Система работы по формированию выразительности речи дошкольников
презентация

Представление опыта

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы по формированию выразительности речи дошкольников

Слайд 2

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений довольно часто сталкиваются с проблемами монотонности и невыразительности детской речи. Особенно заметно это при подготовке воспитанников к выступлениям на праздниках, исполнении ролей в играх – драматизациях. Очевидна необходимость пересмотра подходов к формированию выразительной речи дошкольников. Обучение правильному построению интонационной выразительности речи включает в себя такие компоненты, как мелодика, темп, ритм, тембр, логическое ударение. Методика предусматривает поэтапную работу и сопровождается подбором игр – упражнений.

Слайд 3

На первом этапе формируется способность восприятия интонации. Для этого при чтении одного и того текста воспитатель использует прием сопоставительного анализа образцов выразительного и невыразительного чтения. Навыки восприятия каждого интонационного компонента формируются отдельно. Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка, модуляция высоты тона при произнесении фразы. С помощью игр – упражнений закрепляются навыки восприятия мелодики повествовательных, восклицательных фраз и предложений.

Слайд 4

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление. В работе над восприятием темпа дошкольники знакомятся с понятиями «быстро», «медленно», « умеренно», выполняя серии хлопков, прыжков, взмахов рук. Например, во время игры «Барабанщик» дети упражняются в отстукивании ладонями такта, задаваемого педагогом при чтении стихотворения .

Слайд 5

Тембр голоса – это окраска, качество звука. Для развития восприятия тембровой окраски голоса проводится игра «Угадай-ка». Задача детей – охарактеризовать голос воспитателя: радостный, грустный, злой, испуганный, удивленный.

Слайд 6

Логическое ударение- интонационное средство; выделение какого - либо слова в предложении интонацией. Изучение воспитанниками логического ударения начинается с объяснения звуковых средств его выражения. Детей подводят к пониманию, что слова, особенно важные в предложении, произносятся громче или медленней остальных. Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Ритм речи дети усваивают с помощью игр – упражнений на развитие умений различать на слух равномерно повторяющийся или неожиданный акцент и воспринимать ритмический рисунок. Для этого используются двигательные действия и наглядные схемы.

Слайд 7

На втором этапе формируются навыки использования правильной интонации в собственной речи. Выполняются серии упражнений на воспроизведение всех компонентов выразительности в речи. Игра-упражнение «Что кому нужно для работы?». У дошкольников на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий, а у педагога – иллюстрации соответствующих орудий труда. Воспитатель показывает одну из картинок и спрашивает: «Кому нужны весы?». Ребё, у которого имеется картинка с изображением продавца, отвечает, передавая нужную мелодику: «Весы нужны продавцу».

Слайд 8

Игра – упражнение «Хоровод» помогает закрепить умение координировать темп движений и речи. Дети водят хоровод, взявшись за руки, и произносят в медленном темпе слова любой знакомой потешки . По мере ускорения движения ускоряется и темп речи.

Слайд 9

Сформировать навыки воспроизведения логического ударения в речи помогает игра «Кто твой сосед?». Дети встают в круг и по просьбе воспитателя называют того, кто стоит справа (слева). Правильными считаются полные ответы, в которых логическим ударением выделено имя соседа.

Слайд 10

Таким образом, обучение выразительной речи стало частью режимных моментов, свободного общения взрослых с детьми, когда педагоги показывают образец разной интонационной окраски своей речи в обращениях, приглашениях, одобрениях и других высказываниях. Закреплению приобретенных навыков способствует совместная деятельность с детьми по разучиванию диалогов, разыгрыванию сюжетов по ролям, игр – драматизаций.

Слайд 11

Завершением работы по формированию навыков выразительного чтения может стать праздник «Конкурс чтецов».

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование выразительной речи дошкольников"

Автором представлен практический материал для педагогов ДОУ по речевому развитию дошкоольников....

Система работы по формированию выразительности речи дошкольников

Раскрывается методика работы с детьми: испозование специальных упражнений, игр-драматизаций, идивидуальное заучивание стихотворения, образец выразительного чтения произведенияПредставлены этапы работы...

Система работы по формированию выразительности речи дошкольников.

Система работы по формированию выразительности речи дошкольников....

Доклад на тему: «Система работы по формированию выразительности речи дошкольников при чтении стихотворений».

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений довольно часто сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Особенно это заметно при подготовке воспитанников к выступлениям...

Семинар-практикум: «Решение задач по формированию выразительности речи дошкольников через театрализованную игру»

Одним из главных отличий человека от остальных представителей живого мира является речь. Речь необходима человеку для передачи своих мыслей другим людям, для общения. В современном мире востребован ус...

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье предоставлен краткий теоретический материал, а также игры для развития выразительности речи старших дошкольников...

Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста

Данный материал содержит информацию для педагого дощкольного образования по теме "Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста"...