Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (средняя группа)

Винюкова Анжела Анатольевна

формы взаимодействия с родителями для полноценного развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.

     Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.

Для этого можно использовать различные формы работы.  На групповых собраниях родителей в начале года педагог знакомит их с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени, знакомит с основными ошибками в речи детей.  Важно, чтобы на одном из родительских собраний педагог заострил внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том, какую помощь в овладении ребенком звуковой стороны речи может оказать семья. Он должен довести до сведения родителей, как развивается речь их ребенка, указать какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается. Лучше всего продемонстрировать простые задания (в старших группах — речевые упражнения, звуковой анализ слов), которые родители могут повторить с ребёнком дома. Родителей старших дошкольников следует познакомить с содержанием работы по подготовке детей к школе.

Так же можно использовать такие формы, как тематические беседы и консультации  по проблемам речи. В беседах и консультациях  воспитатель знакомит родителей с процессом формирования речи детей,  с проблемами речевого развития. Полезны и формы образовательной деятельности по развитию речи, где могли бы участвовать родители.

 В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

Вопросы методики развития речи находят свое место и в таких сложных формах педагогической пропаганды, как родительские конференции, «круглые столы», устные педагогические журналы, организуемые сотрудниками детского сада. Взаимодействие по развитию речи с родителями можно реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями: информационно – аналитические формы; досуговые формы; познавательные формы; наглядно-информационные формы. Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях. Формы работы: составление социального паспорта семьи; анкетирование; тестирование; целевое посещение семьи; проведение социологических срезов и др.

Досуговые формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. Формы работы: тематические развлечения; литературные вечера; фольклорные праздники; ярмарки; КВН; введение речевых традиций; вечер вопросов и ответов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными тогда, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.

 Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей. Познавательные формы организации общения педагогов и родителей выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Наглядно – информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительные и информационно – просветительские. Задачами одной из них - информационно – ознакомительной - являются ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. В информационно-ознакомительную форму входит проведение Дней открытых дверей и совместную образовательную деятельность.     У родителей имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов. Родители становятся активным участниками  жизни детей при посещении группы. Они могут сами поучаствовать в играх, режимных моментах и т.д. Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста.  Кроме коллективных форм работы, существуют индивидуальные. Воспитатель информируют родителей о состоянии речи их ребенка, отмечает положительные сдвиги, дает рекомендации.

 В процессе работы с родителями педагог указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям. Для совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию можно проводить совместные игры детей с родителями. Выпускать в детском саду газету для родителей, где будут даваться в доступной форме советы родителям, разъяснение значения той или иной работы по развитию речи детей, знакомство с дидактическими играми, которые родители смогли бы проводить с детьми по дороге из детского сада домой, дома. Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста». Консультация

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как пок...

«Взаимодействие с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста»

В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям ...

Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.

формы работы взаимодействия педагогов и родителей по речевому развитию детей...

Статья «Взаимодействие с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста»

В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи...

Взаимодействие с педагогами «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»...

Выступление на Педагогическом совете: "Логопедические проекты, как эффективное средство взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста".

       В настоящее время, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, возникла необходимость обновления и повышения качества дош...