Консультация для родителей и педагогов "Речь и поведение"
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Как речевое развитие влияет на поведение ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_povedenie.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Как связаны между собой речь, коммуникация и поведение?

Речь и поведение тесно связаны между собой. Поведение человека регулируется его внутренней речью и опирается на внешние речевые регуляторы: инструкции, замечания, поощрения.

У ребенка, который не может общаться с окружающими, нет мотивации вести себя хорошо.
У ребенка, который полноценно включен в социум, такая мотивация есть. Поэтому крайне важно дать ребенку с нарушениями речи опыт успешной коммуникации. Если он знает, что будет понят даже с ограниченным речевым репертуаром, что он принят в сообщество, что его не наругают и не засмеют за произношение и медлительность — он будет говорить чаще. Речь будет развиваться, поведение – улучшаться.

Как регулировать поведение ребенка с нарушенной речью

Очень важно с первых моментов подключить  семью и всех педагогов: разъясняйте им и остальным детям, что плохое поведение – это  не злонамеренный выбор, а следствие нарушений и состояний, с которыми ребенок (пока что) не может справиться.

Важный регулятор поведения — внешняя речь. Озвучивайте ребенку его состояние, его эмоции, его потребности.

Внешние регуляторы и улучшение понимания речи постепенно формируют  поведение.

Регулировать поведение помогут визуальные опоры: песочные часы, таймеры, картинки-алгоритмы, таблички с правилами. Такие подсказки улучшают контакт ребенка с реальностью, снижают его тревогу, напоминают о правилах и социальных нормах.

Возможности выразить свои эмоции и потребности социально приемлемым способом снижают уровень агрессии, уменьшают количество нежелательных проявлений поведения.

Формирование словаря выражения себя, своих эмоций, состояний и потребностей, коммуникативные книги улучшают самоконтроль, саморегуляцию, и корково-подкорковое взаимодействие, а также служат улучшению поведения.

Хорошими помощниками в коррекции нежелательного поведения станут

  • таблички с правилами «можно-нельзя»
  • табличка «Стоп»
  • метод «4-х шагов»
  • коммуникативные книги
  • социальные истории

«Метод четырех шагов»

Шаг 1. Озвучить состояние ребенка и причины трудного поведения.
Шаг 2. Дать ребенку поддержку.
Шаг 3. Сохранять принятые правила и установленные границы.
Шаг 4. Предложить альтернативу.

Коммуникативные книги — это картинки или фотографии о жизни ребенка, с информацией о нем, его предпочтениях, вкусах, увлечениях, особенностях.
Такие книги стимулируют коммуникацию со стороны ребенка: любой ребенок скорее воспользуется речью в значимой для себя ситуации. Собственные интересы и обстоятельства значимы и вызывают интерес.

Из коммуникативной книги мы можем узнать о ребенке, это может стать способом установить горизонтальную коммуникацию (со сверстниками).      Как помочь ребенку с нарушенной речью общаться с другими детьми

  • Объясните детям и родителям, какие трудности есть у ребенка с нарушениями речи и как он их преодолевает. Посоветуйте, как нужно с ним общаться. Будьте примером толерантного отношения к любым особенностям.
  • Не ставьте во главу угла отношения к ребенку успеваемость и  успешность.
  • Создавайте ситуации успешного общения детей с особенным ребенком. Если нужно, первое время будьте посредником.
  • Поощряйте освоение детьми средств дополнительной коммуникации.
  • Организуйте в группе активности, в которых ребенок с нарушением речи сможет проявить свои способности наряду со всеми.
  • Старайтесь предупреждать ситуации травли. Если нужно, обращайтесь к  психологической службе.

Чтобы видеть положительные изменения, фокусируйтесь на достижениях, сравнивайте ребенка не с другими детьми, а с ним самим в более раннем возрасте или более тяжелом состоянии, отмечайте, чего он раньше не мог, а может сейчас.

Как помогают движение и музыка

Музыка и двигательные практики — самый простой, доступный и приятный инструмент для развития особенных детей. Как движение и музыка помогают при речевых трудностях?

  • Движение и музыкальная активность повышают тонус, позволяют сбросить напряжение, улучшают эмоциональное состояние в целом.
  • У ребенка появляется возможность выразить свое состояние через невербальные способы.
  • Движение и музыка не требуют хорошего состояния речи. Они могут стать зоной успешности для детей с ограниченными речевыми возможностями.

Движение

  • Речевые отделы в головном мозге вплотную прилегают к моторным. Поэтому двигательная активность (стимуляция моторной коры) стимулирует речевую.
  • Улучшается межполушарное взаимодействие, происходит стимуляция мозолистого тела.
  • Формируется ведущее полушарие.
  • Развиваются навыки моторного планирование.
  • Улучшение общей координации влияет на артикуляционные и дыхательные возможности. А они улучшают качество речи.

Музыка

  • Стимулируется ствол головного мозга и речевые зоны.
  • Развиваются отдельные компоненты речи: выдох, плавность, интонация.

Двигательные и музыкальные занятия — отличная площадка для объединения особенных детей с одногрупниками. Танцы, постановка спектаклей, совместное музицирование помогают детям наладить контакт с помощью невербальных средств и снижают риски травли и высмеивания в группе . Как это работает?

  • На химическом уровне — у всех участников выделяется гормон окситоцин. Он вызывает положительные эмоции, чувство общности и родства.
  • Двигательный и музыкальный продукт — общее переживание, которое объединяет и укрепляет дружеские и горизонтальные связи.
  • Музыка и движения позволяют плохо говорящему ребенку проявить себя, закрепить опыт успеха, повысить социальный статус в глазах группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Памятка по безопасному поведению на льду"

рекомендации родителям по правилам безопасного поведения на водоемах...

Консультация для родителей Воспитание привычек нравственного поведения детей

Консультация для родителейВоспитание привычек нравственного поведения детей Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагог...

Консультация для родителей на тему: «Культура поведения»

Консультация для родителей на тему: «Культура поведения»Культура поведения - это существенная часть нравственного воспитания.Некоторые считают, что внешняя сторона поведения не столь важна, главное- в...

Консультация для родителей «Развитие навыков безопасного поведения дошкольников»

Описание работы по формированию у дошкольников определённой модели поведения:- предвидеть опасность;- уметь принять меры во избежание опасности;- уметь обращаться за помощью к другим;- уметь действова...

Консультация для родителей на тему «Правила поведения родителей на детском празднике»

В консультации размещены правила поведения родителей на детском празднике....

Консультация для родителей. Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников «Знают родители — знает ребёнок»

Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному...

Консультация для родителей на тему "Культура поведения детей и родителей на праздниках"

Консультация несёт в себе пернечень правил по культуре поведения на праздниках...