах, с которыми ребёнок чаще всего сталкивается, которые многократно воспринимает и которые оказывают на него эмоциональное воздействие.

Можно придумать загадки об игрушках, о домашних и диких животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания.

В загадках должны быть названы яркие характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые ребёнок хорошо знает (голос животного, чем оно питается, повадки и другое).

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д.

Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. 

В старшем дошкольном возрасте тематика загадок более разнообразна: животные, птицы, рыбы, насекомые, явления природы и их закономерности; предметы обихода и орудия труда человека; средства передвижения, связи и информации; спорт, человек, грамота, книга.

Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Опорные таблицы по составлению загадок по А. Нестеренко:

1 способ:

На что похоже?

Чем отличается?

как, но

        

2 способ:

Какая? Кокой? Какое? Какие?

Что такое же?

а, не

3 способ:

Что делает?

Кто (что) делает такое же действие?

но, не

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием.

Уважаемые педагоги,

больше загадок хороших и разных!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Загадки-как средство развития речи дошкольников»

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного во...

Мастер-класс "Круги Луллия - одно из средств развития речи дошкольников с ОНР"

Мастер-класс предназначен для воспитателей и учителей-логопедов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи. В материале раскрыты различные формы работы по развитию речи для детей старшего дошколь...

Мастер-класс на тему: «Виммельбух как средство развития речи дошкольников»

Цель: ознакомление родителей с использованием виммельбухов в развитии речи дошкольников.Задачи:- Познакомить родителей с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие д...

Мастер-класс для родителей "Загадка, как средство развития речи дошкольников"

На данном мастер-классе родители познакомятся с алгоритмом составления загадок по схемам-моделям....

Мастер-класс для педагогов "Нейрогимнастика как средство развития речи дошкольников"

Цели нейрогимнастики:• Развитие межполушарной специализации.• Развитие межполушарного взаимодействия.• Развитие комиссур (межполушарных связей).• Синхронизация работы полушарий.&bu...