«Народная культура как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) по теме

Серия практических заданий  для родителей и детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_prakticheskikh_zadaniy_dlya_roditeley_i_detey.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Серия практических заданий  для родителей и детей

Разработала воспитатель первой квалификационной категории Носова Оксана Анатольевна

 Тема:  «Народная культура как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста».

Цели: 

  • приобщать родителей  к формированию у детей народной культуры посредством развития культурологического словаря и выразительности речи;
  • акцентировать внимание на собственной личности (родителей) с целью самопознания и дальнейшего саморазвития;
  • на личном примере (взрослого) прививать любовь к народной культуре.

Подготовительная работа:

  • консультации по теме;
  • индивидуальные рекомендации по теме;
  • беседы;
  • сообщения;
  • памятки;
  • практические задания по теме;
  • информационно-познавательные журналы;
  • презентации.

Содержание

  • «В чудесного мире русского языка и художественной литературы» (практическое задание №1).
  •  «Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать…» (практическое задание № 2 в форме головоломки).
  • С книгой жить – век не тужить» (практическое задание №3 в форме конкурса в кругу семьи).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  №1

Тема: «В ЧУДЕСНОМ МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Форма: игровая деятельность

Уважаемые Родители. Предлагаем Вам увлекательно-познавательную серию практических заданий по развитию выразительности речи  посредством приобщения к народной культуре.

Задания увлекают в страну Устного народного творчества. А мы являемся представителями нового поколения. Поэтому наша задача не утратить, а приумножить опыт старины глубокой. И передать нашим детям достояние нашего народа.

     1.   Прочитайте вместе с детьми диалог Г.Шахнович.

- Леночка, - говорит мама, - вымой руки. Они у тебя грязные.

- Но ведь ты сама говорила, что нельзя расти белоручкой.

Вопрос. Подумайте и обсудите: что значит слово белоручка? Как можно назвать слова «золотые руки», «белоручка»?

2.  Прочитайте вместе стихотворение У.Серовой «Отчего ж ты, рожь золотая?»:

Ветерок спросил,  пролетая,

Отчего ты рожь золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят.

Вопрос. Какое слово здесь повторяется? Почему так говорят – золотые руки, что это значит?

3.  Разыграйте по ролям  диалог в первом задании. Сначала  роль «мамы» озвучивает взрослый, а «роль девочки» ребенок. После того как диалог будет отработан, поменяйтесь ролями.

Примечание.  Отработайте средства выразительности в передаче образа: четкость дикции, интонационной  речи (знаки препинания), умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

4. Слова «золотые руки», «белоручка» можно обозвать образными выражениями? Почему?

5. «Рисуем пальчиками»

Попробуйте нарисовать красками  вместе всей семьей  «золотые ладошки», «белоручку».

БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  №2

Тема: «ЛОЖКА НУЖНА, ЧТОБЫ СУП ХЛЕБАТЬ, А ГРАМОТА -  ЧТОБЫ ЗНАНИЯ ЧЕРПАТЬ…»

Форма: интеллектуальный турнир

Уважаемые родители. Постарайтесь включить в работу свои интеллектуальные возможности и разгадать вместе с детьми задания. Раскройте детям смысл народной мудрости. А дети скажут, правы Вы  или нет.  

  1. Расшифруйте пословицу.
  • Ключ к разгадке.

!

*

«»

=

-

?

??

+

++

()

**

--

::

:

.

с

л

д

и

н

е

а

б

т

у

м

о

з

р

й

  • Ребус

-

?

=

**

?

.

!

++

--

:

()

+

*

?

.

??

=

**

?

.

!

++

--

«»

:

()

::

?

.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3

Тема: «С КНИГОЙ ЖИТЬ -  ВЕК НЕ ТУЖИТЬ»

Форма: конкурс в кругу семьи

Перед Вами заключительное практическое задание. Надеемся, что Вам удалось открыть много интересного о себе и своих близких. Такие задания недаром называют - домашними. Потому что они помогают сплотить, заинтересовать, увлечь любого участника, не зависимо от  возраста, круга интересов человека. Возможно, Вы теперь знаете над чем надо работать в дальнейшем. Желаем успеха, удачи.

  1. Во многих сказках главным героям помогали разные животные. Подумайте и ответьте:
  • В сказке про Емелю…
  • В сказке про Ивана-царевича…
  • В сказке про золотую рыбку…

  1. Подберите к фразеологизмам  смысловым выражения обобщающего значения:
  • Зарубить на носу  - ……………….
  • Повесить голову  - ………………..
  1. Проверьте свои актерские способности.
  • Объясните ребенку пословицы, поговорки  «В гостях хорошо, а дома лучше», «ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ, НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ», используя такое средство выразительности как – пантомима (от высказываний воздержитесь).
  • Ребенок должен объяснит взрослому крылатые выражения « Делу время, а потехе час», «ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ», используя такое средство
  • выразительности как – пантомима (от высказываний воздержитесь).

 .

  1. Проявите фантазерские способности.
  • На чистом листе нарисуйте небылицу. Сочините ее.
  1. Д/и «Четвертый лишний»
  • Царевна-лягушка; Иван-царевич; Кощей Бессмертный, Илья Муромец.
  • Заюшкина избушка; Мороз Иванович; Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.
  • Сказка о рыбаке и рыбке; Заюшкина избушка; Мороз Иванович; Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

НАДЕЕМСЯ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

ОТВЕТЫ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Практическое задание №1.

«В чудесном мире русского языка и художественной литературы

  1. Белоручка – это тот, кто не любит и не умеет трудиться, ленится.
  2. Золотые руки – кто любит трудиться и все делает очень хорошо, умело.
  3. Слова «золотые руки», «белоручка» - это образные выражения. Они характеризуют внешний образ персонажа.

Практическое задание №2

Головоломка «Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать»

Пословица к ребусу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Практическое задание №3

Конкурс в кругу семьи «С книгой жить – век не тужить»

 1. Во многих сказках главным героям помогали разные животные. Подумайте и ответьте:

  • Щука
  • Серый волк
  • Золотая рыбка

  1. Подберите к фразеологизмам  смысловым выражения обобщающего значения:
  • Запомнить навсегда
  • Загрустить.

5. Д/и «Четвертый лишний» 

  • Илья Муромец (богатырь из былины, остальные герои сказок)
  • Заюшкина избушка (эту сказку написал народ, а остальные писатели)
  • Сказка о рыбаке и рыбке (эта сказка написана в стихотворном жанре)