Выступление на Педагогическом совете: "Логопедические проекты, как эффективное средство взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста".
проект по логопедии

Зверкова Евгения Юрьевна

         В настоящее время, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленная на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. ФГОС ДО  предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком.  Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного  члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. 
        В связи с этим важно особое внимание уделять развитию речи дошкольников, которое составляет один из основных элементов формирования личности и является приоритетным в языковом воспитании и обучении детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  «СОЛНЫШКО»

Выступление на Педагогическом совете:

Тема:  «Повышение качества развития речевых навыков дошкольников через повышение профессиональной компетентности педагогов и выстраивание единой модели взаимодействия педагогов».

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«Логопедические проекты, как эффективное средство

взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей

дошкольного возраста».

Выполнила:

 учитель - логопед

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

 Зверкова Евгения Юрьевна

г. Новый Уренгой, 2019 г.

В настоящее время, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленная на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. ФГОС ДО  предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком.  Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного  члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. 
       В связи с этим важно особое внимание уделять развитию речи дошкольников, которое составляет один из основных элементов формирования личности и является приоритетным в языковом воспитании и обучении детей.
       Началом работы над опытом стал анализ уровня речевого развития детей в ДОУ. Было выявлено, что с каждым годом продолжается рост количества дошкольников с речевыми проблемами. И, работая в условиях комбинированных групп ,  используя традиционную систему коррекционной работы, мы пришли к выводу, что учитель–логопед не в состоянии решить речевые проблемы всех нуждающихся, из-за большого количества детей с нарушениями речи.

 В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с  дефектами речи выявлено в возрасте 4-5 лет (91%) и 5-6 лет (85%). При этом помощь   учитель – логопед в первую очередь оказывает детям старших -  подготовительных   групп.

Необходимо было привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития своих детей и активизировать их работу в этом направлении. 
          Благодаря отечественным и зарубежным исследованиям в области речевой патологии, изменился взгляд на проблемы преодоления многих нарушений речи, и поэтому процесс их коррекции также требует изменений – модернизации. В России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Одной из таких технологий является метод проектов. В котором отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952г). В России педагогические идеи впервые реализовал на практике С.Т. Шацкий. Метод проектов активно использовал А. С. Макаренко до 30-х годов. В 1931году  он был запрещён. В педагогическую практику нашей страны метод проектов пришел вновь из-за рубежа только в 80-е годы. Сегодня он используется вновь, но уже в обновлённом виде. Теоретические вопросы по данной теме освещены в классических работах Выготского, С.Т. Шацкого, Б.В.Игнатьева, Л.Э.Левина и др.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых технологий, призванных содействовать эффективному развитию детей. Надо применять инновационные формы взаимодействия с родителями. Это позволит расширить и углубить возможность коррекционной и профилактической работы, повысит её эффективность. Поиск путей решения выше обозначенных проблем привёл к применению в логопедической работе проектного метода. Нам оказались близки характерные для проектной деятельности: слияние теории и практики, когда ставятся и выполняются различные задачи, при этом отправной точкой коррекционно-развивающего обучения являются интересы ребёнка. 
В настоящее время проектный метод в нашей стране используется на всех ступенях образования. Особенно активно внедрение технологии проектирования наблюдается в системе дошкольного образования и в логопедической практике в частности.      

Количество детей,  имеющих речевые нарушения постоянно увеличивается.  Все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Для современного дошкольника характерна потеря живости, привлекательности самого процесса познания, оно идёт информативно и однобоко посредством СМИ и компьютерных игр. 
           ФГОС ДО ориентирует педагогов на необходимость участия родителей в создании условий для своевременного полноценного развития речи ребёнка дошкольного возраста. Важно помочь родителям понять, что развитие речи детей не может идти стихийно. Они должны вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития. Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся, ты и я, то вместе мы победим болезнь».
          Логопед также делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе–педагог, ребёнок и его родители – разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Только в таком случае возникает эмоционально положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи. Осознанное включение родителей в совместный образовательный проект позволит значительно повысить уровень речевого развития детей, улучшить качество речи, четкость звуков, расширит словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию русского языка, а созданное единое речевое пространство будет формировать педагогическую культуру и повысит компетентность родителей. Всё это будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми.

 И вот одной из таких педагогических технологий, которая позволяет развивать речевые навыки детей, объединяет педагогов и родителей является метод проектной деятельности. 
Ведущая педагогическая идея работы в данном направлении заключается в создании системы взаимодействия с родителями, в применении новых форм сотрудничества, осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи детей, способствующих обеспечению положительной динамики речевого развития детей дошкольного возраста. 
         К сожалению, многие родители плохо представляют, как можно помочь своему ребенку исправить недостатки речевого развития. Обеспокоенные   отклонениями в речевом развитии своего ребенка, они обращаются к разным источникам информации; читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в преодолении речевых нарушений у детей.

В связи с этим возникла необходимость создания проекта Родительской Академии «Симфония речи».

         Цель:

Повышение качества развития речевых навыков дошкольников путем создания условий  для взаимодействия ДОУ и семьи через организацию единого коррекционно - образовательного пространства.

Задачи:

- помочь родителям объективно оценить уровень развития речи ребёнка;

- помочь осознать конкретную речевую проблему ребёнка и пути её решения;

- повысить  компетентность родителей в вопросах речевого развития детей;

- вовлечь  родителей в пропедевтическую работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

           Деятельность Академии осуществляется в соответствии с перспективным планом работы, а  также с реальными запросами и потребностями родителей.

   Заседания Родительской Академии проводятся 1 раз в  месяц.

 Срок  реализации проекта: 2019 – 2020 учебный год.

Участники родительского Клуба:

  • родители;
  • учитель-логопед;
  • педагог – психолог;
  • инструктор ФИЗО;
  • музыкальный руководитель;
  • воспитатели  групп.

В проекте представлены наиболее значимые в коррекционном процессе направления работы:  Это работа над артикуляционной моторикой и дыханием, играми и упражнениями на развитие фонематического слуха; звукового анализа слова; развитие мышления, внимания, памяти, связной речи и коммуникативных способностей.

Ожидаемые   результаты реализации проекта:

  1. Повышение уровня  компетентности  педагогов и родителей в вопросах развития речи у детей дошкольного возраста, а также повышение заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, укрепление взаимосвязи между семьей и детским садом.
  2. Распространение опыта работы в ДОУ по взаимодействию учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Оценка проекта

Использование материалов проекта «Симфония речи» позволит расширить творческие возможности родителей и педагогов, найти нестандартный подход к решению задач по развитию образовательной среды и окажет положительное влияние на различные стороны психического и речевого развития детей дошкольного возраста.

Работа над проектом приобрела аналитический характер, а её результаты получили диагностическую направленность.

  • Оценка эффективности данного проекта будет проводиться на родительских собраниях и итоговых педсоветах.
  • Уровень сформированности компетентности родителей будет отслеживаться через анкетирование и определяться степенью заинтересованности.
  • Уровень сформированности развития речи у детей будет отслеживаться через индивидуальные и фронтальные беседы, рабочие тетради, тесты.

Индикатором оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

  • У 87% детей повысится уровень творческого воображения, памяти, мышления.
  • У 60% детей сформируется фонематическое восприятие и звуковой анализ слов.
  • У 75% детей обогатиться словарный запас и звуковая культура речи. Будут развиваться коммуникативные способности, закрепятся знания о буквах в жизненных ситуациях.
  • У 100% родителей будут сформированы представления и знания о темпах речевого и интеллектуального развития детей;
  • 93% родителей активизируют свой педагогический потенциал;
  • Участие родителей в проводимых мероприятиях по развитию речи у детей дошкольного возраста – 80%;
  • Положительное отношение к реализации данного проекта со стороны всех участников образовательного процесса – 100%.

Считаю, что реализация данного проекта не только повысит компетентность родителей, но и профессионализм  педагогов, участвующих в коррекционном процессе, а также внесет значительные изменения в развивающую среду ДОУ, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста». Консультация

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как пок...

Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.

формы работы взаимодействия педагогов и родителей по речевому развитию детей...

Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.

формы взаимодействия с родителями для полноценного развития речи детей дошкольного возраста...

Взаимодействие с педагогами «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Опыт взаимодействия с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста в педагогической практике"

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи ма...