Доклад на тему: «Система работы по формированию выразительности речи дошкольников при чтении стихотворений».
материал по развитию речи

Сенина Любовь Якубовна

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений довольно часто сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Особенно это заметно при подготовке воспитанников к выступлениям на праздниках, исполнении ролей в играх-драматизациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                     муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 « Светлячок»

   

Доклад

Тема: «Система работы по формированию выразительности речи дошкольников при чтении стихотворений».

                                                                                                Воспитатель Сенина Любовь Якубона

п. Малое Луговое

Гурьевский городской округ

                                                                              2020год  

Система работы по формированию выразительности речи дошкольников при чтении стихотворений.

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений довольно часто сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Особенно это заметно при подготовке воспитанников к выступлениям на праздниках, исполнении ролей в играх-драматизациях.

Что такое «Выразительное чтение»?                                                                                    Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации.

Как выбрать отрывок для выразительного чтения?                                                                                            1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.                                                                                                             2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.                                        3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом). Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.                                                                                                                                                                4)Стишок должен соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова.  

5) Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа:  аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), визуалы (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации). От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.). Для визуалов обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание  ребенка. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на  способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным.  Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все стихотворение. У кого-то получается легко запомнить большое по объему произведение, а кому-то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие.                                         6) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха. Нужно читать детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова. Важны хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

Этапы обучения ребёнка выразительному чтению стихотворения.                       1. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым. Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок —  ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.

2. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте. При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

3. Определить настроение стихотворения. Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, грустным или весёлым.                                                                                                            Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

4. Расставить логическое ударение. Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

Как выделить слово голосом?                                                                                                                                                                               

Для того чтобы выделить голосом какое-то слово нужно:                                                           - прочитать его громче, чем другие;                                                                                            - после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать). Обычно в высказывании есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.

5. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы. Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит от содержания (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные), от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение). Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним.

Как научить ребёнка расставлять паузы?

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку, что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки

Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

Как сохранить интерес ребёнка к стихотворению?                                                      Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученный стишок от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученный стишок. Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только школе, но и во взрослой жизни.

Методические приёмы формирования выразительности речи

  1. Образец выразительного чтения произведения.
  2. Напоминание похожего случая из жизни детей, оживляющего их эмоции.
  3. Объяснение выразительной формы чтения.
  4. Пример выразительного чтения ребёнка.
  5. Оценка чтения.
  6. Характеристика персонажа, помогающего подобрать нужную интонацию.
  7. Чтение в лицах (по ролям).
  8. Игры-драматизации, инсценированный пересказ.
  9. Индивидуальное заучивание стихотворение для последующего выступления перед зрителями.
  10.  Специальные словесные упражнения и задания для формирования выразительности:

1. Прочтите фразы, подчёркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик).
Девочка играет в саду с куклой.
(А не просто унесла её туда).
Девочка играет в саду с куклой.
(А не в парке, в лесу).
Девочка играет в саду с куклой.
(А не с другой игрушкой).

2. Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке.
Мальчик прочитал интересную книгу.
Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый в воздухе кружится.
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной,
И заснул под нею крепко, непробудно.
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала.
(И. Суриков).

Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.

«Киска» И. Жуков

-Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)

-Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить. (обиженно)

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете! (сердито)


«Про снег» Н. Светлячок
На полянку и лужок  
(умиротворенно)
С неба падает снежок,
С неба падает снежок
Кот мурлыкнул: Творожок!
(мягко)
Но пропел ему петух:            
- Может, это просто пух
(резко, звонко)
- Кря! - сказала утка Маша
(невозмутимо)
- Это рисовая каша!
Ей ответили утята
- Это кря-кря, кря-кря вата!
(Быстрее, выше звук)
Вышел маленький телёнок,
Удивился как ребёнок,
(удивленно)
От мороза сжал бока,
- Му-му, сколько молока!
(медленно)
А весёлый Ванечка
(живее,  весело)
Взял из дома саночки,
Побежал кататься в сад.
Ваня снегу очень рад!
(четкое радостное восклицание)

Причины невыразительности речи:

      дети не осознают значимость интонации для передачи смысла своих слов;

       снижение силы мышц языка, губ, голосовых связок;

       неумение пользоваться средствами выразительности речи;

       индивидуальные психические особенности ребёнка.

Зачем нужна интонация?

Интонация играет важную роль в общении. С её помощью мы можем точно передавать свои мысли, эмоции, чувства, и правильно понимать своего собеседника.

Интонация включает в себя: мелодику, темп, ритм, логическое и фразовое ударение, тембр и паузы. Прежде, чем приступать к развитию интонационной выразительности речи у ребёнка, необходимо научить его передавать свои эмоции при помощи мимики.

Мимика

- выразительные движения мышц лица, являющиеся проявлением тех или иных чувств, настроений человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование выразительной речи дошкольников"

Автором представлен практический материал для педагогов ДОУ по речевому развитию дошкоольников....

Система работы по формированию выразительности речи дошкольников

Раскрывается методика работы с детьми: испозование специальных упражнений, игр-драматизаций, идивидуальное заучивание стихотворения, образец выразительного чтения произведенияПредставлены этапы работы...

Система работы по формированию выразительности речи дошкольников.

Система работы по формированию выразительности речи дошкольников....

Семинар-практикум: «Решение задач по формированию выразительности речи дошкольников через театрализованную игру»

Одним из главных отличий человека от остальных представителей живого мира является речь. Речь необходима человеку для передачи своих мыслей другим людям, для общения. В современном мире востребован ус...

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье предоставлен краткий теоретический материал, а также игры для развития выразительности речи старших дошкольников...

Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста

Данный материал содержит информацию для педагого дощкольного образования по теме "Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста"...