Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста
консультация

Данный материал содержит информацию для педагого дощкольного образования по теме "Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Система работы по формированию

выразительности речи у детей

дошкольного возраста

F:\ВОЛГА\3.4 Откр. занятия - для педколледжа\Грамота откр. фото\IMG_0143.JPG

Провела воспитатель Колчина О. Г.  Январь 2015,

МДОУ  «Д /сад № 5 «СЕРПАНТИН» г. Ростова

  1. Определение понятия «выразительность речи».
    Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной.
        Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
       1. Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления  выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
       2.  Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
        3. Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
        4. Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
        5. Тембр голоса – окраска, качество звука.
        6. Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.     

Воспитание ритма(3) и интонации(6) является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическомуразвитию ребенка и облегчает обучение. К. Д.Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи.
  

 Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
   

  1. Формирование интонационной стороны речи у детей младшего дошкольного возраста.
        

Работу над мелодикой (2) и темпом речи часто называют работой над выразительностью речи. Известны различные пути проведения этой работы.

Многие педагоги считают необходимым уже с первых занятий вырабатывать у малышей эмоциональную, выразительную речь. Этого подхода придерживается большинство исследователей.
 Выразительная речь требует от детей умения владеть разным речевым темпом(4) и модуляциями голоса. Малышам сразу трудно овладеть этим умением во всех речевых ситуациях. Поэтому необходим постепенный путь овладения различным темпом речи.      

    М.И.Лоховотмечал, что логопедия уделяет значительное внимание ритму(3) и слогу, так как на базе слога формируется речь ребенка, формируется с помощью ритма.
    Именно слог, как первоначальный «кирпичик» речи остается неповрежденным даже в том случае, когда вся остальная речевая система нарушена, то есть, по мнению М.И.Лохова, ритм и слог составляют основу для восстановления нарушенного речевого комплекса ребенка, так как в слоге присутствует ритм.  

 Таким образом, можно сделать вывод, что нормализация речи малышей тесным образом связана с выбором оптимального для них темпа речи.

Для работы над голосом (2) предлагаются упражнения, описанные еще в конце прошлого века И.А.Сикорским и В.Ф.Хмелевским.   Например, проговаривание цепочек гласных то протяжно, то с прерыванием; произнесение гласных сначала шепотом или тихим голосом, а затем громко и т. п. Многие авторы логопедических методик, предназначенных для малышей, предлагают при работе над голосом использовать прием мягкой голосоподачи.  

  1. Методические рекомендации по развитию выразительности речи у младших дошкольников.
       

Работа по формированию интонационных характеристик у младших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись во всех видах деятельности: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Не должна заканчиваться эта работа даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там ее «берут» в свои руки родители и занимаются, следуя данным педагогом рекомендациям.
 

В данной главе представлены отдельные направления этой работы.

  1. Работа над речевым дыханием.
    Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучного голоса.
     

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.    
Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время педагог показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время непосредственной деятельности больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведён к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия («А!», «Ах!»,«Ох!» и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих «артистов» постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.
2. Куклы-бибабо.
    Активная выразительная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев.  Упорядоченности и согласованности речевой моторики способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки. 
    Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. 
    Куклы позволяют педагогу незаметно исправлять запинки малыша, так как замечание делается не ребенку, а его кукле. Например, «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Саша, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.

3. Инсценировки.  
    Известно, что маленький ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. Эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности.    Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях. 
    Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать в непосредственной деятельности ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
    Любые инсценировки должны разворачиваться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.
    Для маленьких детей инсценировки можно осуществить по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры-драматизации.
    Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Педагог передает текст (если он не велик) в лицах. Если же текст большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за воспитателем повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад. 
    Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе с взрослыми, или некоторые детали к костюму. Все это не просто ручной труд, но и повод для разговора. Во время работы педагог просит каждого ребенка рассказать о том, как он изготовляет ту или иную поделку.
    Для плохо говорящих детей бывает необходима помощь логопеда. Распределяя роли в игре-драматизации, логопед должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период   логопедической работы. Важно дать слабому ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

4. Сюжетно-ролевые игры.
   Играя, дети уточняют свои представления о действительности, заново переживают события, о которых слышали или в которых участвовали или были их свидетелями, перевоплощаются. Так, например, куклы становятся их детьми, которых надо воспитывать, лечить, водить в школу. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты.
5. Логопедическая ритмика.
   Музыкально-двигательные упражнения помогают корригированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.
    Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т.д. В этой деятельности используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их. 
6. Произнесение скороговорок с разной интонацией.
7. Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие) и интонациями (ласково, требовательно, весело и т. п.).
    Итак, нами предложено несколько направлений работы с дошкольниками по формированию у них выразительности речи. Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Заключение.
    Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
     Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи (семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим).
               Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения задач по развитию выразительности, для овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в игровой деятельности детей. 

Информационные ресурсы – Интернет - http://knowledge.allbest.ru/pedagogics


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»

В семинаре показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и предложе...

«Театрализованная деятельность как одно из условий формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста»

Задачи :Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюд...

Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста через взаимодействие различных видов искусства

У детей дошкольного возраста рано складывается своя «картина мира». При всём своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. Весьма продуктивным в этом отношении может ст...

Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста

Доклад для воспитателей на тему "Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста"...

Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста

В данной статье я обращаюсь к развитию воображения. С помощью развития данного чувства у ребенка, мы можем говорить о серьезном подходе к выразительности и взращиванию в ребенке тяги к искусству....

Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста»

1.Консультация для педагогов«Формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста»             Дошкольный возраст &nda...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...