Доклад для учителей-логопедов "Мимика как средство внешней выразительности речи"
материал по логопедии

Гурина Анна Евгеньевна

В данном докладе для учителей-логопедов уделяется внимание значению мимики в жизни человека, предлагаются практические упражения для развития мимики и авторское стихотворение "Давайте улыбаться!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mimika_kak_sredstvo_vneshney_vyrazitelnosti_rechi.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

А.А.ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36

e-mail: 460@edu.mos.ru, school460@yandex.ruhttp://sch460uv.mskobr.ru

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

Доклад для учителей-логопедов на тему:

«Мимика как средство внешней выразительности речи».

Составитель: учитель-логопед

Гурина Анна Евгеньевна

Москва, 2018 г.

Мимика как средство внешней выразительности речи.

Значение мимики в жизни человека.

Мимика - это уникальное проявление эмоций, свойственное только человеку и некоторым высокоразвитым животным. Мимика – это выразительные движения мышц лица, связанные с мыслительной деятельностью и чувствами человека.

Мимика оживляет речь, делает ее более зримой, психологичной.

Мимика складывалась у человека исторически и эволюционно, как первейшее средство общения. Бесконечная гамма переживания может быть выражены языком мимики, им пользуется новорожденный и даже у недоношенных детей регистрируются мимические движения («гримасы эмбриона»). С детства человек усваивает путем подражания общепринятый мимический код настолько прочно, что потом выражения его лица кажутся естественными, чуть ли не врожденными (гримаса плача, удивления, обиды, участия, внимания и т. п.).

Естественно, мимика зависит от возраста. Известно, что в детстве и юности лица более подвижные, чем в зрелые и преклонные годы.

В ходе жизни ребенок обучается контролировать спонтанные мимические реакции. Воспитывается экспрессия подавления и скрытия эмоций. Благодаря этому, чтение мимики у взрослых людей оказывается более трудным.

Наедине с собой человек не думает о своей мимике, за исключением тех случаев, когда он заранее и направленно отрабатывает ее. Собственно, нюансы мимики формируются и развиваются в общении с окружающими, в поисках средств усиления своей эмоциональной и интеллектуальной выразительности. Тем самым обращая индивидуальные качества человека «вовне», мимика выступает одной из форм социального общения.

В обыденной жизни натуральная мимика постоянно переслаивается с искусственной, причем диапазон выразительности необычайно велик — от амимии (безликости) до мимикрии, выражающей даже сильнейший аффект. Стихийная, непроизвольная мимика — привилегия детей и больных.

Людям, которые работают с детьми стоит уделять больше внимания развитию мимика, так как часто выражение лица и взгляд оказывает на детей более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению. Дети «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в детское учреждение маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу. Педагогу следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»). Взгляд педагога должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех детей.

Повторением одних и тех же мимических движений можно добиться выработки стереотипа, закрепляющего мимику той или иной превалирующей эмоции. Профессионально занимаются этим артисты. Лицо — инструмент человеческого общения, и как любым инструментом им надо учиться владеть. Это аутотренинг: оказывается, при произвольной тренировке мимических мышц создается так называемая обратная афферентация (обратная связь от мышц к мозгу), воссоздающая соответственные эмоций. А это имеет большое значение для саморегуляции, поскольку, отразив на лице, скажем, радость, веселье, путем тренировок можно добиться заметного улучшения психологического настроя. Человек может и должен управлять свои лицом, следить за его выражением.

Все привыкли бояться активной мимики, считается, что подвижные мышцы лица виновники ранних морщин, но почему никто не задумался о том, что куда важнее наслаждаться эмоциями, которые отражаются на вашем лице. Пусть у вас будут открытые, приветливые лица, красоту и выразительность которых подчеркнет мимика, выработанная хорошим воспитанием.


Упражнения для развития мимики.

Упражняться можно перед зеркалом, чтобы при выполнении упражнений ориентироваться на визуальные показатели, и самое важное — это ощущение в теле. Запомните их.

Избегайте резких движений и внимательно выполняйте именно то, о чем говорится в упражнении. Делайте их в умеренном темпе, без усилий, плавно и ритмично. Не гонитесь за количеством. Качество — более важно. Следует удерживать состояние внутреннего покоя, чтобы задействовать только нужные мышцы. Продолжительность занятия 5-7 мин. Если есть желание, то можно делать два-три раза в день. Если будете делать хотя бы раз в день, то уже заметите, что появляются первые результаты.

Упражнения для губ

  • Упражнение 1. Растянуть уголки рта в стороны, далее — опустить вниз, потом — сделать губы вперед хоботком.
  • Упражнение 2. Легкое покусывание верхними зубами нижней губы, затем нижними зубами — верхней губы. Вернуться в исходное положение.
  • Упражнение 3. Губы превратить в хоботок. Делаем круговые движения губами сначала в одну сторону 10-12 оборотов, дальше — в противоположную.
  • Упражнение 4. Губы превратить в хоботок. Делаем движения губами справа налево.
  • Упражнение 5. Надуть щеки, втянуть щеки.
  • Упражнение 6. Надуть щеки. Поочередно «перекачать» воздух из одной щеки в другую.

Упражнения для мышц нижней челюсти

  • Упражнение 1. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение.
  • Упражнение 2. Выполнять боковые движения нижней челюстью, затем возвращаемся в исходное положение.
  • Упражнение 3. Нижними зубами закусить верхнюю губу, держать на счет до 5-ти, затем расслабиться. И наоборот.
  • Упражнение 4. Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюстей (запомните это ощущение), расслабить мышцы и открыть рот.
  • Упражнение 5. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом поочередно.
  • Упражнение 6. Прикоснуться подбородком груди.

Упражнения для тренировки мышц глотки и мягкого неба

  • Упражнение 1. Зевота с открытым и закрытым ртом.
  • Упражнение 2. Произвольное покашливание.
  • Упражнение 3. Имитация полоскания горла жидкостью с отклоненной назад головой.
  • Упражнение 4. Делать активный выдох с «выкашливание» гласных а, о, у, е, и.
  • Упражнение 5. Глотать воду маленькими глотками.

Упражнения для мимических мышц

  • Упражнение 1. Растянуть уголки рта («улыбка») и расслабить. При усмехании уголки рта поднимаются все выше и выше. Упражнение повторять при открытом и закрытом рте.
  • Упражнение 2. Вибрация губ (фырканье лошади). Наклоняемся кпереди, расслабляем верхнюю часть тела. И выдыхаем через губы, пока они начнут вибрировать. Говорим «фрррррр», как это делают лошади.
  • Упражнение 3. Опустить уголки рта при закрытом рте.
  • Упражнение 4. Насупить брови, расслабить.
  • Упражнение 5. Поднять брови, расслабить.
  • Упражнение 6. Зажмурить один глаз, потом второй.
  • Упражнение 7. Зажмуриться, открыть глаза.
  • Упражнение 8. Приоткрыть рот, затем сомкнуть губы в кружочек и расслабить.
  • Упражнение 9. Сморщить лоб, расслабить.
  • Упражнение 10. Делаем  гримасы, на которые способно наше лицо. Без помощи рук.

Упражнений имеется огромное количество, самых разных вариантов. Чтобы получить оптимальный результат, следует чередовать тренировочные комплексы. Из каждой группы выбирайте два-три-четыре упражнения. Вы заметите, что у вас есть мышцы, о существовании которых вы даже не подозревали. Во время выполнения может появляться ощущение прилива тепла. Это нормально.

Учитесь владеть своим лицом. От того, как вы его сформируете, зависит ваше ощущение жизни. У тех людей, которые часто недовольны – вырабатываются недовольные лица. Грустные лица получаются у тех, кто чаще всего грустит. Закрытые лица, без эмоций – у осторожных, недоверчивых людей. А веселые лица появляются у жизнерадостных людей. Важно постоянно следить за своим выражением лица. Всегда. Или как можно чаще. И не допускать недовольство, разочарование, грусть. Даже в самых обычных ситуациях. Можно ли сделать красивым лицо перед сном? Можно. И нужно. Это куда полезнее, чем почистить зубы. Улыбайтесь перед сном! Улыбайтесь во время сна! Улыбайтесь после сна!

"Давайте улыбаться!"

Как может много лицо нам рассказать,

Ведь по лицу мы можем все-все скорей понять.

Когда мы  улыбаемся, то на душе светло

И нам всегда становится уютно и тепло.

А если вдруг случится какая-то беда,

Нам грустно, мы тоскуем и плачем иногда.

Но может и обидно бывает нам порой.

Тогда мы обижаемся и не хотим домой.

Бывает и такое: нас можно напугать.

Нам страшно, мы боимся, хотим испуг прогнать.

А можем в небе чудо большое увидать.

И мы все удивляемся, стараемся понять.

Но, тут нас серьезно кто-то рассердил.

Мы злимся, мы ругаемся как злобный крокодил.

А все-таки, ребята, давайте говорить

Все добрые слова, а злость всю позабыть!

Давайте улыбаться друг другу мы, друзья.

Ведь без улыбки нашей прожить никак нельзя.

Гурина А. Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность- как средство формирования выразительности речи у детей с нарушениями развития.

Театрально – игровая деятельность способствует формированию выразительности речи и быстрейшей социализации детей, активизирует и развивает слухо – речевую память ребенка....

Картотека упражнений средств интонационной выразительности речи.

В картотеке представлены комплексы упражнений при проведении которых реч вашего ребенка станет интанационно выразительной....

Доклад на тему: «Система работы по формированию выразительности речи дошкольников при чтении стихотворений».

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений довольно часто сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Особенно это заметно при подготовке воспитанников к выступлениям...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с  нарушением речи...