Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
методическая разработка по развитию речи

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с  нарушением речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с  нарушениями речи

   

Театрализованная игра - важнейшее средство формирования интонационной стороны речи детей, ведь театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием.

  • Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
  • Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
  • Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
  • Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми.
  • В процессе  работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального  воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста:

  • непроизвольной эмоциональной у малышей
  • интонационной речевой у детей средней группы
  • языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно. Драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. Использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами языка. Поэтому в работе над выразительностью речи должны широко использоваться постановка, инсценировка, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика и жест (при исполнении песен, чтении стихов, составлении рассказов).

Театрализованные игры проходят поэтапно.

На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им, движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, понимают нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразной интонации, логики речи.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек.  Дети заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвёртом этапе можно переходить к более сложному виду деятельности – драматизации рассказов и сказок. Для этого можно использовать рассказы: «Как Маша стала большой» (по Е. Пермяку), «Почему кот моется после еды» (литовская сказка), «Как собака себе друга искала» (мордовская сказка) и др. Дети могут разыгрывать текст как актёры, используя маски и костюмы.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды: помещение детского театра с занавесом и зрительным залом; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, бутафория.

Содержание театрализованных занятий включает:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры – драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  •  упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

     

 Первое прочтение пьесы должно быть эмоционально насыщенным, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Следующим этапом являются пробы детей на различные роли и распределение ролей. Дети по своему желанию выбирают роль и, перевоплотившись в героя, проигрывают небольшие этюды.            

           Заключительный этап – генеральная репетиция – премьера для детей и педагогов ДОУ. Повторный показ для родителей и гостей. Присутствие зрителей во время инсценировок повышает мотивацию детей и вызывает желание лучше сыграть свою роль. Поэтому одна подгруппа дошкольников показывает сценку, а вторая смотрит.  

            Театрализованные игры помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитывать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией. Работа над образом включает в себя использование всех выразительных средств речи в разных вариациях и интерпретациях.

          Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к развитию интонационной стороны речи.  Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:

  • формирование интонационной стороны речи;
  • создание атмосферы творчества;
  • социально-эмоциональному развитию детей.

Применение театрализованных игр как средство коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ОНР оказывает положительное влияние на:

  • развитие эмоциональности речи;
  •  развитие адаптивного процесса общения;
  • повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы на этапе подготовки детей к обучению в школе;
  • способствует овладению смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения;
  • является эффективным средством развития связной, диалогической речи.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная игра, как средство формирования речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: выявить особенности организации театрализованной деятельности в ДОУ, направленную на формирование в детях творческого начала и личности ребёнка.Форма проведения: педагогическая мас...

Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах ли- тературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные д...

Театрализованные игры как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

В статье говорится о том, как театрализованные игры могут влиять на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста....

Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Выразительность речи является основным компонентом формирования связной речи. Выразительность является качественной характеристикой речи, а также признаком большого уровня самостоятельности....

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденц...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...