Доклад на семинар" Работа логопеда с родителями" +презентация.
материал по логопедии (подготовительная группа)

Доклад на семинар" Работа логопеда с родителями" +презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami._na_sayt.docx42.57 КБ
Файл prezentatsiya_1.pptx765.75 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Работа логопеда с родителями

Слайд 2

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Как показывает практика, многие родители недостаточно хорошо разбираются в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Цель совместной педагогической работы заключается в повышении качества коррекционно-образовательного процесса по преодолению речевых нарушений у дошкольников. Она направлена на решение задач, которые вы видите на слайде.

Семья – это наиболее влиятельное окружение для ребенка. Именно она оказывает мощное воздействие на формирование его личности и развитие речи. Взаимодействие с семьей заключается не просто в распределении разных задач, чтобы достичь одну общую цель. Взаимодействие должно включать контроль, а также обратную связь. При этом не стоит делать контроль излишне навязчивым, но и он не должен иметь свойство опосредованности. Педагоги должны взаимодействовать с родителями через разнообразные формы сотрудничества и средства общения. Работа логопеда с семьей должна быть разносторонней. Это позволит не только повысить их педагогическую культуру, но и улучшить результативность логопедической работы с речью детей.

По каждой выделенной задаче ведется определенная работа.

1) Решая первую задачу очень важно создать благоприятную атмосферу, которая вызовет у родителей интерес и желание помочь логопеду устранить речевые нарушения ребенка.

Слайд 3

Здесь можно упомянуть этапы успешной работы, который сформулировал В.А. Петровский:

Этапы успешной работы логопеда и родителей по В.А. Петровскому:

  1. Нужно сформировать у членов семьи положительный образ малыша. В данном случае во главе угла стоит девиз «Ваш ребенок лучше всех», т.е. ни в коем случае не надо жаловаться на ребенка, даже если он сделал что-то не так.
  2. Донесение до родителей знаний об их ребенке, которые не доступны им внутри семьи. Сообщается о том, как малыш общается со своим сверстниками, каких успехов он уже добился и т.д.
  3. Знакомство специалиста с основными проблемами при воспитании. В данном случае, логопед выступает в роли слушателя, поддерживая диалог. Не дается никаких оценок и предварительного анализа. Вся полученная информация должна использоваться специалистом только для дальнейшего позитивного взаимодействия с семьей.
  4. Совместная работа по формированию личности ребенка. К этому моменту уже должны сформироваться доверительные отношения между логопедом и членами семьи. Только после этого он может давать советы и рекомендации.

Слайд 4

Для решения первой задачи я использую следующие формы работы:

  • анкетирование;
  • индивидуальные консультации и беседы;
  • проведение открытых занятий;
  • тетрадь индивидуальной работы с ребенком.

Слайд 5

2) Решая вторую задачу важно донести до родителей, что несмотря на всю их занятость, просто необходимо всесторонне участвовать в развитии своего ребенка.

Просвещение родителей включает в себя не только описание конкретных речевых нарушений, но и знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи. Для этого я использую следующие формы работы:

  • родительские собрания;
  • оформление речевых уголков;
  • папки-передвижки с консультациями;
  • буклеты.

Слайд 6

3) Обучением методикам нужно для того, чтобы родители могли в домашней обстановке повторять те или иные упражнения. Как показывает практика, большинство родителей не делают домашнего задания с детьми только потому, что не понимают, как именно его выполнить.

К обучению я отношу:

  • теоретическое знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия;
  • практическое обучение приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком логопатом.

Для решения третьей задачи, я использую следующие формы работы:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные консультации, беседы;
  • проведение открытых занятий;
  • оформление речевых уголков;
  • буклеты;
  • «Домашняя игротека» – подбор речевых игр для занятий с детьми дома.

Итак, под каждую задачу я использую свои формы работы с родителями. Рассмотрим коротко каждую из них.

Анкетирование. Что дает анкетирование? Грамотное анкетирование дает очень много информации:

  • знакомит с семьей ребенка, показывает, как проходит общение в семье, что делается или не делается для развития речи ребенка;
  • выявляет наиболее актуальные проблемы в семье (имеется в виду речевое развитие детей);
  • подсвечивает трудности, с которыми сталкиваются родители во время домашнего задания с детьми;
  • помогает организовать логопедическую работу так, чтобы, с одной стороны, она (работа) была максимально эффективной, с другой стороны, учесть пожелания родителей.  

В своей работе я использую, как известные анкеты, так и составляю свои.

Для установления единства в коррекционно-развивающем обучении и воспитании детей и партнерских отношения с членами семьи ребенка я не просто провожу диагностику, но и обязательно знакомлю родителей с результатами психолого-педагогического и логопедического обследования.

Родительские собрания. Самая популярная традиционная форма взаимодействия с родителями. Чтобы не говорили, но эта форма работы и поныне остается актуальной и эффективной. Но это не значит, что не нужно использовать инновационные технологии и новые виды родительских собраний (в том числе нетрадиционные).

Классические родительские собрания проводятся три раза в год. В начале учебного года, с целью познакомить родителей не только с результатами логопедического обследования, но и с содержанием предстоящей коррекции речевых нарушений. В январе, чтобы показать родителям итоги промежуточного мониторинга. И третье собрание проводится в конце учебного года. Его цель – показать результаты коррекционной работы.

Остальные родительские собрания стараюсь проводить не в традиционной форме. А именно:

  • мастер-классы. Такая логопедическая работа имеет узкую направленность. Здесь мы с родителями разбираем такие темы, как «Артикуляционная гимнастика для детей» (то есть, как правильно её с ребенком выполнять); «Игры с пальчиками» (изучаем конкретные упражнения и приемы развития мелкой моторики у детей); «Как помочь ребенку в автоматизации звуков речи» (виды речевых игр с детьми);
  • «душевный разговор» – это собрание с небольшой группой родителей. Родителей, чьи дети имеют общие речевые проблемы. Например, «Дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Роль семьи в коррекции речевых нарушений». Преимущество таких собраний очевидно: родители максимально вовлечены в обсуждение темы, поскольку четко понимают, что это именно их проблема. Логопед же может обсудить и дать персональные рекомендации каждой отдельной семье;
  • «семинар-практикум» – большую часть времени мы с родителями обсуждаем/разбираем конкретные речевые ситуации. Теоретического отступления я даю минимум. Проблему вовлечения родителей я решаю следующими способами: показывают видеофрагменты с занятий с участием их детей. И приглашаю к обсуждению. Как правило, родители охотно идут на контакт, когда обсуждают не абстрактное поведение абстрактного ребенка, а конкретную игру/упражнение с участием своего ребенка. Например, как именно в этой игре происходит развитие речи ребенка, какая сторона речи отрабатывается, какие похожие игры родители знают. На такое собрание можно приглашать и других специалистов: медика, психолога, воспитателя. Примером, может служить такая тема собрания – «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

На всех родительских собраниях я организую выставку пособий. Например, по теме «Игры с пальчиками» (развитие мелкой моторики) можно использовать мозаику и конструктор, различные шнуровки, бусы, прищепки и пуговицы. В пособии я наглядно показываю, как применить данные игрушки и предметы в работе с детьми. Часто родительские собрания заканчиваются стихийными и непредвиденными консультациями.

Вид родительских собраний, которые мне хотелось попробовать в своей работе:

  1. «Игровое моделирование». Смысл такой формы в том, чтобы проиграть с родителями проблемные ситуации, смоделировать конструктивное поведение, закрепив у них правильное реагирование на проблему. Вижу, как минимум три плюса в таком собрании: помочь найти родителям выход из проблемных ситуаций, наладить с ними неформальный контакт и побудить их делиться опытом семейного воспитания.
  2. «Вечера вопросов и ответов». Организовать такое собрание можно двумя способами: предварительно дать задание родителям подумать над вопросами, которые они зададут специалисты/нескольким специалистам уже на самом собрании. Или же, предварительно собрать такие вопросы, чтобы лучше подготовиться к ответам.

Индивидуальные консультации и беседы. Для привлечения родителей к их активному участию в коррекционном процессе по исправлению речевого дефекта, я использую также консультации. Чаще всего они содержат вопросы уровня речевого развития конкретного ребенка, его достижения в процессе логопедической коррекции.

Мы с вами прекрасно видим, с каким ребенком дома занимаются дополнительно, а с каким нет. В какой семье серьезно относятся к домашним заданиям, а в какой отмахиваются. Свою задачу я вижу не в том, чтобы осудить родителей, а чтобы найти способы заинтересовать и привлечь их. В индивидуальной работе я часто использую фото и видеофрагменты с ребенком на занятиях. Это помогает заинтересовать родителей, пересмотреть отношение к домашним занятиям.

В современных реалиях последнего времени, я начала практиковать видеоконсультации в режиме онлайн.

Речевой уголок. Традиционная наглядность, так же, как и родительские собрания, остается востребованной формой работы. Не могу согласиться с мнением, что она теряет свою эффективность.  В речевом уголке «Мастерская слова» я знакомлю родителей с программным содержанием, тематической неделей, объемом знаний, который ребенок должен усвоить в этот период. Вывешиваю материал для закрепление изучаемого: стихи, речевые игры, загадки.

Папки-передвижки. Сюда я помещаю информацию, которая, с одной стороны, небольшая по объему, но с другой стороны, очень интересует родителей. Главные требования к материалу из папки-передвижки: яркое красочное оформление, доступный язык без громоздких терминов. Информация должна легко запоминаться. Пользуется успехом папка «Советы логопеда». Стараюсь вносить в папки только актуальную информацию. Например, в начале года была папка-передвижка на тему «Что такое логопедическая группа и зачем она нужна?». Чтобы бестактно не исправлять неправильно говорящих родителей (ударение, проглатывание букв), время от времени я выставляю папку-передвижку «Говорим правильно». И я хочу отметить, что это работает.

Буклеты. Эта форма работы мне нравиться все больше и больше. Отличие от предыдущей формы заключается в том, что буклеты родители могут забрать с собой и прочесть, когда это будет им удобно. Но содержание буклета так же, как и папки-передвижки, должно быть компактно, понятно и красочно оформлено. И главное, в буклете должны быть практические советы и рекомендации. Темы буклетов: «Учим ребенка думать и говорить», «Как с ребенком учить буквы», «Готов ли ваш ребенок к школе?» и пр.

Тетрадь индивидуальной работы с ребенком, как домашнее задание. Сюда можно внести:

  • упражнения артикуляционной гимнастики;
  • речевой материал для устранения нарушений в звукопроизношении;
  • задания по формированию словаря;
  • задания по формированию грамматических умений и навыков;
  • задания на развитие внимания, памяти, мышления.

Содержимое тетрадей зависит от тяжести нарушения речи.

Преимущества очевидны: это и закрепление логопедических занятий, и вовлечение родителей в коррекционную работу. Они видят динамику в развитии речи и коррекции речевого нарушения. Чем быстрее и лучше результат, тем активнее родители вовлекаются в процесс совместной работы.

И эта форма работы – квинтэссенция индивидуального подхода логопедической работы.

«Домашняя игротека». Я сделала подборку игр по развитию речи на все случаи жизни – «по дороге в детский сад», «в машине», «на кухне», «на прогулке», «перед сном»,  «на одну минутку». Оформила я эту подборку в виде игротеки. Каждый родитель может взять себе лист с играми, которые ему наиболее интересны. Игр и разделов пока не очень много, но уже можно сказать, что такая форма сотрудничества востребована у родителей. Теперь я тщательно слежу, чтобы рубрики не оказывались пустыми. Планирую пополнить их дополнительными играми.

Итак, я кратко описала формы работы с родителями, которые использую в своей работе. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Все еще много родителей, которые по каким-то причинам слабо идут на контакт и не обращаются за помощью, при этом чутко слушают меня на родительских собраниях, выполняют домашнее задание. Часть родителей настолько заняты, что пообщаться с ними не получается (в силу разных графиков работы). Поэтому я хочу апробировать такие формы, как:

1) Копилка методических рекомендаций. По типу «домашней игротеки». Темы рекомендаций будут отражать актуальные проблемы детей, с которыми я работаю. Родитель по желанию может взять интересующую его рекомендацию.

2) Родительская почта. Организовать эту форму я хочу в виде почтового ящика, чтобы родители могли задать вопрос специалисту в любое удобное для них время.

Скорее всего, обе эти формы будут взаимодействовать. Особенно если вопросы будут анонимными.

Преимущество форм работы, которые я использую в своей практике:

  • положительный эмоциональный настрой родителей и педагога на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагог, в свою очередь, заручается пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие;
  • учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
  • укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день;
  • возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.

Советы логопеду по выстраиванию отношений с родителями:

  1. Стремитесь понять родителей и увидеть проблему ребенка их глазами. Особенно это касается мам и пап, которые недооценивают важность речевого развития и логопедической работы.
  2. Будьте доброжелательны и открыты к общению. Стройте общение в формате диалога, а не наставления. Не прибегайте к назидательному тону, рекомендации давайте в формате пожеланий.
  3. Не оценивайте родителей и ребенка, не давайте им характеристики, которые могут обидеть. Не стоит использовать слова «дефект», «нарушение», «отсталость». Лучше заменить их нейтральными «проблема» или «трудности».
  4. Сохраняйте конфиденциальность, рассказывайте родителям о проблемах ребенка только наедине.
  5. В беседах с родителями используйте только достоверные и научно-обоснованные аргументы, но при этом избегайте сложных медицинских, педагогических, дефектологических терминов. Родители должны понимать, что от них требуется и как это скажется на развитии их ребенка.

Тесное общение между логопедом и родителями, их помощь друг другу – залог успешного развития и коррекции речи ребенка. Мне кажется, что формы работы, которые я использую, помогают  расшевелись педагогическую пассивность родителей. Они начинают лучше понимать свои воспитательные функции, относительно речи детей. Что они, родители, выступают не только социальными заказчиками услуг логопеда, но и сами являются активными участниками процесса коррекционной работы.

У меня всё. Спасибо за внимание!

Литература:

Библиографический список

1. Т. Антонова, Е Волкова, Н.Мишина. Проблемы и поисксовременных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка// Дошкольное воспитание. 1998.№6

2. В.Бойчев. Семья, ребенок, детский сад// Дошкольное воспитание. 1996.№5.

3. Воспитание дошкольника в семье/ Под ред. Т.А.Марковой.- М.,1979

4. О. С. Гомзяк. Говори правильно./ О.С.Гомзяк.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. ( Учебно-методический комплект “Комплексный подход к преодолению ОНР у детей”).

5.С.В. Глебова Детский сад- семья: аспекты взаимодействия. М.;Воронеж,2007.

6.О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец, А.А.Майер. работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2006

7. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных учреждений/ Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко.  М.,2001

8. О.Л.Зверева., Т.В.Коротова. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005

9. А.Я. Малярчук. Дидактический материал для исправления дефектов речи.ВТФ “Перун”, 1999.

10. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.. Детство-Прес, 2005.

11. Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.-М.: Мозаики-Синтез, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа логопеда с родителями Подготовила:Учитель-логопед Рассказова Светлана Валерьевна

Слайд 2

Цели и задачи работы с родителями Цель совместной педагогической работы заключается в повышении качества коррекционно-образовательного процесса по преодолению речевых нарушений у дошкольников. Задачи работы: установление единства в коррекционно-развивающем обучении и воспитании детей; установление партнерских отношений с членами семьи ребенка; психолого-педагогическое просвещение родителей; повышение компетентности родителей относительно вопросов речевого развития; обучение конкретным методикам логопедической работы.

Слайд 3

Задача 1. Установление единства в коррекционно-развивающем обучении и воспитании детей; установление партнерских отношений с членами семьи ребенка. Формы работы: анкетирование; индивидуальные консультации и беседы; проведение открытых занятий; тетрадь индивидуальной работы с ребенком.

Слайд 4

Задача 2. Психолого-педагогическое просвещение родителей; повышение компетентности родителей относительно вопросов речевого развития. Формы работы: родительские собрания; оформление речевых уголков; папки-передвижки с консультациями; буклеты.

Слайд 5

Задача 3. Обучение конкретным методикам логопедической работы. Формы работы: родительские собрания; индивидуальные консультации, беседы; проведение открытых занятий; оформление речевых уголков; буклеты; «Домашняя игротека».

Слайд 6

Формы работы с логопедом Анкетирование Цели: знакомство с семьей; выявление проблем; выявление трудностей; помощь в организации логопедической работы.

Слайд 7

Формы работы с логопедом Родительские собрания: 1) традиционные; 2) нетрадиционные: мастер-классы; «душевный разговор»; семинары-практикумы. Вид родительских собраний, которые мне хотелось попробовать в своей работе: «игровое моделирование»; «вечера вопросов и ответов».

Слайд 8

Формы работы с логопедом Индивидуальные консультации и беседы: уровень речевого развития конкретного ребенка; достижения в процессе логопедической коррекции. Речевой уголок: знакомство с программным содержанием, тематической неделей. закрепление изучаемого: стихи, речевые игры, загадки.

Слайд 9

Формы работы с логопедом Папки-передвижки и буклеты: небольшие по объему; яркие и красочные; понятные, без сложных научных терминов; с практическими советами и рекомендациями.

Слайд 10

Формы работы с логопедом Тетрадь индивидуальной работы с ребенком, как домашнее задание . Содержимое тетрадей зависит от тяжести нарушения речи. «Домашняя игротека» : игры по развитию речи на все случаи жизни – «по дороге в детский сад», «в машине», «на кухне», «на прогулке», «перед сном», «на одну минутку».

Слайд 11

Формы работы в перспективе Я хочу апробировать такие формы, как: Копилка методических рекомендаций . По типу «домашней игротеки». Родительская почта . В виде почтового ящика, чтобы родители могли задать вопрос специалисту в любое удобное для них время.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад "Электронный портфель логопеда".

Возможности методической разработки "Электронный портфель логопеда" позволяют визуализировать и индивидуализировать весь процесс коррекционной работы, провести количественный анализ эффектив...

Работа с родителями, презентация для родителей по программе "От рождения до школы"

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств как: патриотизм, активная жизненая позиция, тво...

Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников и педагогами ДОУ» ""

Успех коррекционного обучения  во многом определяется тем, насколько тесно и четко организована преемственность в совместной работе учителя-логопеда, родителей и педагогов ДОУ. Поэтому наша...

Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Успешное преодоление речевых нарушений в условиях коррекционной группы дошкольного образовательного учреждения возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического ...

Доклад для учителей-логопедов "Особые образовательные потребности детей с алалией".

В докладе рассказывается о понятии алалии, видах алалии и основных направлениях и содержании коррекционно-педагогической работы при алалии....

Доклад для учителей-логопедов "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания".

Цели психолого-педагогической работы с семьями глухих детей; формы работы учителя-логопеда с родителями ребенка с нарушением слуха; задачи работы учителя-логопеда с родителями неслышащих и слабослышащ...

Доклад для учителей-логопедов "Мимика как средство внешней выразительности речи"

В данном докладе для учителей-логопедов уделяется внимание значению мимики в жизни человека, предлагаются практические упражения для развития мимики и авторское стихотворение "Давайте улыбаться!...