ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (старшая группа)

КУЗНЕЦОВА НАДЕЖДА ГЕОРГИЕВНА

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Л.С. Выготской говорил: «Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания».

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kuznetsova_n._g.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кузнецова Н. Г., воспитатель

МДОУ ИРМО «Уриковский детский сад комбинированного вида»

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Л.С. Выготской говорил: «Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания».

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

К сожалению, большинство родителей не владеют специальными знаниями о речевом развитии детей, что не дает им возможности вовремя увидеть недостатки и проблемы в этой области. В связи с этим дошкольная образовательная организация призвана помочь семье сформировать у ребенка качества культуры речи, в том числе выразительность, точность, логичность, действенность.

Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Эмоционально - окрашенное слово - важный инструмент общения. По словам Н.С. Рождественский, выразительность речи - это умение внятно, убедительно и в то время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором примеров действовать на слушателя и читателя. Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связанно с отношением к нему говорящего. Выразительность речи основывается на осознанной передаче мысли.

У детей старшего дошкольного возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т. е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение — весело или грустно, шутливо или серьезно и т. д.).

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально- насыщенная речь. Активизируется словарный запас, совершенствуется звуковая  культура речи, ее грамматический строй, развивается артикуляционный аппарат. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывается умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.

«В пустых стенах ребенок не заговорит»- заметила в свое время Е. И. Тихеева – известный педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию.

Для развития выразительной речи в группе оборудован театральный уголок, а также «уголок уединения», где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. Для более успешной работы подобраны соответствующие настольно-печатные игры: «Сказка за сказкой», «Мои любимые сказки», «Размышляй-ка», «Волшебные линии», «Истории в картинках», «Аналогии». Кроме того, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям изучать художественные произведения, формируют умения самостоятельно использовать эти знания.

Для театрализованной деятельности изготовлены различные виды театра: теневой, кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а также маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляется материал, с учетом интересов детей. Это создает условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком. Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности размешены разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.

В центре грамоты дети, как с воспитателем, так и самостоятельно могут заниматься пальчиковыми играми. Артикуляционной гимнастикой, пересказать знакомые потешки.

Для работы по развитию речи подобрана картотека театрализованных игр: «Великаны и гномы», «Загадки без слов», «Пантомима», «У зеркала». «Лисичка подслушивает», «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем» и т.д., Для формирования грамматического строя речи «Близкие слова», «Закончи предложения», «Где начало рассказа?», «Узнай по описанию» и т.д. В работе над звуковой стороной речи, «Замени звук», «Измени слова», «Услышишь хлопни», «Кто больше» и т.д.

Театрализованная деятельность в детском саду организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; ограниченно включена в различные другие занятия (музыкальные, по изобразительной деятельности и др.).

В качестве речевого материала используются знакомые и любимые детям сказки, стихи, небольшие по объему литературные произведения, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок, рассказов, инсценировок учит детей пользоваться разнообразными выразительными средствами и сочетать их (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей следует проводить подготовительные упражнения: упражнения на дыхание, артикуляционную гимнастику, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культуру речи, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.

 Работая в этом направлении, важно побуждать детей к общению, учить подбирать выразительные средства интонации, четко произносить звуки. Детям очень нравиться произносить звукоподражательные слова с различной интонацией (удивленно, вопросительно, испуганно), проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса. Способствуют решению этих задач следующие игры: 

«Найди девочку»

Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.

Описание: Педагог рассказывает небольшой рассказ и просит подобрать пиктограмму, соответствующую настроению девочки.

«Кубик»

Цель: Упражнять в изображении мимическими средствами различных эмоциональных состояний по пиктограммам.

Описание: Ведущий бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, становится ведущим.

«Замри»

Цель: Закреплять умение различать и передавать различные эмоции с помощью мимики.

Описание: Дети двигаются по комнате под звуки бубна (погремушки, металлофона), с остановкой музыки, педагог говорит: «Замри» и показывают карточку с эмоциональным состоянием. Дети изображают соответствующую эмоцию.

Пропевка чистоговорки на мотив русской народной песни или другой мелодии.

Цель: развивать фонематический слух. Воспитатель пропевает чистоговорку и просит детей повторить или пропеть по-другому.

Когда у детей расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора, дети привлекаются к режиссерской работе.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организует деятельность и управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру дикторским текстом. Режиссерские игры могут быть групповыми, когда каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Используя в практике работы театрализованную деятельность, можно добиться положительных результатов не только в речевом развитии, но и в других образовательных областях. Так, дети стали чаще проявлять эмпатию друг другу, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, стали доверчивыми и открытыми. Значительно уменьшилось количество конфликтных ситуаций между детьми. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.); научились понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих его людей и своё собственное. Научились инсценировать с помощью педагога знакомую сказку. Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; стали более самостоятельными и инициативными; у детей появился интерес к театрализованной игре.

Литература:

  1. Бостельман, А. Театр в чемоданчике. Творческая деятельность и речевое развитие в детском саду: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / под ред. М.И. Кузнецовой.- Москва: Издательство «Национальное образование»,2017. – 84 с.: ил.- (Вдохновение).
  2. Театрализованные игры с детьми от 2 лет: учебно-практическое пособие для педагов дошкольного образования / под ред. Т. А. Рокитянской, Е.В.    Бояковой. – Москва: Издательство «Национальное образование», 2016.- 96 с.: ил.- (Вдохновение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с  нарушением речи...

Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Выразительность речи является основным компонентом формирования связной речи. Выразительность является качественной характеристикой речи, а также признаком большого уровня самостоятельности....

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Овладение родной речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.          Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, пото...

Театрализованная деятельность , как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы своих парт...