Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Осипова Ирина Владимировна

В данной статье я обращаюсь к развитию воображения. С помощью развития данного чувства у ребенка, мы можем говорить о серьезном подходе к выразительности и взращиванию в ребенке тяги к искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyrazitelnost_rechi.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста через взаимодействие различных видов искусства»

                                                                          Подготовила:

Музыкальный руководитель

Осипова Ирина Владимировна

     

                           г.Санкт-Петербург, 2020г.

У детей дошкольного возраста рано складывается своя «картина мира». При всём своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. Весьма продуктивным в этом отношении может стать взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные для него (изобразительное искусство и художественную литературу).

 В.А

Условием развития выразительности речи является развитие воссоздающего воображения. Физиологическая основа воображения — образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже образовались в прошлом опыте. Следовательно, исходный материал воображения — опыт, наблюдения. Хотя воображение ребенка ограничено рамками небольшого жизненного опыта, он более свободен, чем взрослый, в своей фантазии для нахождения самых невероятных связей между предметами, явлениями и эмоциями, что позволяет ему быстрее откликаться на художественный образ и произвольно создавать его.

Выразительностью речи называются особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей или читателей. Условия выразительности — самостоятельность мышления и не равнодушие, подлинный искренний интерес к речевому высказыванию. Выразительность — качество не только самого речевого высказывания, но и свойство человека, который является его носителем. Внешняя сторона выразительности речевой деятельности проявляется в мимике, жесте, движении тела, в устной речи, она неотделима от выразительности письменной речи.

Значит, задача педагога — создать условия для субъективного осмысления текста, расширения возможности восприятия, развития творческих задатков.

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… По прошествии какого-то времени зал наполняется некой единой атмосферой, поскольку музыка роднит, объединяет людей. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, даже побеждают физическую боль.

        Применение музыки и текста способствуют и расширяют восприятие художественного произведения и выразительности речи.

Примерный репертуар художественных и музыкальных произведений:

  1. А. Твардовский «Лес осенью» - музыка А. Арутюнов «Осень»
  2. А Пушкин «Унылая пора» - музыка П. Чайковский «Осенняя песнь»
  3. Е. Трутнев «Улетай лето» - музыка М. Красев «Падают листья»
  4. «Ты мороз» (или любое стих-е про зиму) – музыка М Красев «Зимняя песенка»
  5. В. Жуковский «На солнце темный лес зардеет»

     музыка П. Чайковский «Песнь жаворонка»

  1. А. Пушкин отрывок из поэмы – музыка М. Глинка «Марш Черномора»
  2. Л. Дымова «Как из нашего окна» - музыка В.Герчик «Идет весна»
  3. Р. Алдонина «Комары создали хор» - музыка В. Герчик «Хорошо у нас в саду»
  4. А.Пушкин «Унылая пора» - П.Чайковский «Осенняя песнь»

А. Твардовский «Лес осенью»

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно.

Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней-

Бережет лесную тень

Подосиновик последний

Сдвинул шляпу набекрень.

Е. Трутнев «Улетает лето»

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах,-

Это платье золотое

У березки на плачах…

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой…

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки – самокаточки

Да с горы – то – ух!

В снег пушистый – бух!

В. Жуковский

На солнце темный лес зардеет,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышине

Поет, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая!

Я здесь пою приход весны!»

А.Пушкин

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушке осторожно

Седую бороду несет;

И входит с важность за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей:

Его – то голове орбитой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Л. Дымова

Как из нашего окна

Чья-то песенка слышна.

Целый день – тень-тень-тень.

Распевать скворцу не лень.

В этой славной чудо – песне

Строчка только лишь одна.

До чего же жизнь чудесна!

Песню слушает весна.

Ты, весна, и нас послушай,

Наша песенка не хуже!

Р. Алдонина

Комары создали хор,

Зазвененли на весь двор!

Много тонких голосов,

Только нет у них басов.

Комары летят к быку

На лужайку к ручейку.

«Милый бык, спасите нас,

Ведь у вас чудесный бас!»

Бык ответил: «Я не прочь

С вами песни петь всю ночь.

Но, позвольте, я слегка

Обмахну свои бока».

Потянулся и вздохнул,

Пару раз хвостом махнул,

Огляделся…Где тут хор?

Так и ищет до сих пор.

А. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса —

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и в золото одетые леса,

 В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

 И мглой волнистою покрыты небеса,

 И редкий солнца луч, и первые морозы,

 И отдаленные седой зимы угрозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»

В семинаре показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и предложе...

«Театрализованная деятельность как одно из условий формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста»

Задачи :Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюд...

Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста через взаимодействие различных видов искусства

У детей дошкольного возраста рано складывается своя «картина мира». При всём своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. Весьма продуктивным в этом отношении может ст...

Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста

Доклад для воспитателей на тему "Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста"...

Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста

Данный материал содержит информацию для педагого дощкольного образования по теме "Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста»

1.Консультация для педагогов«Формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста»             Дошкольный возраст &nda...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...